2006-08-09

ПриShellьцы

Мировой нефтегазовый монстр Shell “на кошачьих лапах” входит в Украину: вчера договорился добывать здесь углеводороды, сегодня — открывает заправку под собственным брендом, завтра — приобретет нефтеперерабатывающие мощности

Украинский ребрендинг

Неделю назад ООО “Нефтяная компания “Альянс-Украина” и украинское представительство международной компании Shell открыли первую автозаправочную станцию под брендом Shell в Украине. Президент НК “Альянс-Украина” Сергей Сидоренко заявил на церемонии открытия, что речь идет пока о пяти-шести заправках в Киеве, а дальнейший ребрендинг АЗС в большей степени будет зависеть от увеличения продаж на уже переоборудованных заправках. Пока сложно понять, в чем состоит интерес Shell и почему генеральный менеджер этого концерна в Украине Патрик ван Дале так гордится тем, что Shell — “первый международный бренд на украинском розничном рынке автомобильного топлива”. Ведь заправки остаются (пока, по крайней мере) в собственности “Альянса”, и топливо на них продается отечественное — производства Кременчугского НПЗ.

Однако если предположить, что Shell развивает свой бизнес в Украине по российскому сценарию, то напрашивается следующий вывод: вскоре концерн свои местные интересы реализует посредством приобретения активов по переработке нефти и газа (либо получит эти активы в совместное управление). Добычей углеводородов в этой стране и их продажей транснационалы уже озаботились: в июне Shell Exploration & Production подписала договор о совместной деятельности с ДК “Укргазвидобування” по разведке и добыче углеводородов в Днепровско-Донецком бассейне. Предполагается, что на первом этапе иностранцы инвестируют в проект $100 млн, и сотрудничество, как заявил БИЗНЕСу советник по вопросам внешних связей ООО “Шелл Юкрейн Эксплорейшн энд Продакшн” Лесь Ластовецкий, развивается “очень эффективно”.

Российские интересы

В России Shell занимается разработкой месторождений на шельфе острова Сахалин в рамках проекта “Сахалин-2” (вместе с компаниями Mitsui и Mitsubishi), разработкой Салымской группы нефтяных месторождений (Ханты-Мансийский АО) совместно с ОАО “Эвихон”, дочерним подразделением компании “Сибирь Энерджи”, а также развивает сотрудничество с “Газпромом”. В Санкт-Петербурге уже есть сеть АЗС Shell. Вместе с Shevron, ExxonMobil, BP, ANI и BG компания участвует в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК), который эксплуатирует нефтепровод от Тенгизского месторождения в Казахстане до Новороссийска (пропускная способность — 28 млн т нефти в год, доля Shell в КТК — 5,5% — эквивалентна транспортировке до 110 тыс. баррелей в день). Кроме того, в Казахстане Shell совместно с “КазМунайГазом” эксплуатирует месторождение “Арман” и имеет лицензию на площадку “Мертвый Култук”.

Теперь об интересе к нефтеперерабатывающим мощностям. В ноябре 2001 г. российская группа “Альянс” заключила с компаниями Criterion и Shell Global Solutions, входящими в концерн Royal Dutch/Shell, протокол о намерениях совместно реконструировать Херсонский и Хабаровский нефтеперерабатывающие заводы в течение 2001-2010 гг. Тогда речь шла о создании на двух НПЗ, цитируем пресс-релиз того времени, современного производства “в области изомеризации прямогонных бензиновых фракций, гидроочистки дизельного топлива, гидроочистки керосина и гидрокрекинга вакуумного газойля”. Тогда реконструкцию в Херсоне оценили в $150 млн, в Хабаровске — в $250 млн. За эти деньги на Херсонском НПЗ после завершения 10-летней программы планировалось увеличить глубину переработки нефти до 90,64%, отбор светлых нефтепродуктов с 43,95% до 54,66%, а уровень рентабельности — с 0,51% до 7,6%.

В 2003 г. “Альянс” заключил соглашение о совместном финансовом участии в реконструкции Хабаровского завода с корейской компанией Samsung, увеличив предполагаемую сумму инвестиций до $500 млн. В разработке плана реконструкции активное участие приняло инжиниринговое подразделение Shell — Shell Global Solutions, и сегодня этот план находится в стадии реализации.

Назад в Украину

В Херсоне между тем успели провести только первый этап реконструкции, построив блок изомеризации на установке каталитического риформинга. Затем, в 2005 г., произошло обнуление пошлин на ввоз нефтепродуктов, приведшее к остановке завода, поскольку его продукция не смогла выдержать конкуренции с импортным российским топливом. Тем временем был обновлен и план реконструкции Херсонского НПЗ: согласно освеженному документу, после реконструкции при мощности переработки 2,5 млн т нефти в год глубина переработки должна превысить на заводе 90%, доля высокооктановых бензинов в общем объеме выпуска увеличиться с 40,8% до 81%.

Объем инвестиций в реализацию нового плана эксперты оценивают в $500 млн. Правда, компания Shell сегодня заявляет, что к реконструкции Херсонского НПЗ отношения не имеет, а также отрицает возможный интерес к покупке акций предприятия, хотя соглашается, что пятилетнее сотрудничество с НК “Альянс-Украина” развивается. “Мы сотрудничаем с НК “Альянс-Украина” и ищем варианты расширения бизнеса в этой стране, но на данном этапе не планируем делать инвестиций в нефтеперерабатывающий завод компании. В принципе, покупка завода возможна, но наше нынешнее сотрудничество с “Альянсом” ограничено заправками”, — категорично заявил БИЗНЕСу Лесь Ластовецкий.

Возможно, тут все дело в разной структуре собственности двух заводов, ведь Shell предпочитает иметь дело с полноправными собственниками. В Хабаровском НПЗ “Альянс” контролирует около 60% акций, а в Херсонском НПЗ группе официально принадлежат всего 27,64%, хотя “КазахОйл”, через свой торговый дом ЗАО “Укрнефтепродукт” владеющий 60% акций НПЗ, делегировал группе право управления заводом.

У НК “Альянс-Украина” уже есть 144 заправки, к которым до конца 2006 г. компания планирует добавить еще 20. Предприятие через свои активы в ОАО “Крымнефтепродукт” имеет доступ к топливному терминалу в порту Феодосии, от которого рукой подать через Черное море до Новороссийска. Эта инфраструктура уже используется для поставок казахской нефти в Украину, и вполне логичным было бы участие Shell в данной цепочке…

Конкуренты “Альянса” его сотрудничество с Shell в розничной торговле приветствуют. Пресс-секретарь компании “ТНК-Украина” Ирина Ковальчук подтвердила, что “ТНК” с одобрением восприняла факт сотрудничества такого крупного мирового игрока, как Shell, и НК “Альянс-Украина” на рынке розничной торговли бензином, однако вероятность покупки нефтеперерабатывающих мощностей предпочитает не комментировать.

Эксперт консалтинговой компании UPECO Виталий Давий констатирует, что сегодня в мире существует дефицит перерабатывающих мощностей. Нефтяные компании заинтересованы в их увеличении, “и Shell не является исключением”. Однако Херсонский НПЗ требует слишком больших вливаний. “Перед покупкой компании придется очень серьезно подумать. Завод сегодня представляет собой груду железа. Чтобы вернуть ему конкуренто­способность, нужно не менее $0,5 млрд. У него очень слабо развиты вторичные процессы, сегодня есть только коксовая установка, позволяющая углубить переработку нефти. Однако она не работает из-за отсутствия гидроочистки, поэтому херсонский кокс содержит большое количество серы и не востребован на рынке. В итоге, имеем малорентабельное производство, которое стоит уже более года, потому что не выдерживает конкуренции с другими производителями. Оптимистический вариант развития Херсонского НПЗ, безусловно, состоит в том, что крупная компания, например, Shell, захочет приобрести предприятие или, как минимум, принять участие в его модернизации. Впрочем, в Украине есть и свои претенденты на этот завод, которые проявляли к нему недвусмысленный интерес”, — заявил БИЗНЕСу Виталий Давий.