Появившийся на позапрошлой неделе антикоррупционный указ Президента внес предельную ясность в спор о том, как надо приватизировать «Укррудпром». Леонид Кучма поручил правительству до 1 марта определиться относительно целесообразности существования рудного холдинга.
Бесхозные активы
Немного позже премьер-министр Виктор Янукович заявил, что интересы государства этим предприятием нарушались и правительство имеет ряд серьезных претензий к «Укррудпрому», что, безусловно, повлияет на решение Кабинета Министров. «До 19 марта, когда на второе чтение должен выноситься Закон «Об особенностях приватизации «Укррудпрома», этого холдинга уже не будет. Указом фактически была дана команда «разорвать» холдинг быстро и без лишнего шума. И тем, кто еще хочет остановить этот процесс, сделать это будет крайне сложно», — сказал «ДС» один из криворожских депутатов.
Теперешние хозяева положения на ГОКах, пока еще входящих в состав «Укррудпрома», могут только радоваться — они уже успели консолидировать в своих руках такие пакеты предприятий, при которых можно диктовать условия любому «чужаку», что автоматически снижает вероятность их прихода на эти ГОКи почти до нуля. Кроме того, исключен риск появления в отрасли мощного конкурента-монополиста. И еще один важный момент — решение проблем водоотвода на криворожском месторождении при таком сценарии развития событий целиком и полностью ляжет на плечи государства. То есть частных хозяев уже не успеют законодательно озадачить финансированием таких предприятий, как «Кривбассгидрозащита» и «Кривбассреструктуризация». Хотя здесь могут быть варианты.
Два самых интересных предприятия в «Укррудпроме», до сих пор остающиеся без хозяев, — Криворожский железорудный комбинат («Кривбассруда») и «Кривбассвзрывпром». Первое предприятие включает в себя почти весь подземный Кривбасс и добывает в год около 6,2 млн т руды. В его состав входят четыре шахты — «Гвардейская», «Октябрьская», «Родина» и шахта им. Ленина. Продукция комбината особенно востребована в последнее время, в условиях дефицита железорудного сырья. С его помощью в свое время выходили из кризиса Алчевский и Днепродзержинский меткомбинаты. Менеджмент Криворожского железорудного комбината хоть и показывал последние три года небольшую рентабельность, но, как и большинство предприятий горно-металлургического комплекса, «вешал» львиную долю своей прибыли на дружественных трейдеров. Особенно привлекательно было заниматься таким бизнесом в прошлом году, когда около 40% продукции Криворожского комбината экспортировалось. Руководство «Укррудпрома» оказывало существенное влияние только на политику этого комбината (остальные подопечные мнение ГАК демонстративно игнорировали) и благодаря этому до сих пор сохраняет вес в Кривбассе. В правительственных источниках убеждены, что Криворожский железорудный до теперешнего момента входит в орбиту интересов Приватбанка. Во многом это обуславливает достаточно тяжелое материально-техническое положение шахт, входящих в состав комбината. Теоретически за него могут побороться ММК им. Ильича и «Запорожсталь», хронически испытывающие трудности с обеспечением железорудным сырьем.
«Кривбассвзрывпром» фактически является монополистом по проведению взрывных работ в криворожском железорудном бассейне, а также занимается производством взрывчатых веществ. Объем взрываемых горных пород — более 50 млн куб. м в год. В настоящее время предприятием совместно с институтами и Рубежанским химическим заводом проводятся промышленные испытания эмульсионных взрывчатых веществ типа «Эмульхим» и «Украинит». Это предприятие фактически контролируется менеджментом Ингулецкого ГОКа и входит в орбиту интересов «ЛУКОЙЛа».
Водные проблемы
«Кривбассгидрозащита» и «Кривбассреструктуризация» в состав ни «Укррудпрома», ни Криворожского железорудного комбината не входят. На их нужды в госбюджете отдельной строкой каждый год прописывается сумма в 15 млн грн. Эти деньги идут на закупку чистой воды из рек Ингулец и Саксагань, разведение ею агрессивной воды из хвостохранилищ Кривбасса, сброс ее теми же каналами в Днепр и последующую промывку русел. Мероприятия весьма важные и затратные, поскольку все ГОКи и шахты разрабатывают одно месторождение с разных сторон и почти одинаково сталкиваются с проблемой откачки воды на поверхность. «Укррудпром» регулярно выделял дополнительные деньги на решение этой проблемы. Когда же не будет такой структуры, частных хозяев рудных предприятий Кривбасса нужно будет убеждать оплачивать эти работы. И делать это, скорее всего, придется министерству, которое уже не будет иметь столько полномочий, сколько раньше. Именно поэтому куратор металлургической промышленности в Минпроме Анатолий Федяев, министр промполитики Александр Неустроев и известный лоббист горнорудников в парламенте Вадим Гуров последовательно отстаивают приватизацию «Укррудпрома» единым комплексом. Очевидно, сейчас им всем нужно будет подумать над тем, на какие предприятия «навесить» заботу об отведении воды из Кривбасса и как это сделать. Как вариант рассматривается включение «Кривбассгидрозащиты» и «Кривбассреструктуризации» в состав Криворожского железорудного комбината. Или же формирование для этих целей некоего спецфонда, в который можно заставить отчислять деньги все предприятия, добывающие руду на криворожском месторождении. Для решения этих задач депутатам придется писать новые законопроекты. Причем в срочном порядке, поскольку Закон «Об особенностях приватизации «Укррудпрома» уже теряет свою актуальность.