По словам главы МПР Юрия Трутнева, в стране усиливается дефицит качественных месторождений – уже к 2015 году рентабельных балансовых запасов нефти в России может не остаться, если не взяться за разработку шельфовых залежей углеводородов, в том числе и крупнейших месторождений в западной Арктике – Штокмановского, Русаковского и Ленинградского. В связи с этим г-н Трутнев предложил внести в налоговое законодательство поправки, позволяющие минимизировать финансовые риски при разработке арктических шельфов. В частности, разработчики концепции освоения континентального шельфа предложили правительству снизить для операторов шельфовых проектов стандартные ставки налогов и платежей, предоставить им налоговые льготы и освободить от налогообложения на период геологоразведочных работ. В МПР подсчитали, что разработка арктического шельфа может принести в госбюджет от 53 до 78 млрд долларов.
Ясно, что масштабная добыча полезных ископаемых потребует создания необходимой инфраструктуры, как транспортной, так и той, что будет обеспечивать жизнедеятельность нефтяников. Именно здесь разработчиков недр подстерегает масса проблем, с которыми сталкиваются давно работающие на Крайнем Севере «Газпром», «Норильский никель», ряд нефтедобывающих компаний. Специфика Арктики не учитывается в российских законах, так как нет юридического определения термина «Арктика» и, соответственно, четких границ Арктической зоны России. Между тем хозяйственная деятельность и жизнеобеспечение населения требуют дополнительных затрат, связанных с высокими транспортными расходами и необходимостью компенсировать жесткость природных условий. Вся существующая инфраструктура уже задействована в обслуживании действующих промышленных предприятий и портов. Остро стоит проблема привлечения трудовых ресурсов, особенно в бюджетную сферу. Дополнительные социальные гарантии и льготы, некогда привлекавшие людей на Север, упразднены или «съедены» инфляцией и высокой стоимостью жизни. Отсутствует миграционная политика, позволяющая проводить плановое отселение «избыточного» в данных условиях населения. Бюджетные субсидии выделяются практически без учета специфики условий проживания, да и деньги доходят не полностью.
В этом году федеральная власть вроде бы решила подступиться к решению проблем северных территорий. В феврале премьер Михаил Фрадков подписал распоряжение о реализации концепции господдержки экономического и социального развития районов Севера. Исполнителями концепции глава кабинета назначил пять министерств – Минфин, МЭРТ, Министерство регионального развития, МПР и Минздравсоцразвития. К концу года они должны подготовить предложения, которые позволили бы ускорить интеграцию в общенациональный рынок продукции, произведенной в северных районах.
По словам главы Минрегиона Владимира Яковлева, его ведомство рассчитывает, что законопроект о районировании северных территорий уже к концу этого года может быть представлен на рассмотрение Госдумы. Методология районирования России по медико-биологическим и социально-экономическим факторам, предусматривающая разделение страны на шесть «зон комфортности», разработана специалистами института географии РАН и Всероссийского научно-координационного центра по проблемам Севера Минэкономразвития. До последнего времени северные субсидии выплачивались 41 региону, из которых в северных широтах расположены только 28 субъектов федерации. Остальные регионы (в частности, Волгоградская, Оренбургская и Челябинская области) во времена СССР смогли пролоббировать статус «северных» для того, чтобы привлечь к себе трудовые ресурсы для реализации строительных проектов. После того как ученые разработают критерии районирования, Минздравсоцразвития должно скорректировать методику расчета «минимальной потребительской корзины» с учетом климатических и медико-биологических показателей каждой зоны. И по обновленным критериям уже будет рассчитываться величина бюджетных субсидий для каждой из шести зон.
По мнению директора ВНЦ Минэкономразвития «Север» Михаила Жукова, выделение территориальных границ Арктики особенно важно, поскольку практически все регионы, входящие в эту зону, находятся в самых дискомфортных условиях. «Выделив границы своей Арктики, – считает он, – мы тем самым обязуемся отвечать перед мировым сообществом в лице Арктического совета за эту территорию. Какие обязательства мы возьмем, насколько они будут обременительны для нашей экономики». Насколько мы сможем активизировать привлечение инвестиций в Арктику – это уже вопрос эффективности правительства.
Помимо законодательного выделения арктических границ чиновники также получили от премьера задание до 2008 года разработать меры по модернизации ЖКХ, энергетического и бюджетного секторов северных регионов, а также подготовить предложения по господдержке строительства ледокольного флота, судов смешанного плавания. Кроме того, концепция развития районов Севера предусматривает создание северных и арктических транспортных транзитных коридоров.
Возможно, деньги от разработки арктического шельфа в конце концов действительно окажутся в государственном бюджете, но для этого надо реализовать хотя бы часть из того, что запланировало правительство.