2005-03-02

Поможет ли Японии нефть разрешить территориальный спор с Россией?

Одетый в белую ветровку, призванную защитить его от сибирского ветра, премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми стоял недавно на мостике патрульного корабля японской береговой охраны и рассматривал безлесные берега островов, оккупированных Россией в сентябре 1945 года. Чуть поодаль следовал незваный эскорт - катер российской береговой охраны. Так писала об этой поездке "The New York Times".

Казалось, что время в Охотском море остановилось. Спустя почти шестьдесят лет после захвата Курил советскими войсками Россия и Япония так и не подписали мирный договор.
Но быстро меняющаяся геополитическая ситуация в азиатской энергетике может сдвинуть проблему с мертвой точки. В 350 км к северо-востоку, у побережья острова Сахалин, японские компании принимают участие в первой части проекта по освоению нефтегазовых месторождений, которые могут посоперничать с Норт Слоуп на Аляске. Стоимость нынешнего этапа - 10 млрд. долларов, тогда как общие инвестиции в проект оцениваются в 100 млрд. долларов.

В 700 км к востоку, во Владивостоке, японские и российские чиновники летом провели встречу для разработки плана строительства нефтепровода длиной 2500 км и стоимостью 12 млрд. долларов, чтобы поставлять сибирскую нефть к Японскому морю. Решение по трубопроводу должно быть принять этой осенью.
Стремление Японии гарантировать себе доступ к российскому углеводородному сырью вызвано прогнозами, что в течение ближайших 15 лет объемы импорта нефти и газа в Китай увеличатся в 2 и 5 раз соответственно. Тем временем уровень потребления энергоресурсов в Японии тоже не стоит на месте. В июле этого года страна, импортирующая 88% своей нефти из стран Ближнего Востока, зарегистрировала прирост импорта на 9%.

«Япония сейчас находится почти в таком же положении, как накануне Второй мировой войны, - сказал в недавнем интервью посол России в Японии Александр Лосюков. - Ей нужны ресурсы и рынки, а вместе это может привести к очень опасной ситуации».
Потихоньку Япония стала крупнейшим иностранным инвестором в богатый энергоресурсами Дальний Восток России. Поскольку через полгода президент России Владимир Путин должен посетить Токио с визитом, многие аналитики полагают, что приближается время, когда стороны должны будут обсудить проблему принадлежности четырех курильских островов. Обе стороны заявляли, что были бы рады объявить формулу двустороннего мирного договора во время визита Путина, который совпадет со 150-летием первого торгового договора, подписанного между двумя странами в 1855 году.

«Премьер-министр Коидзуми очень заинтересован в развитии двусторонних отношений, - говорит Такаси Иногути, преподаватель международных отношений в Токийском университете. - Необходимо что-то сделать, чтобы сблизить две страны».
Ожидается, что крупнейший японский производитель автомобилей Toyota Motor Corporation воспользуется приездом Путина, чтобы объявить об открытии своего первого завода по сборке автомобилей в России, вероятно, в Поволжье. В прошлом году продажи автомобилей Toyota в стране увеличились в три раза и составили 25 тыс., став, таким образом, самой популярной иномаркой в России.
Несмотря на признаки потепления в двусторонних отношениях, Москва настороженно отнеслась к поездке Коидзуми у островов (он стал первым премьер-министром, совершившим подобное).

«Подобные действия, не говоря уже об их демонстративном совпадении с годовщиной окончания Второй мировой войны, не только не сообщают положительного импульса мирным переговорам, но и могут вновь осложнить их, - предупредил российский МИД. - Насколько мы понимаем, эти планы основаны главным образом на внутриполитических соображениях».
И действительно, поездка Коидзуми может быть рассчитана на нейтрализацию консервативной оппозиции перед началом серьезных переговоров. Это вполне вписывается в политику его администрации. В годовщину капитуляции Японии во Второй мировой влиятельный министр экономики, торговли и промышленности Сеити Накагава вместе с тремя другими членами кабинета посетил токийский военный мемориал, чтимый консерваторами. На следующий день он отправился на Сахалин, став первым японским министром, посетившим остров, который до конца Второй мировой частично контролировался Японией. Во время пятидневного визита он посетил место строительства первого в России завода по сжижению природного газа. Долгосрочные контракты на импорт сахалинского газа уже подписали несколько крупных японских компаний.

Поскольку ожидается, что права на сибирский нефтепровод выиграет Япония, Россия старается успокоить Китай. Недавно министр энергетики Виктор Христенко, посетивший Пекин, сказал журналистам, что поставки российской нефти в Китай к 2010 году увеличатся в пять раз. Россия - пятый по величине поставщик нефти в страну.
Сейчас, когда газ становится не менее ценным источником энергии, Китай и Япония внимательно следят за действиями друг друга в Восточно-китайском море. Китай прокладывает 300-километровый газопровод к морским месторождениям, а Япония жалуется, что Китай собирается разрабатывать месторождение с запасами 246 млрд. кубометров газа, которое частично принадлежит Японии. Поскольку вопрос эксклюзивной экономической зоны каждой из стран остается нерешенным, попытки Китая добывать газ были встречены японским кораблем, исследующим спорную область у южной оконечности префектуры Окинава.

Американцы вернули Японии Окинаву в 1972 году. Теперь, говорят здесь, пора и России расстаться со своим военным трофеем - четырьмя островами, которые в Японии называются Северными территориями, а в России - Южными Курилами. Общая площадь островов превосходит площадь Окинавы.
«Без возвращения четырех островов японо-российский мирный договор не будет подписан, - заявил Коидзуми на встрече с представителями 8 тысяч бывших жителей острова. - Возвращение островов пойдет на пользу не только Японии, но и России».
Учитывая, что Россия ожидает японские инвестиции в размере нескольких миллиардов долларов, Лосюков выразил обеспокоенность, что Япония может увязать капиталовложения с возвращением островов. «Каждый раз при обсуждении этого вопроса мы слышим от японской стороны - мы хотим одновременных действий по экономическому и территориальному вопросам. - Подобный подход тормозит весь "The процесс, - указал посол. - К сожалению, все тормозит увязка этих вопросов».

New York Times"
ИноСМИ.Ru