2005-04-29

Показательная чистка теневой добычи

Судя по последним событиям, силовые ведомства решили всерьез заняться проблемой нелегальной добычи нефти и газа. Однако вряд ли подобные расследования не повлекут за собой политических последствий.

Действительно, за то недолгое время, на протяжении которого представители силовых органов власти находятся на своих постах, тема нелегальной добычи нефти, газа, а также подпольного производства нефтепродуктов не исчезает из репертуара силовиков. Все чаще и чаще говорится о незаконной добыче на местах мелкими группами, которые «крышевались» местными органами власти. Незаконная добыча в Сумской, Полтавской, Черниговской областях, прекращение работы ряда «теневых» нефтеперабатывающих заводов в Крыму и Днепропетровской области, - вот неполный перечень направлений, по которым работают прокуратура и МВД.

В то же время, пока проверки незаконных вышек и заводиков проводились на периферии, речь шла лишь о местных чиновниках «старой власти» и нечестных бизнесменах. Ведь, в принципе, проблема нелегальной добычи и переработки не является чем-то новым. При Леониде Кучме этой проблемой активно занималась Татьяна Корнякова. Тогда поднимались те же проблемы, приводились страшные цифры недополучений в бюджет и так далее. Однако в условиях, когда государство точно не знает, сколько буровых скважин находится на его территории, а нелегальной добычей нефти и газа занимаются все, кто может ею заниматься, вопрос контроля является, скорее, риторическим.

Сейчас, похоже, силовики пытаются вывести эту проблему на уровень выше. Во вторник главный милиционер страны Юрий Луценко с присущей ему открытостью заявил, что Министерство внутренних дел приглашает народного депутата, президента компании «Черноморнефтегаз» Игоря Франчука дать разъяснения по поводу незаконной добычи нефти и газа. Франчук, по словам Луценко, будет проходить в качестве свидетеля. Тема беседы - почему из тех или иных скважин добывают нефть и газовый конденсат, не имея лицензии. Интересно, что ранее крымская милиция провела операцию по выявлению фактов незаконной добычи полезных ископаемых, в результате которой прекращена деятельность ряда подпольных мини-заводов по переработке нефти. Причем проверка скважин в Ленинском и Раздольненском районах показала, что скважин примерно в четыре раза больше от количества официальных. Лицензию же на промышленную добычу нефти на полуострове имеют всего две компании, одна из которых - «Черноморнефтегаз». При этом в заявлениях местных представителей силовых ведомств по данной тематике традиционно фигурировали безличностные «теневые нефтебароны» и «местные чиновники».

Если следовать формальной логике, то «Черноморнефтегазу» было далеко невыгодно наличие «теневиков» на участках, которые могли использоваться компанией в дальнейшем. Более того, подобная кустарщина, конечно, приносит большую прибыль, однако не может сравниться с полномасштабным использованием месторождения. В то же время, естественно, добыча легальным способом не исключает заинтересованности в добыче нелегальной. Но сомнительно, чтобы «Черноморнефтегаз», а тем более непосредственно Игорь Франчук активно «светился» в подобных схемах.

Подобная открытость силового ведомства и выход на уровень повыше, скорее, имеет несколько преднамеренный скандальный характер, попытку выбросить в информационное пространство еще одно громкое дело. Ведь «Черноморнефтегаз» является государственной компанией, причем достаточно прибыльной. Напомним также, что недавно Игорь Франчук проделал по депутатским меркам достаточно быстрый миграционный марш-бросок во фракцию СПУ, а потом из нее. Вряд ли стоит упоминать о том, что достижение договоренностей о вхождении в провластную фракцию этого депутата, скорее всего, требовало немалых усилий, а выход - немалых оснований. Как и то, что Юрий Луценко является не последним лицом в партии Александра Мороза. Второй попыткой выхода на более высокий уровень в плане расследований по незаконной добыче нефти и газа стало приглашение «поговорить» народного депутата Нестора Шуфрича. Парламентария приглашают по поводу дачи объяснений относительно получения 21 октября 2003 года в Министерстве экологии и природных ресурсов Украины без проведения конкурса лицензии ЗАО «Нефтегаздобыча» на использование участка недр Семеренковского газоконденсатного месторождения и его эксплуатации.

Подобные заявления в отношении политиков высшего дивизиона, звучащие из уст силовиков, могут породить обратную реакцию. Ведь, как уже упоминалось, незаконной добычей нефти, конденсата и газа в Украине занимались очень и очень многие. Причем получение сверхприбылей объединяло и нынешнюю власть, которая ранее была оппозицией, и сегодняшнюю оппозицию, которая лишь недавно спустилась с властного Олимпа.

Аналитическое агентство «Триада»