2005-04-11

Пока не грянул гром…

Катастрофические события в мире последних лет убедительно свидетельствуют, что человечество вошло в эру природных и антропогенных катастроф.

Осознав угрозу, наиболее развитые страны мира приступили к созданию аэрокосмических систем раннего предупреждения и мониторинга природных катастроф. Так, Европейский Союз щедро финансирует и интенсивно выполняет многомиллиардную программу ОМЕ8, цель которой — создание комплекса наиболее современных аэрокосмических средств и методов предупреждения природных и техногенных катастроф. Не отстают от него США, Канада, Япония и многие другие страны. ООН создала специальный комитет по объединению всех имеющихся в разных странах аэрокосмических систем, способных решать подобные задачи, в единую всемирную суперсистему СЕО88. Эксперты, собравшиеся со всего мира в январе этого года в японском городе Кобе, обратились ко всем государствам с призывом выделять не менее 10% средств национальных бюджетов на развитие систем предупреждения и противодействия природным катастрофам.

Украина продолжает использовать типичную для середины прошлого века систему предупреждения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф. Ситуация усугубляется тем, что финансирование этих проблем в течение многих лет осуществляется в недостаточных объемах, к тому же средства в основном расходуются не на развитие этой системы и предупредительные мероприятия, а на ликвидацию катастрофических последствий. При этом значительная их часть поглощается громоздкими управленческими структурами либо попросту исчезает.

В то же время в Украине ряд организаций Национальной академии и Национального космического агентства обладают уникальным опытом создания и практического применения высокоэффективных (к тому же, что очень важно, недорогих по сравнению с зарубежными) средств оперативного аэрокосмического дистанционного зондирования. Приведем лишь несколько примеров, иллюстрирующих реальные возможности украинских аэрокосмических систем предупреждения природных катастроф.

В октябре 1983 года по своему традиционному маршруту вдоль побережья Чукотки пытался пробиться к полярному порту Певек караван из 22 судов, которые были полностью загружены продовольствием, горючим и другим имуществом, необходимым для жителей Чукотки — полярников, геологов, строителей и их семей. Из-за неожиданной крупномасштабной подвижки многолетних приполярных льдов караван оказался намертво зажат в проливе Лонга южнее острова Врангеля. На выручку были направлены самые мощные атомные ледоколы, которые ломали винты, пытаясь спасти караван, но безрезультатно — ужасная развязка становилась все реальнее. Сложилась трагическая ситуация — и один корабль затонул, еще одно судно было сильно повреждено.

Гибель каравана с грузом стоимостью свыше 8 миллиардов долларов была бы сама по себе катастрофой. Она повлекла бы еще более сложную и дорогостоящую проблему — необходимость эвакуации населения Чукотки, неспособного без продуктов и горючего пережить суровую полярную зиму. Авиационная ледовая разведка приносила неутешительные новости — вокруг каравана на многие десятки километров непроходимые льды.

В это время специалисты конструкторского бюро «Южное» и Института радиофизики и электроники (ИРЭ) Академии наук УССР проводили испытания на орбите спутника «Космос-1500», запущенного 28 сентября 1983 года. На нем был установлен радиолокатор бокового обзора (РБО), разработанный и созданный коллективом украинских специалистов под руководством профессора А.Калмыкова.

Для спасения судов профессору А.Калмыкову при поддержке руководства КБ «Южное» удалось добиться срочного прекращения плановых испытаний РБО на орбите и «перенацелить» его на регулярную съемку района бедствия в проливе Лонга. И уже первые изображения показали путь спасения каравана. Харьковским радиофизикам, умеющим дешифрировать радиолокационные изображения морских льдов, стало ясно: вокруг места бедствия каравана у северного побережья Чукотки действительно тяжелые льды. Но в 100 км севернее, у острова Врангеля расположена обширная полынья, которая представляла собой удобную дорогу для каравана. На радиолокационных снимках были также хорошо видны трещины и разводья в тяжелых многолетних льдах (они были ориентированы на север), по которым можно было провести караван.

Караван судов оперативно изменил направление движения и пошел на север. Сопровождаемый атомными ледоколами он по разводьям добрался до зоны молодого льда, а далее без особых приключений благополучно прибыл в порт Певек.

Таким образом был не только спасен караван судов с грузом, стоимость которого более чем в 300 раз превышала все затраты на создание и запуск ИСЗ, но и убедительно подтверждена высокая практическая польза космических радиолокационных систем типа РБО спутника «Космос-1500».

Необходимо подчеркнуть, что такое подтверждение было совсем не лишним. Создание и запуск РБО осуществлялись вопреки мнению большинства ведущих специалистов СССР того времени в области дистанционного зондирования. Ведущие ученые московских и ленинградских институтов высказывали мнение о бесперспективности этой разработки и неоднократно требовали ее прекратить. Ведь РБО спутника «Космос-1500» в корне отличался от господствовавших тогда в мире и СССР представлений, какими должны быть космические радиолокационные системы мониторинга природной среды Земли.

Лишь бескомпромиссная позиция руководителя разработки профессора А.Калмыкова и его коллег, прозорливость руководства КБ «Южное» позволили спасти разработку. Еще одним ярким примером использования украинского космического локатора было предупреждение глобальной экологической катастрофы в бассейне Днепра.

Концепция оказалась настолько удачной, что эта экспериментальная академическая разработка была внедрена в серию и спутники с РБО выпускались КБ «Южное» практически без изменений в течение более 20 лет. До сих пор ни одна космическая радиолокационная система в мире (хотя стоимость ряда из них достигает без малого миллиарда долларов) не может сравниться по эффективности с этой системой.

Сейчас усилиями Национального космического агентства Украины запущен модернизированный вариант РБО спутника «Січ-1 М» с расширенной полосой обзора и более современной системой бортовой обработки данных. Это уникальный случай «долгожительства» в практике создания космических систем.

К настоящему времени в мире накоплен большой опыт создания космических радиолокационных систем дистанционного зондирования Земли. На орбите успешно работают великолепные по техническим характеристикам радиолокационные системы спутников ЕК8, созданных Европейским космическим агентством, спутника КАВК8АТ, созданного канадскими специалистами, ЕМУ18АТ, созданный совместными усилиями фирм США и Европы. Это великолепные, хотя и чрезвычайно дорогостоящие системы радиолокационного наблюдения Земли.

Однако среди специалистов в мире все больше крепнет убеждение, что, несмотря на все техническое великолепие этих радиолокаторов, создать на их базе эффективно работающую систему глобального предупреждения и мониторинга природных катастроф невозможно. Она будет чрезвычайно дорогой и громоздкой.

Ведущие специалисты убеждены, что необходимо использовать недорогие, но высокоэффективные радиолокационные системы с оптимально подобранными параметрами, с бортовой обработкой данных в реальном времени и трансляцией их непосредственно неограниченному кругу потребителей, т.е. систем, подобных тем, которые созданы в Украине.

В настоящее время коллектив Центра радиофизического зондирования Земли им. А.Калмыкова в сотрудничестве со специалистами Центра аэрокосмического исследования Земли Института геологических наук и АНТК им. О. Антонова создали современный комплекс дистанционного зондирования. Он размещен на самолете АН-30 МЧС Украины и ориентирован, в первую очередь, на оперативное решение широкого круга задач обнаружения и предупреждения природных и техногенных катастроф, которые наиболее вероятны в Украине, — наводнений, подтоплений, разливов нефтепродуктов, незаконных вырубок лесов, загрязнений, пожаров и мн. др.

После того как бывшее руководство МЧС уяснило, что комплекс действительно может давать оперативную и объективную информацию о развитии наводнений (т. е. четко фиксировать где было затопление, а где его не было), о наличии незаконных вырубок в лесах и многом другом, от его использования начали всячески уклоняться. С компании, вложившей средства в его создание, стали требовать возмещение затрат на его охрану, техническое обслуживание и т.п. Никаких попыток хотя бы ознакомить ведущих специалистов МЧС с его возможностями не было сделано. Создается впечатление, что информация, которую способен давать этот комплекс чрезвычайно мешала предыдущему руководству МЧС.

В настоящий момент данный комплекс используется лишь на одну сотую своих возможностей. За небольшие средства, которые сочло возможным выделить Национальное космическое агентство Украины, с его помощью отрабатываются новые методы получения аэрокосмической радиолокационной информации.

А что же будет делать Украина тогда, когда грянет гром? Как предупреждать громадный ущерб и человеческие жертвы, вызываемые природными и техногенными катастрофами?

Может быть, все-таки имеет смысл правильно определить приоритеты и, опираясь на собственный опыт, войти в систему государств, владеющих современными аэрокосмическими средствами предупреждения катастроф, равноправным партнером?..