|
«Нефтегаз Украины» будет участвовать в европейской газовой приватизации
В топливно-энергетическом комплексе наших ближайших европейских соседей грядут большие перемены. Вступление в Еврозону обязывает страны Восточной Европы максимально либерализовать энергетический сектор экономики и значительно уменьшить государственную долю в крупных предприятиях-монополистах. Эти компании наряду с такими секторами, как телекоммуникации или банковская сфера, западные аналитики включают в число наиболее привлекательных объектов для инвестирования в новоиспеченных членах ЕС. Поучаствовать в глобальном разделе восточноевропейского «нефтегазового пирога» собираются и в Украине. Источники в «Нефтегазе Украины», руководство которого с недавних пор взяло курс на «интернационализацию» компании, заявляют о готовности НАК принять участие в конкурсе по приватизации польской PGNiG, а также газовых активов венгерского MOL
Тотальная распродажа государственных энергетических активов в соседней Польше должна произойти уже в нынешнем году. Главное приватизационное ведомство страны — Скарб Панства — начало подготовку к продаже пакетов акций двух крупнейших энергораспределительных компаний страны — G-8 и ENEA, генерирующей Poludniowy Koncern Energetyczny S.A., а также крупнейшего газового монополиста страны — Polskie Gornictwo Naftowe i Gazownictwo S.A. (PGNiG). Последняя структура, как известно, является давним партнером нашего «Нефтегаза» по поставкам в Польшу природного газа, а сейчас польская и украинская компании вместе пытаются заполучить контракты на восстановление Ирака. В конце апреля в Кракове состоялись переговоры по расширению сотрудничества между двумя компаниями. В ходе встречи обсуждались перспективы постройки газопровода «Устилуг-Хрубешув», который должен помочь газификации восточных районов Польши, а также возможность совместной разработки нефтегазовых месторождений на территории нашего соседа. Впрочем, по информации польских источников, во время краковской встречи обсуждались не только совместные проекты, но и грядущая приватизация PGNiG, в которой украинский нефтегазовый монополист может принять участие. Официально комментировать возможную покупку пакета акций польского «коллеги» в НАК пока не готовы. Поэтому можно только предполагать объемы предстоящей сделки. Польские правительственные источники считают, что на продажу может быть выставлено около 35% акций PGNiG, а стартовая цена пакета составит около $735 млн. Другое дело, что с продажей газового монополиста польское правительство особо спешить не собирается и, в отличие от энергораспределяющих и генерирующих компаний, приватизация PGNiG может быть отложена до следующего года.
Венгерские перспективы
А вот судьба некоторых активов венгерского MOL, интерес к приватизации которых «Нефтегаз Украины» также проявляет, вероятно, решится уже до конца 2004 года. Венгерский нефтегазовый монополист в дополнительных рекомендациях вряд ли нуждается. Концерн MOL, главные акционеры которого — правительство страны (23,6%), а также австрийская OMV (10%), закончил прошлый год с доходом $7,3 млрд., а чистая прибыль компании составила $487,8 млн. Согласно рейтингу влиятельного австрийского издания Wirtschaftsblatt, венгерский концерн занимает шестое место среди наиболее привлекательных для инвестирования предприятий Восточной Европы. Кстати, MOL ведет довольно агрессивную политику по скупке активов в соседних странах. Среди наиболее нашумевших последних поглощений MOL — словацкая Slovnaft и хорватская TNA. Компания контролирует сеть, состоящую из более чем 440 АЗС в Словакии, Венгрии и Румынии, а ее капитализация достигает почти $2 млрд. Впрочем, в газовом хозяйстве MOL, в отличие от нефтяного, дела до последнего времени обстояли не так хорошо. По итогам прошлого года операционные убытки от деятельности газовых подразделений компании составили $24,8 млн. (2002 год в этом секторе MOL также понес убытки на $9 млн). Именно убыточность этого направления бизнеса, по словам менеджмента венгерской компании, стала причиной его приватизации. Впрочем, при этом местные нефтегазовые функционеры уверяют, что от покупки газовых активов потенциальный инвестор не прогадает. Во-первых, уже с начала 2004 года перестало действовать тотальное государственное регулирование цен на природный газ, что вызвано вступлением страны в Еврозону. А убыточность газового направления объяснялась как раз этим фактором. Во-вторых, еще в конце прошлого года MOL провел реструктуризацию своих газовых активов, выделив их в отдельные предприятия по направлениям деятельности: хранение (MOL Storage), транспортировка (MOL Transmission), а также оптовая торговля, маркетинг и реализация (MOL Wholesale, Marketing & Trading). Кроме этого, на продажу выставят 50%-ную долю совместного предприятия «Панрусгаз», являющегося посредником между MOL и российским «Газпромом» (другими акционерами компании являются «Газпром» (40%) и «Интерпроком» (10%). Неприкосновенными для продажи останутся только газодобывающие активы MOL.
Рассчитаемся евробондами?
Источник в «Нефтегазе» подтвердил, что украинская компания уже подала заявку на участие в приватизации всех газовых активов MOL. Вне всяких сомнений, венгерский газовый рынок очень интересен для НАК. Доля газа в энергобалансе Венгрии достаточно высока и сейчас составляет 45% (кстати, этот показатель почти равен украинскому). Причем за счет собственной добычи обеспечивается едва ли пятая часть потребностей страны. По прогнозам аналитиков, к 2007 году Венгрия на 80% будет зависеть от поставок импортного газа. Учитывая нарастающие объемы экспорта «Нефтегазом Украины» как газа собственной добычи, так и российских ресурсов, закрепиться на венгерском рынке в качестве собственника структур по транспортировке, сбыту и хранению было бы для нашего нефтегазового монополиста очень перспективно. Кроме того, не следует забывать о транзитных возможностях Венгрии. Мощность газотранспортной системы на входе из Украины составляет порядка 10 млрд. куб. м в год. На выходе — система мощностью 6 млрд. куб. м, которая может подавать газ в страны Юго-Восточной Европы, в первую очередь — Сербию и Боснию. Инвестиционная активность «Нефтегаза» на восточноевропейском газовом рынке имеет и серьезный политический подтекст. Если «Нефтегазу» удастся закрепиться в роли собственника транспортных и сбытовых структур в той же Венгрии или Польще, угроза перераспределения газовых потоков в обход Украины (аргумент, часто используемый тем же «Газпромом») канет в Лету. Пока же «Нефтегазу» нужно сосредоточиться на обеспечении финансовой базы для будущих приватизационных конкурсов. Хотя цена выставляемых на продажу газовых активов MOL пока не называется, эксперты считают, что эта цифра будет равна $ 1—1,3 млрд. А среди потенциальных участников конкурса называют такие влиятельные структуры, как «Газпром», Gaz de France и Ruhrgas. Безусловно, соревноваться в финансовой мощи с маститыми транснациональными корпорациями нашему «Нефтегазу» будет непросто, но вполне реально. Согласно предварительным данным международного аудита, валовой доход компании в прошлом году составил $ 9 млрд. — более чем солидная сумма по меркам аналогичных компаний в Восточной Европе. Тем более не исключен вариант, что в ходе предстоящего конкурса «Нефтегаз» может заключить альянс с одним из потенциальных участников. Источники в НАК подтверждают, что переговоры о совместном участии в венгерском конкурсе с западными компаниями уже ведутся. Правда, пока «Нефтегаз» старается рассчитывать на собственные средства и внешние заимствования. Основным из них должна стать эмиссия еврооблигаций на сумму $ 700 млн. 29 апреля НАК уже получила первые 200 млн. из этой суммы в виде бриджевого финансирования банка ABN Amro Bank (Голландия), который выступил лид-менеджером эмиссии. По словам источника в «Нефтегазе», остальные деньги компания получит в конце июня, когда облигации выйдут на рынок. Показательно, что ранее размер эмиссии должен был составить $500 — 600 млн. Одной из причин увеличения займа источники называют как раз желание поучаствовать в покупке венгерских и польских нефтегазовых активов. Пока в пользу доверия к НАК со стороны западных банков играет незапятнанная кредитная история, а также тот факт, что до последнего времени «Нефтегаз», в отличие от того же MOL или «Газпрома», старался особо не злоупотреблять внешними займами.
Комментарий
Юрий Бойко, глава «Нефтегаза Украины»:
— Нефтегазовая отрасль Украины — одна из мощнейших в Европе. По собственной добыче нефти и газа мы уступаем только странам Североморского бассейна — Норвегии, Швеции, Голландии и Англии. Но посмотрите, насколько европейские компании мощнее «Нефтегаза» по доходности и капитализации! При этом у нас очень много общего. Главный актив Gaz de France или Ruhrgas, как и наш, — это крупный и ликвидный внутренний рынок. Но пока мы «разбирались в себе» и повышали оплату газа с 30% в 1995 году до 95% сейчас, даже восточноевропейские компании (тот же MOL), у которых вопрос о неплатежах вообще не стоял, вышли за пределы своих стран и начали формировать зарубежную ресурсную базу. Во второй половине девяностых на европейском рынке обозначилась и вторая, параллельная тенденция. Пока компании Восточной Европы занимались скупкой зарубежных месторождений, западноевропейские ENI, Gaz de France и Ruhrgas, у которых вопрос ресурсной базы давно решен, скупали сбытовые активы в Восточной Европе и за счет этого расширяли рынки сбыта, т. е. переживали очередной виток развития. Определенные активы в Восточной Европе приобрел и «Газпром». Сегодня нам очень сложно отвоевывать украинскую нишу на этом рынке, хотя «Нефтегаз Украины» и добился определенных успехов. За последние два года мы увеличили поставку газа европейским потребителям с 0,25 до 6 миллиардов кубометров — т. е. в 25 раз! Наша задача в 2004 году — закрепить свое присутствие на европейском рынке уже в качестве собственников региональных транспортных и сбытовых компаний. Наиболее привлекательны для нас страны, получающие газ с территории Украины, но мы намерены бороться за все, что будет выставляться на продажу. Мне трудно сказать, насколько этот процесс будет удачным, но поддержка европейских инвестиционных банков, выделивших нам средства, в том числе и под эти программы, свидетельствует: мы на правильном пути. Ведь если не покупаешь ты, то покупают тебя.
|