Война Кабмина с незаконными владельцами нефтевышек и карьеров выявила мародерство гигантских масштабов. Аннулировать могут половину всех лицензий 2004 года
Вопрос принципа: Павел Игнатенко, министр охраны природы, готов вернуть Украине ее недра
Министр охраны окружающей природной среды Павел Игнатенко 15 февраля доложил правительству о результатах проверки злоупотреблений с лицензиями на использование недр страны. Его резюме было неутешительным: 276 лицензий, выданных во второй половине 2004 года, нужно готовить к аннулированию. Из них 71 спецразрешение – на разработку месторождений нефти и газа, 89 – на добычу угля. Еще 303 лицензии, которые также проверялись Минприроды, переоформят или обновят.
В результате реприватизации Кабмин сможет существенно пополнить госбюджет деньгами от продажи спецразрешений на открытых аукционах. С рудными и нерудными ископаемыми сделать это несложно – государство может просто отменить лицензии и сразу приступить к торгам. С нефтью и газом придется повозиться – процесс аннулирования пройдет через суд. Фемиду завалят долгоиграющими делами, в которых Украина оспорит выданные ее экс-чиновниками разрешения на добычу нефти и газа.
Грабеж средь бела дня
В начале февраля Генпрокуратура обязала Минприроды оценить законность выдачи 508-ми лицензий на пользование недрами: разведку и добычу нефти, газа, руд и других полезных ископаемых Украины. Проверялись практически все лицензии, которые были выданы в стране на протяжении всего 2004 года.
Поводом для таких мер послужили злоупотребления, которые происходили с выдачей разрешений на эксплуатацию недр с 23 июня по 31 декабря 2004-го, то есть перед президентскими выборами. Неудивительно, что новое руководство Минприроды сразу взяло этот вопрос под контроль, и Игнатенко инициировал проверки, как только стал министром. В результате на поверхность всплыло много интересного.
Эксперты пришли к выводу, что распределение недр при прежней власти было не совсем законным. Спецразрешения должны были выдаваться через аукционные торги, но их никогда не проводили. Процесс напоминал скорее раздачу последних кусков хлеба перед наступлением голодных дней. То, что было выдано 155разрешений на пользование недрами с 17 по 31 декабря 2004 года, напоминает события в Рейхстаге в 1945 году", – так поэтично описал процесс Юрий Ехануров, премьер-министр Украины.
Масштаб украинского недропиратства был действительно впечатляющим. Юрий Луценко, министр внутренних дел, рассказал, что при проверке использования недр МВД выявило злоупотребления на 1 млрд грн. "В результате были не только забраны незаконные нефтяные и газовые скважины, карьеры и так далее, но и платежи тех, кто легально использует недра, увеличились на 350 млн", – говорит Луценко.
Игнатенко оценил потери от пиратского недропользования как минимум в 1,2 млрд грн. – это деньги, вложенные государством в подготовку нефтегазовых месторождений, которые позже "ушли налево". Еще порядка 100 млн грн. недополучила Национальная акционерная компания (НАК) Надра України за разведку мест добычи. Даже тогда, когда компания получала свою часть при разработке коммерческими структурами недр, создав с ними СП, соотношение в разделе прибылей было не в пользу государства. По данным министра, условия были примерно такими: 20% – государству, 80% – частной компании.
"В 2004 году ярко проявился бандитизм по отношению к законным пользователям", -утверждает Николай Зюзькевич, главный геолог Надр України. У компании тогда отняли 13 самых перспективных участков. Там уже были пробурены первые поисковые скважины – то есть государственная компания потратила 13-15 млн грн. только на бурение.
На участках обнаружили месторождения, но на этапе определения их промышленной ценности они "ушли" к частным компаниям. Новые хозяева сэкономили на геологоразведке и получили уже готовый к работе объект. "Кто это делал? Не хочу называть фамилии, но речь идет о бывшем руководстве Комитета по природным ресурсам", – уточняет Зюзькевич.
Главой комитета был в то время Николай Злочевский, ныне – 110-й номер в списке Партии регионов. В 2004 году он вместе со своим деловым партнером Николаем Лисиным входил во фракцию СДПУ(о). Лисин и Злочевский были учредителями фирмы Инфокс, которая занималась оптовой торговлей нефтепродуктами. Интересно, что две из пяти фирм, которым отошли участки Надра України – ООО Пари и энергосервисная компания Эско-Пивнич – связаны с Инфоксом. Об этом свидетельствует одно из решений Антимонопольного комитета в отношении фирмы Инфокс.
Попытка Корреспондента связаться со Злочевским через представителей Партии регионов для получения комментария оказалась безуспешной.
В сентябре прошлого года Комитет по природным ресурсам был ликвидирован (его функции перешли к Минэкологии). До этого распределение лицензий происходило предельно просто – чиновники в Комитете собирались на заседание, где и решали, кому дать лицензию. С учетом того, что разрешение на промышленную разработку недр выдается на 20 лет, а вот на промышленно-исследовательскую – на пять, работы у них было много.
Соискатели подавали лишь пакеты документов, затраты на подготовку которых были едва ли не единственными их официальными расходами. "Сама лицензия стоила приблизительно 1.300 грн. То есть именно столько отдавали за то, чтобы позже получить миллиардные прибыли", – указывает Александр Никин, глава юридического департамента компании Надра України.
Причем, по словам Игнатенко, комитет долгое время даже не утруждал себя тем, чтобы как-то узаконить свои решения. Ведь согласно закону о бюджете на 2004 год спецразрешения должны были продаваться через аукционы, и только в исключительных случаях лицензии могли попадать к претендентам через решение комитета. Но приказ, который регламентировал принятие решений по таким особым случаям, вступил в силу только в конце 2004 года.
Впрочем, вина лежит не только на Госкомитете. Игорь Франчук, народный депутат и президент госкомпании Черноморнефтегаз, говорит, что в 2004-м Кабмин не захотел подойти к этому вопросу предметно. Сама норма о проведении аукциона не была обеспечена необходимыми подзаконными актами. Так что даже при желании провести торги было бы невозможно.
Почти Сибирь
Если Украина начнет возвращать себе собственные разбазаренные недра, это сулит ей неплохую прибыль. По словам Франчука, мировая практика проведения аукционов по недрам показывает, что стартовая цена участка составляет минимум 10% от запасов, которые могут там находиться. В перспективе речь идет о поступлении в госбюджет десятой части стоимости 4 трлн кубометров газа – это прогнозируемые ресурсы страны, без учета уже ныне разведанных 1,05 трлн кубометров.
Зюзькевич уверен, что при соответствующих вложениях в геологоразведку, ежегодную добычу газа в Украине всего за пару лет можно было бы увеличить в полтора раза. В контексте газовой "войны" с Россией почти 10 млрд дополнительных кубометров в год были бы не лишними -страна могла бы отказаться от закупки почти трети необходимого ей голубого топлива у северной соседки.
А так за 2005 год в бюджете на геологоразведку было выделено всего 37 млн грн., на которые можно пробурить лишь 2,5 скважины, в то время как нужно в десятки раз больше.
Однако до этих радужных перспектив Украине предстоит пройти тяжелый путь. Сначала нужно пережить судебные разбирательства по аннулированию уже выданных разрешений. Игнатенко говорит, что только по 16-ти из них проблем не возникнет: их вернут быстро, так как собственники прямо нарушили закон – в течение 180 дней даже не приступили к работам. А вот с остальными придется помучиться. "Я думаю, что судьи уже потирают руки и ждут, когда такие иски появятся. Ведь понятно, что одной инстанцией дело не ограничится", – говорит Франчук.
Да и сами проверки, затеянные Минприроды, вызывают неоднозначную реакцию. К примеру, Геннадий Руденко, глава парламентского комитета по вопросам экополитики и природопользования, считает, что такой массовый пересмотр лицензий – это прямая аналогия с намерением экс-премьера Юлии Тимошенко реприватизировать 3 тыс. предприятий в прошлом году. "Радует единственное – то, что протесты выносятся по всем решениям за тот период – это дает повод усомниться в какой-либо заангажированности", – отмечает депутат.
В любом случае, ситуация на рынке неспокойная. Ведь с начала 2005 года правительство вынуждено было приостановить выдачу лицензий на использование природных ресурсов из-за обнаруженных злоупотреблений. Тем не менее высокопоставленные государственные чиновники успокаивают и нынешних участников рынка добычи, и потенциальных инвесторов. Игнатенко подчеркивает, что в проверках нет никакой политики, а ближайшие аукционы по продаже лицензий состоятся на протяжении месяца.
Ему вторит и Иван Плачков, министр топлива и энергетики. "Это просто проверка выполнения всех нормативов и законов, по которым выдаются лицензии. Нельзя вытеснять частный сектор с помощью Генпрокуратуры – это, во-первых, незаконно, а во-вторых, я уверен, что этого и не будет", – заявил он Корреспонденту.