2006-03-16

"Подземная" реприватизация <BR><I>Недропользователям есть чего бояться</I>

Призрак реприватизации, которым пугали бизнесменов в начале прошлого года, снова вернулся в Украину. Уточним: в подземную ее часть. Об этом заявил председатель комитета Верховной Рады по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы Геннадий Руденко, имея в виду обращение Генеральной прокуратуры Украины в Министерство охраны окружающей среды с требованием аннулировать все лицензии на недропользование, выданные в 2004 году.

Выступая на круглом столе, посвященном лицензиям на пользование ресурсами отечественных недр, Г. Руденко отметил, что государство таким шагом только навредит себе. По его мнению, отмена выданных лицензий не будет способствовать намерениям премьер- министра Юрия Еханурова увеличить добычу украинского газа. Более того, по словам Г. Руденко, количество отечественного топлива может уменьшиться.

Впрочем, как сообщил первый заместитель министра охраны окружающей среды Степан Лизун, министерство не будет силовым методом аннулировать лицензии на пользование недрами. По словам С. Лизуна, прокуратура требовала отменить только новые лицензии, полученные в 2004 году. Продленные и пересмотренные тогда лицензии останутся у владельцев. Тем более, по словам представителя министерства, в данном случае речь идет об аннулировании не самих лицензий, а протоколов. «Дело в том, что разрешения на пользование недрами были выданы с нарушением процедуры, то есть без аукциона. Никто ничего отбирать не собирается. Мы хотим решить, как сложившуюся ситуацию вместить в правовое поле», — отметил С. Лизун.

И все же количество предполагаемых отмен довольно велико. Должны быть пересмотрены 508 специальных разрешений для добычи и разработки месторождений. Владельцев лицензий особенно задевает то, что решение этого вопроса взяло на себя правительство, а не Геоконтроль, как это было ранее. С первым замминистра согласен. Ведь все-таки напрочь проигнорировать требования Генпрокуратуры министерство не может, а, значит, вынуждено что-то делать.

Спорные лицензии чиновники делят на группы: полученные с нарушением законов или за символическую сумму, и те, по которым не выполняются инвестобязательства. По словам С. Лизуна, «265 лицензий не укладываются ни в одно из существующих на сегодня правил игры», и 21 из них по результатам работы Геоконтроля уже аннулирована. Что будет с остальными, чиновник не уточнил.

Зато вторую группу он обозначил более четко. «Мы бы хотели, чтобы было возвращено то, что было недоплачено», — подчеркнул С. Лизун, заметив, что богатые месторождения были куплены за тысячу гривен, тогда как государство должно было получить не один миллион.

Чтобы разделить «подземных» предпринимателей на категории, при министерстве создана межведомственная комиссия, куда, кроме чиновников, входят народные депутаты и представители прокуратуры. Сейчас комиссия анализирует ситуацию с выдачей лицензий в 2004 году. После этого решат, какие предприятия должны доплачивать за выдачу лицензий, а в каких случаях дела будут переданы в суд. Эта работа, по словам С. Лизуна, займет несколько недель.

Он также заверил, что ни одна лицензия не будет аннулирована незаконно. В то же время, присутствующие на круглом столе представители предприятий, занимающихся добычей и разработкой природных ресурсов, отметили неясность предложенной схемы: каким образом будет решаться, кто может доплачивать, а у кого лицензию аннулируют.

Впрочем, мало кто может поспорить с тем, что многие лицензии получались «подковерно», без тендера. Безусловно, как отметил Руденко, многие месторождения отдавали как бесперспективные и очень дешево. Предприниматели же, работая с ними, вложили в них свой труд и свои деньги, и они начали работать. Стоит ли подвергать «репрессиям» таких людей? Тем же, кто не может похвастаться проделанной работой, не стоит лезть на рожон и доказывать обратное — проще тихо доплатить.

Однако, по словам Г. Руденко, стремление правительства аннулировать лицензии может быть направлено не против всех их владельцев. По его мнению, удар мог быть рассчитан на 10—15 скважин, но, чтобы соблюсти приличия, решили «репрессировать» всех. Кроме того, участники круглого стола задались вопросом, почему рассматриваются лицензии, выданные именно в 2004 году. Юрист ООО «Энергосервисная компания «Еско-Північ» Андрей Василенко предположил, что в указанный период были уволены те люди, которые сейчас работают в министерстве. В свою очередь, С. Лизун объяснил, что у его ведомства нет ни кадровых, ни финансовых возможностей анализировать выдачу лицензий за все 14 лет.

Третейским судьей между министерством и предпринимателями последние хотят сделать премьер-министра, которому направят свое обращение. По словам Г. Руденко, «в недропользовании мы сейчас — страна третьего мира, прав у пользователей недрами нет».