2005-02-03

Планета катастроф. Кто виноват в изменении климата


С КАЖДЫМ ГОДОМ КОЛИЧЕСТВО ПРИРОДНЫХ КАТАСТРОФ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ. НА ФОТО — НАВОДНЕНИЕ В ИНДИИ, ИЮЛЬ 2004-го . ФОТО РЕЙТЕР Сегодня в городе Экзетери (Британия) заканчивается конференция «большой восьмерки», посвященная изменениям климата. На ней обсуждалось влияние климатических изменений на различные регионы, стабилизация уровня выбросов в атмосферу парниковых газов и т.д. Показательно, что представители стран «большой восьмерки» собрались после того, как ученые сделали сенсационное заявление: на следующей неделе возможно самое значительное за все время научных наблюдений сокращение озонового слоя над странами Северной Европы. Что вызвано, как передает РИА «Новости», необычными климатическими условиями нынешней зимы. По данным ученых, резкое увеличение «озоновой дыры» над Европой произойдет из-за процессов в верхних слоях атмосферы над Арктикой, где господствуют самые сильные за последние 50 лет холода. Плюс ко всему на днях было обнародовано сразу два «климатических» доклада. Оба исследования подтвердили: изменения климата имеют место, и человек играет в этом процессе существенную роль. Сегодня о причинах и последствиях происходящего рассуждает постоянный эксперт «Дня», кандидат биологических наук Виталий Межжерин.

На Земле происходит что-то не то. Россияне подсчитали и обнародовали: в пятидесятые годы прошлого столетия на планете произошло 20 крупных природных катастроф, в семидесятые — 50, а в девяностые — и вовсе 90. Легко заметить, что их число имеет тенденцию удваиваться, и недалек тот день, когда они будут происходить 365 раз в течение одного года. Понятно, если природа с таким усердием станет «разбрасывать камни», то человечество просто не в состоянии будет их собирать.

Это учли американские ученые и дали прогноз: через 20 лет мировая экономика рухнет, так как просто не хватит времени и средств для восстановления «народного хозяйства». Тут как раз приспели события 26 декабря 2004 года в Юго-Восточной Азии, устранение последствий которых потребует десятилетий и издержек всего мирового сообщества.

Так и хочется опросить: а не конец ли это? Что происходит с нашей планетой? Землетрясение, цунами, смещение земной оси, потоп в Европе, снегопад в Калифорнии... Правда, метеорологи не связывают эти события воедино и утверждают, что явления, происходящие в атмосфере, не могут быть результатом смещения тектонических пластов на океаническом дне. Но все ли в природе поддается научному объяснению?

Сразу замечу — метеорологи очень часто в своих прогнозах ошибаются. Поражает лишь то, как можно решать стоящие перед ними задачи, если не понимать, что Земля — одна общая «лодка» для земных процессов, у которой, если качнуло нос, то обязательно качнет и корму? Это нашло отражение во Всеобщем (имеющем отношение и к метеорологии) естественном законе, который в упрощенном виде гласит: если в одном месте чего-то прибыло (убыло), то в другом обязательно убудет (прибудет).

Любое природное явление рано или поздно находит свое научное объяснение, если его познание осуществляется адекватными ему методами. Так же как пирожник не может хорошо «тачать сапоги», а сапожник «печь пироги», процессы, которые протекают на Земле, не могут найти научного объяснения, если они не рассматриваются с позиций живого и условий его существования. Или, другими словами, с позиций учения, которое Владимир Вернадский назвал учением о биосфере, — одного из центральных в современной экологии.

Исследования, которые были начаты Вернадским и затем продолжены в Украине, показали, что биосфера Земли дышит, пульсирует. Совершая вдох-выдох, она подобно нашему организму подкачивает и выводит из себя вещество и энергию: совершается вдох и ее ресурсный потенциал растет, жизнь на Земле расцветает, образно говоря, на ней наступают весна и лето. Во время выдоха жизнь свертывается, приходит осень и зима.

Периодичность этого процесса не такая, как у сезонов года. Интервалы времени здесь огромные и они сокращаются по мере развития биосферы. На вдох времени уходит больше, чем на выдох. За время своего существования биосфера совершила шесть выдохов, каждый из которых сопровождался великим вымиранием. Первое произошло около 600 млн. лет назад, следующее за ним повторилось 230 млн. лет назад, третье — около 70 млн. лет назад и приобрело наибольшую известность, так как сопровождалось вымиранием динозавров. После этого было еще три великих вымирания: 8 млн. лет назад начались мессинские события, приведшие к вымиранию гиппарионовой фауны, затем около 500 тыс. лет назад произошла замена теплолюбивой фауны на холодолюбивую; и, наконец, 10 тыс. лет назад произошел Вселенский потоп и исчезла мамонтовая фауна.

Нетрудно заметить, что и здесь время между великими вымираниями сокращается в геометрической прогрессии, что позволяет рассчитать следующее подобное событие. Оно должно произойти в наши дни. И оно происходит на наших глазах: исчезло множество видов растений и животных, резко сократилась площадь лесов и степей и одновременно увеличилась площадь пустынь. Но даже там, где что- то сохранилось, оно несет на себе печать деградации, распада и вымирания.

Из всего вышесказанного следует: процесс великих вымираний закономерный. А раз он закономерный, то должен преследовать определенную цель; помните: «Если на небе загораются звезды, значит, это кому-то нужно?» Какую же цель преследуют великие вымирания?

Гибель любого организма сопровождается его последующим разложением, и в этом процессе главную роль играют микроорганизмы. Остатки разложения переносятся в земные глубины вместе с осадочными отложениями и превращаются в горючие ископаемые. Будучи включенными в логический круговорот, они продолжают подвергаться преобразованиям. Этот процесс сопровождается образованием тепла и газообразных продуктов, в том числе и двуокиси углерода. И то и другое крайне необходимо для поддержания теплового баланса в поверхностных слоях планеты, где и сосредоточена жизнь, производящая органическое вещество. Этот баланс обеспечивает ее существование: тепло и углекислый газ творят парниковый эффект, комфортные условия для существования огромного числа жизненных форм.

Твердая оболочка Земли (литосфера) препятствует равномерному во времени выделению тепла и газов из ее глубин. К тому же и загрузка «топливом» «преисподней» осуществляется неравномерно: тепла и газа вырабатывается то много, то слишком мало. Когда их скапливается много, то они вырываются на поверхность и по пути возмущают литосферные плиты, толщу гидросферы и воздушные массы. Две последние еще и нагреваются, а гидросфера способна удерживать тепло довольно продолжительное время.

Тепло и газы прорываются там, где тонко. А кора тонкая на дне океанов и в жерлах вулканов. В последних «раны» часто вообще не зарастают. Человек, наблюдавший как лопается шарик, заполненный газом, должен был обратить внимание на то, что в момент взрыва его отбрасывает в сторону. То же происходит и с Землей. Очень мощное землетрясение вынуждает наш шарик «лопаться», а это уже приводит к смещению земной оси, возможно и к изменениям параметров земной орбиты.

Литосфера Земли не цельное образование, она состоит из огромных литосферных плит, которые надвинуты или соприкасаются друг с другом. Значительная их подвижка, обусловленная взрывом, должна в одном месте характеризоваться обвалом, а в другом — их разбеганием. В случае расхождения плит тепло и газы выходят наружу без землетрясения. Но и такой выход имеет последствия. Над тем местом, где это произошло, формируются циклоны.

А теперь возвратимся к событиям 2004 года. Он был отмечен большим числом землетрясений вдоль тихоокеанского разлома, а затем и в Индийском океане. Одно из них вызвало мощное цунами и смещение земной оси, а чуть позже образовался циклон, вызвавший наводнение в Бангладеш.

Эхом отозвались и события в северной Атлантике, где существует тектонический разлом, через который, судя по всему, дважды произошел значительный выброс тепла. Он стал причиной образования мощных циклонов, которые один за другим обрушились на Северо-Западную Европу, вызвав там наводнения и разрушения. Циклоны резко активизировали атмосферные процессы, что вызвало перемещение холодных масс воздуха и снегопады там, где они — крайне редкое явление. На планете отчетливо проявляет себя ситуация, которая характерна для эпох великого вымирания. Ее прекрасно иллюстрируют события на территории США: в одном штате снег и сильный гололед, в другом — наводнение, в третьем — лесные пожары, в четвертом — ливни и оползни, однако в следующий момент картинка меняется как в калейдоскопе.

Все это порождает вопрос: что же дальше? А дальше вот что. Катастрофические события станут спрессовываться во времени, так как биосферные процессы ускоряются. Периоды между великими вымираниями сокращаются, то же характерно для вдохов и выдохов. Переходы между ними характеризуются усиливающимся катастрофизмом. Выдох, во время которого выбрасывается тепло, в дальнейшем сменяется периодом похолодания и континентального оледенения. Негативные события станут нагромождаться друг на друга и высокоорганизованная жизнь на планете будет невозможной.

Можно ли этого избежать? Можно, если человечество совершит над собой неведомые ему доселе усилия. Почему человечество? Потому что оно своей разрушительной деятельностью движет сегодня седьмое великое вымирание.