2004-09-27

Пилите, Шура, пилите…

Может ли Украина рассчитывать на развитие рентабельного бизнеса в сфере добычи полезных ископаемых?

Не так давно стало известно, что в Харьковской области открыто новое газовое месторождение, которое позволит в перспективе увеличить добычу природного газа на 4 млрд. кубометров в год. Новость, безусловно, оптимистическая. Однако возникает вопрос: почему подобное открытие сделано только сейчас? Чтобы на него ответить, попытаемся проанализировать, насколько значимо обретение невиданных газовых богатств для экономики Украины, а также чем мы вообще можем похвастаться в плане рентабельного бизнеса по добыче полезных ископаемых.


Когда речь заходит о природных ресурсах нашей родины, вспоминаешь те времена, когда Советский Союз разваливался, но суверенитет Украины еще провозглашен не был. В тот непростой период, когда наша страна ощутила зависимость от импорта энергоносителей, многие из доморощенных экономистов любили рассуждать о том, насколько богата наша земля всевозможными полезными ископаемыми, и о том, что только добывая и продавая эти самые полезные ископаемые, страна может процветать подобно Кувейту или Объединенным Арабским Эмиратам.

Перечень ископаемых, которыми якобы богата Украина, был "стандартным" — нефть, газ, золото. Что касается топливного сырья, то сведения о его наличии и возможности добычи — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Действительно, в Украине имеются богатейшие запасы и нефти, и природного газа, и полиметаллических руд (включая золотоносные), и других рудных и нерудных полезных ископаемых. Однако их добыча затруднена в силу ряда объективных условий. Самая яркая иллюстрация к данному тезису — печальная история "украинской золотой лихорадки".

Относительно золотоносных руд на заре независимости ходили легенды, примерно столь же достоверные, как сказка о золоте Полуботка, которое якобы лежит где-то в британских банках и ждет, пока его востребуют на радость независимому государству. Впрочем, смешного здесь мало. С позиции сегодняшнего дня затянувшуюся попытку поставить "на поток" добычу украинского золота можно считать авантюрой, которая стоила отечественному бюджету десятков миллионов долларов.

Во многом "золотая лихорадка" была не экономическим, а политическим проектом. Радикально настроенные депутаты убедили правительство и общественность в необходимости иметь собственную золотодобычу, которая моментально обогатит нашу страну. При этом приводились данные о наличии каких-то богатейших месторождений золота в Закарпатской и Кировоградской областях, которые "имперская" советская власть якобы скрывала от народа. Прошло совсем немного времени, и объективный анализ показал, что, несмотря на внушительные размеры месторождений, уровень содержания золота в породе был чрезвычайно низким. Кроме того, в большинстве случаев наблюдалось слишком глубокое залегание золотоносных пород. Тем не менее государство все-таки решило заняться старательством. В качестве первой ласточки было выбрано Мужиевское месторождение в Закарпатье, возле города Берегово.

Итоги плачевны. В обустройство месторождения были вложены десятки миллионов долларов бюджетных денег. Из сельскохозяйственного оборота выведены сотни гектаров угодий. В том числе лучшие на Закарпатье виноградники: такие земли в соседней Венгрии ценятся буквально на вес золота (за один гектар, по рассказам венгров, дают не меньше $200 тыс.). Местность в радиусе 20 километров от месторождения отравлена: загрязнены почвенные и подземные воды.

Почему-то авторы данной идеи забыли предупредить общественность, что добыча золота — чрезвычайно экологически вредный процесс, поскольку предполагает растворение обогащенной золотоносной породы в ртути или цианидах (цианистый натрий или цианистый калий), которые, как известно, являются одними из наиболее токсичных соединений.

Сама же "золотоносная жила" оказалась банально нерентабельной: себестоимость добычи здесь золота соответствует примерно нынешней цене золота на мировом рынке, то есть порядка $350—400 за тройскую унцию. Дешевле бы было просто купить это золото, а не загрязнять огромные площади прежде экологически чистых закарпатских земель. Уже сегодня здравомыслящие люди предлагают полностью законсервировать Мужиевское месторождение как нерентабельное. Приводят пример аналогичных месторождений в Румынии, где уже были аварии, приведшие к отравлению воды в бассейне рек Тиса и Дунай.

В целом же убытки страны только от выкорчеванных, испорченных соседством с экологически грязным золотодобывающим производством виноградников составили как минимум $20 млн., а возможно, и больше. Ну да Бог с ней, с утраченной золотой иллюзией. Есть же у нас другие полезные ископаемые (или хотя бы надежда на их открытие, которая время от времени оправдывается). О них мы расскажем подробнее.

Начнем с темы, упомянутой выше, — добычи газа. Газовые месторождения в Харьковской области и Прикарпатье были открыты, разработаны и, увы, истощены еще в годы советской власти. Практически полностью выработаны Дашавское и Щебилинское месторождения природного газа (первое снабжало газом весь запад СССР, а второе — Донбасс). Другие месторождения из-за своего глубокого залегания и очагового характера размещения, несмотря на крупные совокупные запасы, считались малорентабельными для развития газодобычи.

Примерно то же касается и нефти. Богатейшие месторождения нефти в Прикарпатье разрабатывались начиная с конца XIX века и в настоящее время практически полностью выработаны. Перспективными являются месторождения нефти на юге Сумской области, в первую очередь Ахтырское. Однако его запасы относительно невелики, а другие месторождения в Днепровско-Донецкой впадине из-за глубокого залегания пока трудно поддаются освоению. Добыча нефти здесь будет слишком дорогим "удовольствием". Кроме того, месторождения расположены не сплошными массивами с огромными запасами, как в Западной Сибири, а буквально "рассыпаны бисером" по всей Днепровско-Донецкой впадине. В результате на одно месторождение приходится очень небольшой запас нефти, оно быстро истощается после начала разработки, и надо "раскапывать" следующее.

Поскольку нефтегазовые ресурсы Украины были изучены вдоль и поперек еще в советские времена, найти какие-либо новые богатые месторождения не представляется возможным. Поэтому достаточно странным выглядит сообщение об открытии нового богатейшего месторождения природного газа общим объемом до 100 млрд. кубометров. Предполагается добывать здесь около 4 млрд. кубометров газа в год. Однако относительно разработки "газового золотого дна" возникает ряд вопросов.

Во-первых, уже известно, что глубина скважины к нижнему горизонту на новом месторождении составит 6 километров. Таким образом, бурение сверхглубоких скважин будет требовать уже на первоначальном этапе огромных капиталовложений, и сомнительно, что они быстро окупятся. Во-вторых, судя по всему, дана предварительная оценка запасов, реально их там может оказаться гораздо меньше. То есть надеяться на то, что Украина будет полностью обеспечивать себя природным газом, пока не приходится.

Тем не менее разведка нового месторождения для украинской нефтегазовой отрасли является весьма позитивным фактором, поскольку позволит вводить новые месторождения взамен тех, которые близки к исчерпанию, и по крайней мере сохранить на сегодняшнем уровне добычу природного газа в обозримом будущем.

Что ж, из изложенного выше, думаю, очевидно, что наличие богатых месторождений полезных ископаемых далеко не всегда означает автоматическую возможность неплохо заработать на их добыче. Но не будем отчаиваться. С полезными ископаемыми в Украине совсем не все безнадежно. Есть очень даже нужное сырье, которого у нас "хоть завались" (т. е. запасы огромны) и которое добывается относительно легко. Это в первую очередь железная руда, марганцевая руда и строительное сырье (гранит, мрамор, известняк, глина, каолин, бентонит).

Некоторые из месторождений в свое время дали жизнь целым промышленным регионам Украины. Так, на основе железной руды, марганца и в значительной степени к настоящему времени истощенных угольных месторождений родилась украинская металлургия, которая, в отличие от мифического "золота Полуботка" и разорительного Мужиевского месторождения, является реальным донором экономики с момента обретения независимости. При этом разумное использование имеющихся ресурсов позволяет не только создать дополнительные рабочие места и наполнить (а не опустошить, как было с золотом) госбюджет, но и заработать гораздо больше, чем на нефти и газе. Речь идет в первую очередь о нерудных материалах.

В Украине имеются богатейшие запасы гранита и мрамора, которые по своему качеству превосходят многие западные аналоги. Между тем в связи со строительным бумом цена на облицовочные материалы растет. При этом первоначальные капиталовложения в разработки месторождений нерудных полезных ископаемых нужны минимальные.

К сожалению, пока многие украинские предприятия используют устаревшие и сравнительно дорогие технологии разработки месторождений, ухудшающие к тому же качество. Самый вопиющий пример: добыча мрамора в Закарпатье, которая проводится путем проведения взрывных работ, привела к тому, что в мраморном массиве образовалась масса микротрещин и качество добываемого сырья резко ухудшилось. Оставляет, мягко говоря, желать лучшего раздел и полировка добываемого сырья.

Из других недостаточно используемых в Украине ресурсов можно упомянуть богатейшие в Европе месторождения каолина (на базе которых и строились многие предприятия украинской фарфоро-фаянсовой промышленности, находящиеся сегодня в кризисном состоянии). Есть также богатые месторождения кварцевых песков для стекольного производства, известняка и глины для цементной промышленности.

Если же коротко подытожить сказанное, то, по мнению автора, главным для экономики Украины является не поиск "сверхбогатых" месторождений нефти и газа, а рациональное использование имеющихся полезных ископаемых для нужд промышленности и строительства.