2005-04-06

Озабоченность нефтью

Совет национальной безопасности и обороны с уже расширенными полномочиями заявил о намерении рассмотреть наиболее выгодный путь доставки иракской нефти в Украину. Визит Петра Порошенко в Ирак не прошел даром, Секретарь СНБОУ, похоже, положил глаз на иракскую нефть.

По мнению Петра Порошенко, иракская нефть может обеспечить энергетическую безопасность Украины. Детально разобрав два вопроса – транспортировку и переработку нефти – можно прийти к выводу, что последние иракские инициативы власти все больше напоминают по амбициозности «Нью Васюки» Ильфа и Петрова.

Проблема транспортировки

По мнению Петра Порошенко, существует несколько вариантов доставки иракской нефти в Украину, наиболее вероятными из которых являются маршруты через Басру или Джейхан-Одесса. Для начала отметим, что, говоря об энергетической безопасности Украины, секретарь СНБОУ имел в виду заполнение внутреннего рынка нефтепродуктов и диверсификации, таким образом, поставок из Российской Федерации. Вместе с тем Порошенко подчеркнул, что речь не идет о противопоставлении сотрудничеству с Москвой, а иракская нефть может наполнить нефтепровод Одесса-Броды.

Первый из предложенных секретарем СНБОУ маршрутов проходит от месторождения Киркук на севере Ирака, через нефтепровод Киркук-Сехан до турецкого порта Джейхан, что в Средиземном море. И тут возникает как минимум две проблемы. Во-первых, данный нефтепровод традиционно является объектом атак исламских боевиков. Кроме того, часть его проходит по территории, заселенной курдами, что повышает риск совершения диверсионных операций на этом объекте. Практика показывает, что средняя продолжительность ремонта нефтепровода после очередного теракта составляет приблизительно 10 суток. Такая особенность изначально закладывает риск срыва поставок на 10 суток, что особенно важно, если учесть соответствующий простой танкеров. Во-вторых, загрузка танкеров в порту Джейхан повторяет проблему реверса Одесса-Броды, а именно необходимость простоя в пробке в проливе Босфор. В итоге, к стоимости фрахта танкера (минимум 25 тысяч долларов США в сутки) добавим еще около 30 тысяч долларов США в сутки. Планы стран Каспийского бассейна увеличить добычу нефти соответственно приведет к увеличению загрузки Босфора или, в случае начала функционирования нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, увеличит загрузку турецкого порта Джейхан. Так или иначе, о стабильной доставке нефти по такому маршруту говорить не приходится.

Второй маршрут, предложенный Порошенко, еще более интересен. Секретарь Совбеза вел речь о загрузке нефти на танкеры в Басре. По всей видимости, господин Порошенко имел в виду порт Мина аль-Бакр — самый большой нефтяной терминал Ирака с четырьмя якорными стоянками для танкеров и нефтеналивной способностью 400 тыс. баррелей в день каждая. Таким образом, маршрут доставки будет выглядеть следующим образом: танкер из Басры огибает Аравийский полуостров, проходит Красное море, Суэцкий канал, Средиземное море, все тот же Босфор и, наконец, попадает в Одессу. Какова будет стоимость нефти лишь для перерабатывающих заводов (или на терминале «Южный») с учетом стоимости фрахта транспортировки – сложно даже представить.

Почему-то Петр Порошенко не вспомнил о простаивающем нефтепроводе Баниас Построенный 50 лет назад для транспортировки нефти с месторождений северного Киркука до сирийского средиземноморского порта Баниас, и далее до Триполи в Ливию. Ведь в Ливии «Нефтегаз Украины» имеет в концессии несколько месторождений, и загружать нефть в средиземноморском порту было бы значительно дешевле. В таком случае не затрагивались бы мощности Джейхана, к которому турецкая сторона относится с особым трепетом в контексте будущего функционирования Баку-Тбилиси-Джейхан. К тому же Украина могла бы принять участие в ремонте нефтепровода Баниас, что принесло бы дополнительные доходы в бюджет.

Проблема переработки

Говоря об иракской нефти и ее поставках в Украину, Петр Порошенко, скорее всего, имел в виду нефть, добываемую в месторождении Киркук, поскольку сорт Kirkuk (2% серы) и более тяжелая «Фао Бленд» (2,9% серы) ближе всего по характеристикам к российской Urals. При этом объемы добычи Kirkuk оказывают влияние на стоимость Urals, а это свидетельствует о том, что Москва не будет в восторге от снижения цены на свой товар. В случае поставок этого сорта, иракская нефть действительно может стать заменой российским нефтепродуктам.

Однако и тут возникает несколько вопросов. Во-первых, не вполне ясно, на какие НПЗ будет осуществляться поставка иракской нефти, ведь большинство крупных предприятий находится под контролем российского капитала и ориентированы на российское сырье. Два завода на Западной Украине не справятся с объемами и технически устарели. Кременчугский НПЗ имеет возможность принять для переработки иракскую нефть, однако и тут возникает конфликт интересов с татарской стороной. Кроме того, пока неизвестно, могут ли отечественные НПЗ осуществить переработку иракской Kirkuk без модернизации инфраструктуры, не говоря уже о сортах Басра (средняя, обычная). Если же иракская нефть и вправду предназначена для прокачки по Одесса-Броды, то отсутствие ветки до Гданьска создает вопрос о том, куда же будет течь иракская нефть по украинскому нефтепроводу? Хотя, постепенность шагов в работе Одесса-Броды налицо — сначала строительство нефтепровода, затем наполнение нефтью, и лишь потом определение направления доставки.

На сегодняшний день доля российской нефти на украинском рынке составляет около 90%. Для сравнения, в 2003 году этот показатель равнялся 86,6%, а в 2002 году – 75%. В случае реализации иракской нефти на внутреннем рынке страны его цена будет несколько выше российских нефтепродуктов. Это, в свою очередь, означает, что при появлении более дорогой нефти в Украине российские поставщики смогут повысить цену на сырье.

К тому же следует понимать, что месторождение Киркук традиционно находится в сфере интересов Турции, США, Великобритании и России. В частности, НК «ЛУКойл» имела стабильные позиции в довоенном Ираке, и вряд ли будет покидать этот рынок.

Таким образом, анализируя грандиозные планы секретаря СНБОУ, закрадываются подозрения, что впечатления, произведенные на Петра Алексеевича нефтяными вышками Ирака, побороли прагматичный подход к решению проблемы диверсификации украинского энергорынка. Ведь при самых оптимистических сценариях цена 1 литра иракской нефти (без стоимости переработки) будет превышать российский аналог на 6–12%.

По материалам ProUa