2008-09-18

Острова Тонга. Геологи обнаружили следы мощнейшего цунами древности

На унылом островке в южной части Тихого океана обнаружены следы сильнейшего цунами. О катастрофе говорят обнаруженные геологами на плоской равнине громадные каменные глыбы.

Семь внушительных кусков коралловых рифов располагаются на западном берегу практически плоской западной части острова Тонгатапу. По внешнему виду они похожи на те рифы, из которых остров и состоит.

Ученые считают, что они являются самыми крупными кусками породы, когда-либо переносимыми силой воды и свидетельствуют о мощнейшем цунами высотой более 40 метров, обрушившимся на остров тысячи лет назад.

Когда Мэтью Хорнбах из Техасского университета города Остин в прошлом году попал сюда с группой исследователей, он и предположить не мог, как эти глыбы вообще могли оказаться на их нынешнем месте.

"Они кажутся здесь совершенно неуместными, - говорит Хорнбах. - Тонгатапу - плоский, как блин, и эти семь валунов размерами от автобуса до небольшого дома, лежащие в нескольких сотнях метров от берега, еще и находятся на высоте от 10 до 20 метров над уровнем моря. Вы можете увидеть их даже из космоса".

По окончании экспедиции Хорнбах и его коллеги в лабораторных условиях пытались выяснить происхождение этих глыб. С помощью компьютера они старались вычислить, волна какой силы была необходима, чтобы перенести объект такого размера и веса, и откуда она взялась. Цунами возникают как из-за подводных оползней породы, так и из-за мощных землетрясений.

"Воссозданная нами волна, которая могла бы быть вызвана оползнем, оказалась слишком слабой, - продолжает Хорнбах, - да и возможные, смоделированные нами, землетрясения, если бы они действительно происходили, должны были бы оставить следы во всем регионе, а не только на этом маленьком островке".

Тогда ученые стали искать более мощный источник волны, который при этом обладал бы меньшей площадью воздействия. И они обнаружили подходящий вариант - безымянный подводный вулкан, находящийся в 22 милях к западу от Тонгатапу - главного острова Королевства Тонга. Этот вулкан слабо извергается каждый год, и это почти никак не влияет на окружающие острова, а более мощные выбросы происходят раз в 25-50 лет. При исследовании его склонов было обнаружено, что в прошлом от него откололся участок длиной в три мили, чье падение и могло стать причиной возникновения волны высотой более 40 метров, разбившейся о ближайший остров.

При этом каменные глыбы, раскиданные на острове, по размерам и весу превышают даже те, которые остались после цунами, вызванного печально известным извержением вулкана Кракатау. Исследователи выяснили, что самая большая из них, сравнимая по размеру с домом, весит примерно 1600 тонн.

"Мы, конечно, теоретически не можем отрицать, что тут могла быть еще какая-то причина. Например, невероятно сильный шторм или ураган, вызванный падением астероида, — подчеркивает Хорнбах. — Но, насколько мне известно, ни один ураган не в состоянии перенести камень размером больше легкового автомобиля".

"Размеры предполагаемой волны, прошедшей здесь, настолько огромны, что их нельзя сравнить ни с одним подобным катаклизмом, зафиксированным в исторических хрониках", - отмечает Хосе Боррерос, глава новозеландской компании, занимающейся морским консалтингом.

Исследователям предстоит выяснить, не грозят ли архипелагу Тонга новые катастрофы в будущем.

Подробности.ua