2005-01-31

Обманчивое спокойствие В преддверии роста цен на бензин

Большая часть торговцев нефтью на мировом рынке предполагает, что энергоресурсы будут продолжать дорожать. Рост котировок наблюдается с 13 сентября 2004 года, сразу после того, как над Мексиканским заливом пронесся ураган "Иван". Стихия, нанесшая ущерб американским нефтяным платформам, увеличила зависимость страны от импорта. Цена фьючерсов на нефть марки brent на декабрь на Международной нефтяной бирже составила $48,54 за баррель, что, по мнению аналитиков агентства Bloomberg, остается чрезвычайно высоким показателем.


"Главными же причинами нестабильности являются проблемы в Ираке, Нигерии и на Ближнем Востоке", — считает аналитик из Commerze bank Securities Стив Тернер. По его мнению, если появятся другие сложности, то котировки могут вырасти и до $60 за баррель.

Следуя мировым тенденциям, возросли и расценки на углеводороды, поставляемые на украинские заводы. "Цена контрактов на ноябрь составит $350 за тонну против $300 в октябре", — сообщил источник в объединении "Укрнефтехимпереработка".

На этом фоне стабильность на отечественном нефтерынке вызывает удивление. "По-моему, поведение цен на нефтепродукты в Украине полностью не соответствует международным тенденциям. Столь низкая стоимость горючего — заслуга российских нефтяных компаний, их помощь украинскому рынку", — сказал президент российского фонда "Политика" Глеб Павловский. Любопытно, что розничные расценки также остаются на прежнем уровне. Такое положение вещей привело к тому, что товарооборот от продажи нефтепродуктов в приграничных регионах — Львовской, Закарпатской и Одесской областях, а также в Киеве и промышленной Днепропетровской области составляет более трети товарооборота по Украине.

"Это объясняется тем, что автомобилисты из соседних стран — Румынии, Молдовы, Венгрии, Словакии и Польши — заправляются на наших станциях, где самые низкие цены", — разъяснил директор департамента Минтопэнерго Юрий Улитич. По его мнению, расценки на топливо остаются стабильными благодаря госрегулированию. "Стоимость ГСМ в Польше и Венгрии в два раза выше, чем в Украине; в Румынии и Молдове — в полтора раза", — рассказал директор агентства Petroleum Argus Сергей Лукьянов.

"Это невероятный результат. Украина, не имея собственной нефти, стала страной с самыми низкими ценами на топливо в мире", — отметил член парламентского Комитета по ТЭК Николай Рудьковский. "Это стало возможным благодаря нефтяникам — инвесторам из России", — сказал аналитик "НИКойл" Николай Красовский. Эксперты полагают, что стоимость нефтепродуктов останется стабильной еще на протяжении месяца. Затем цены начнут расти. По данным Гостаможслужбы, в январе—сентябре 2004 года экспорт украинского бензина увеличился на 22% — до 351 тыс. тонн. На экспорт отправляется 11% бензина, 23% дизтоплива и 90% мазута, выпускаемых в стране. При этом повышается внутреннее потребление — за девять месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом 2003-го использование бензина выросло на 9,3%, дизтоплива — на 11,4%.

Одновременно административное ограничение котировок привело к значительному ухудшению качества топлива. Бороться с "бодягой" обещает Министерство охраны окружающей среды, которое и закупает оборудование для территориальных экологических инспекций. Как сообщил руководитель министерства Сергей Поляков, такой контроль сможет осуществлять создаваемая экологическая милиция.

Основной корпоративной новостью прошлого месяца стало то, что "ТНК-BP" приобрела у НГК "Славнефть" четыре предприятия, которые владеют лицензиями на разведку и добычу углеводородного сырья в Большехетской впадине на территории трех субъектов РФ — Красноярского края, Ямало-Ненецкого и Таймырского автономных округов.

Как отмечено в пресс-релизе "ТНК-ВР", месторождения, лицензиями на разработку которых владеют эти предприятия, содержат запасы (по категории ABC1+C2) в объеме 115 млн. тонн нефти и конденсата (830 млн. баррелей) и 117 млрд. кубометров газа (4120 млрд. куб. футов).

До конца 2004 года "ТНК-ВР" намерена инвестировать в геологоразведочные работы на указанных участках около $6 млн. Общие объемы инвестиций превысят $35 млн. к началу 2007 года, когда планируется приступить к пробной эксплуатации месторождений. В соответствии с условиями лицензионных соглашений, "ТНК-ВР" выполнит около 1200 км сейсморазведки 2D, 1100 км сейсморазведки 3D, а также пробурит девять поисково-разведочных скважин.

"ТНК-ВР" планирует осуществить крупномасштабную разработку месторождений в Большехетской впадине совместно с "Роснефтью" и "Лукойлом", которые также владеют добывающими активами в данном районе.

Как сказал в этой связи помощник президента РФ Игорь Шувалов, российско-британская "ТНК-ВР" имеет возможность стать компанией номер один в России по добыче углеводородов.

По данным журнала Forbes, выручка "ТНК-BP" составила в прошлом году $12 млрд., что является наивысшим показателем в России. Вслед за ней идет "Русский алюминий" с выручкой в $4,5 млрд.

В ближайшие две-три недели на рынке ГСМ сохранится стабильность. В дальнейшем ситуация будет зависеть от мировых тенденций.