2005-08-16

Новый законопроект "О недрах" сквозь призму общенациональных интересов

При разработке проекта нового закона «О недрах» должны были, казалось бы, исходить из складывающейся обстановки в отечественном минерально-сырьевом комплексе и необходимости его воспроизводства с учетом стратегии развития страны и ее экономики. Что же произошло на самом деле? Санкт-Петербургский горный институт письмом его ректора опросил по этому злободневному вопросу всех полномочных представителей президента страны в федеральных округах, а также глав администраций и губернаторов и руководителей ряда компаний. О чём же они говорят?

Мнения руководителей регионов

Глава администрации Архангельской области Н.И. Киселёв отметил, что «новое законодательство не стимулирует решения проблемы воспроизводства минерально-сырьевой базы в интересах долгосрочных потребностей отечественной экономики и государства». И далее: «Особую озабоченность вызывают попытки законодательного исключения субъектов РФ из управления месторождениями ценных полезных ископаемых. Проект закона «О недрах» в новой редакции исключает принятие совместных с регионами решений о предоставлении в пользование таких участков недр.

В связи с этим у регионов исчезает мотивация для реализации долгосрочных и сложных в экологическом отношении проектов и делает практически невозможной защиту интересов территории при предоставлении кому-то права пользования ее недрами».
А вот мнение Президента Республики Башкортостан М. Рахимова: «В случае принятия вышеназванного законопроекта государство фактически отстраняется от регулирования геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы, регулирования объёмов добычи и использования минерального сырья, контроля за рациональным пользованием недр, а также занижается роль государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и оценки проектов разработки месторождений полезных ископаемых. И это – только основные проблемы, возникающие в случае реализации данного законопроекта».

Губернатор Камчатской области М. Машковцев считает, что «удвоение ВВП заложено в структурных преобразованиях экономики, финансовое обеспечение которых возможно путём привлечения свободных средств из минерально-сырьевого комплекса». И подчёркивает, что «предлагаемый законопроект не отвечает выше обозначенным требованиям». Он предлагает подготовить новую редакцию закона «О недрах».

Закон должен обеспечивать «сохранение преемственности основных концептуальных положений действующего закона «О недрах» в отношении государственной собственности на недра и собственности недропользователя на добываемую продукцию, платности пользования недрами, состязательности за право пользования недрами (аукционы, конкурсы), единой системы выдачи, регистрации и учёта лицензий, обязательности государственной экспертизы проектов на ведение геологоразведочных и эксплуатационных работ, оценки и постановки на государственный баланс запасов полезных ископаемых, ведения государственного баланса запасов и учёта прогнозных ресурсов полезных ископаемых, создания и ведения единой системы фондов геологической информации о недрах и т. п.».

Губернатор Мурманской области Ю. Евдокимов подчёркивает: «Новый законопроект не отвечает на главнейшие вопросы пользования недрами: создание эффективной государственной системы управления недрами; равноправного участия регионов в управлении фондом недр; геологического изучения недр; воспроизводства запасов; рационального и эффективного использования минерально-сырьевой базы; дифференцированного налогообложения, учитывающего качество руд, различную рентабельность месторождений…

Таким образом, новый законопроект не направлен на решение главнейших вопросов эффективного использования минерально-сырьевой базы России и её воспроизводства, что ещё более усугубляет сложившуюся ситуацию».

Глава администрации Ненецкого автономного округа пишет: «В нарушение статьи 72 Конституции Российской Федерации, согласно которой вопросы владения, пользования и распоряжения недрами, природопользование и законодательство о недрах находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, законопроект ещё больше ограничивает полномочия субъектов Российской Федерации в сфере недропользования, фактически устраняя их от участия в управлении недрами.

С принятием нового федерального закона «О недрах» субъекты Российской Федерации будут лишены возможности: участвовать в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации; участвовать в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых; защищать интересы малочисленных народов, проживающих на территориях субъектов РФ, при разработке месторождений полезных ископаемых; отстаивать интересы жителей региона, способствовать участию недропользователей в социально-экономическом развитии округа; участвовать в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр, а также в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых».

Вице-губернатор Приморского края С. Передрий с горечью добавляет: «Последствия принятия такого закона не трудно предугадать. Очевидно, это приведёт к формированию рынка по приобретению прав на пользование участками недр, содержащих подготовленные или уже вовлечённые в эксплуатацию месторождения дефицитных и высоколиквидных видов минерального сырья. Недропользователю это экономически более выгодно, чем рисковать своими капиталами, проводя геологоразведочные работы на новых перспективных площадях.

При этом главными игроками на таком рынке будут крупнейшие инвесторы не обязательно с российским капиталом. Таким образом, дальнейшее истощение минерально-сырьевой базы Российской Федерации получит дополнительное ускорение, так как рассчитывать на ее расширенное воспроизводство в таких условиях не приходится. Тем более, что законопроектом предусматривается взимание платежей за пользование недрами даже с тех недропользователей, которые готовы проводить геологическое изучение за счёт собственных средств».

Губернатор Санкт-Петербурга В. Матвиенко поручила городскому Комитету по природоведению и охране окружающей среды подготовить анализ нового федерального закона «О недрах». Из анализа следует, что «основными задачами проекта нового закона «О недрах», не решёнными нынешним законом, являются: обеспечение воспроизводства добываемых запасов полезных ископаемых; стимулирование привлечения частных инвестиций на проведение геологического изучения на всех стадиях (поиски, оценка, разведка) и предоставление равных возможностей всем недропользователям при предоставлении права пользования недрами; стимулирование разработки участков месторождений с низким содержанием полезного ископаемого и ввода в эксплуатацию низкорентабельных месторождений, обеспечивая тем самым полноту извлечения полезных ископаемых и рациональное использование месторождений. Это самые затратные виды работ в геологии с большой степенью риска.

Как неоднократно говорилось на всех уровнях власти многими геологами страны, за последние десять-пятнадцать лет воспроизводство запасов полезных ископаемых реально не происходило ни по одному из видов добываемых полезных ископаемых. Стимулирование вложения частного капитала в воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов, а значит в геологическое изучение возможно только при полной гарантии, что недропользователь, инвестировавший средства в поиски, оценку и разведку месторождений, будет иметь безоговорочное право добычи полезного ископаемого.

Существенным стимулом для привлечения частных инвестиций для воспроизводства запасов полезных ископаемых послужило бы освобождение от регулярных платежей за пользование недрами на стадии поисков и оценки... Вопрос стимулирования наиболее полного извлечения содержащихся в недрах полезных ископаемых в законопроекте полностью обойдён». И в заключение сказано: «Законопроект не содержит ни одного свежего или нового предложения по самой важной проблеме – обеспечения воспроизводства запасов добываемых полезных ископаемых».

В ответе Президента Республики Саха (Якутия) В. Штырова указывается: «Представленный Минприроды России законопроект не учитывает накопленный опыт недропользования и направлен на разрушение системы управления воспроизводством минерально-сырьевой базы страны и рациональным пользованием и охраны недр, а также на переход недровых ресурсов в частную собственность ограниченного числа монополистов». Отмечается, что «в указанном законопроекте отсутствует понятие «Государственная геологическая служба Российской Федерации», имеющая более чем 300-летнюю историю. Нет целей и задач геологического изучения недр на государственном уровне, хотя полномочия обозначены.

По концепции и смыслу законопроекта государство в лице Российской Федерации отказывается от ответственности за дальнейшее развитие минерально-сырьевой базы страны…». К мнению этой республики, социально-экономическое развитие которой на 80% зависит от устойчивого функционирования ее минерально-сырьевого комплекса, следовало бы прислушаться.

В законопроекте, как отмечают специалисты, фактически вводится гражданский оборот участков недр, хотя нормами законопроекта он прямо запрещён. Оборот участков недр реализуется введением понятия «право пользования участками недр как имущественного права», которое допускает и право владения и (или) пользования. При этом оборот (передача) прав пользования осуществляется в разных формах по договорам с некоторыми ограничениями, установленными для имущественных прав гражданским законодательством, а также по залогу без всяких ограничений, без учёта неопределённости объекта недропользования, который является предметом договоров пользования.

Если в гражданско-правовых договорах невозможно определить предмет договора, то договор считается незаключённым. Возникает вопрос: «Что это такое?». Ведь это одна из наиболее «успешных» операций по передаче прав по владению и пользованию участками недр, а по существу государственной собственности на недра, в частную собственность.

Как справедливо отмечает губернатор Свердловской области Э. Россель, «практический опыт отношений недропользования в Свердловской области в течение последних 10 лет позволяет сделать предположение, что введение гражданско-правовых отношений не послужит фактором, повышающим оперативность решения вопросов недропользования и усиление контроля со стороны органов государственной власти. Переход на договоры ещё более осложнит контроль государства за выполнением недропользователями своих обязательств. Будут утеряны последние ориентиры, определяющие эффективность использования недр.

Поэтому необходимо и впредь при предоставлении лицензий на право пользования недрами выдавать недропользователю условия недропользования, а не заключать договоры. Государство, как гарант таковых отношений, должно неукоснительно исполнять свои обязанности, в частности, оперативно, в установленные сроки, оформлять документы, необходимые для выполнения условий недропользования (экологическая экспертиза, оформление правоустанавливающих документов на землю и т. д.)».

Губернатор Хабаровского края В. Ишаев, разделяя обеспокоенность за развитие минерально-сырьевого комплекса России, считает, что «механизмы, заложенные в проекте закона «О недрах», не будут способствовать рациональному и эффективному использованию полезных ископаемых».

В своем письме на имя председателя Госдумы РФ Б. Грызлова, он указывает: «С нашей точки зрения переход на абсолютно аукционную систему предоставления участков недр в пользование приведет к разрушению сложившегося горного комплекса в крае. Действующие градообразующие и бюджетообразующие предприятия останутся без сырьевых ресурсов, и вынуждены будут сокращать объемы производства, что приведет к социальной напряженности в регионе».

И далее: «В проекте закона необходимо закрепить механизмы, поддерживающие и стимулирующие воспроизводство минерально-сырьевой базы. С этой целью предлагаем исключить разовые и регулярные платежи за право пользования участками недр для целей регионального геологического изучения с целью поисков и оценки месторождений полезных ископаемых, упростить порядок признания факта открытия месторождения, а также предоставить исключительное право компании, его открывшей, на получение лицензии на право разведки и добычи».

В письме подчеркивается: «Правительство Хабаровского края полагает также преждевременным переход на гражданско-правовую систему предоставления недр в пользование. Внедрение в практику широкого использования судебного регулирования конфликтов, возникающих между недропользователями и государством, при существующей загруженности и неэффективности судебной системы, приведет к затягиванию рассмотрения вопросов, требующих оперативного решения».

Руководитель Правительства республики Хакасия А. Лебедь отмечает, что «концепция, положенная в основу новой редакции закона «О недрах», как и сама новая редакция закона, не учитывает следующих вопросов: внедрения государством эффективных и действенных рыночных механизмов, обеспечивающих, стимулирующих и регулирующих воспроизводство минерально-сырьевой базы; участия государства в финансировании не только федеральных программ воспроизводства минерально-сырьевой базы, но и территориальных (субъектных) программ; внедрения государством эффективных и действенных рыночных механизмов, регулирующих взаимоотношения государства и недропользователя от геологического изучения месторождения до его полной отработки и закрытия предприятия; законодательного закрепления эффективных и действенных рыночных механизмов отработки низкорентабельных месторождений, месторождений с труднообогатимыми и забалансовыми рудами, остаточными запасами, переработки отходов и отвалов горной промышленности и др.; законодательного стимулирования участия недропользователей в социально-экономическом развитии территорий, где осуществляется добыча полезных ископаемых». В связи с этим он счи тает, что новая редакция Закона «О недрах» в большей своей части декларативна и вряд ли поможет решению этих задач.

Президент Республики Татарстан М. Шаймиев, комментируя упомянутое выше письмо ректора Санкт-Петербургского горного института, заявляет: «Полностью разделяю Вашу озабоченность проблемами развития минерально-сырьевого комплекса России и особенно топливно-энергетических ресурсов, определяющих социально-экономическое развитие и геологическое положение нашей страны, по крайней мере, на первую половину текущего столетия…

К сожалению, рассматриваемый законопроект не только не решает этих задач, но еще более ухудшает отношения в сфере недропользования, определенные действующим Законом «О недрах», имеющим ряд недостатков, за которые мы его неоднократно критиковали…». Президент отмечает, что законопроект не только не стимулирует воспроизводство минерально-сырьевой базы, но делает невыгодным для недропользователя заниматься геологоразведочными работами.

Законопроект, по его мнению, «не обеспечивает освоение маргинальных нефтяных месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, доля которых в России составляет уже более 55% к общим разведанным запасам, продление на десятки и даже сотню лет жизни истощенных месторождений при широком внедрении методов увеличения нефтеотдачи, повышение нефтеизвлечения на поздней стадии разработки, могущее обеспечить не менее четверти ежегодного прироста запасов. Причина – отсутствие дифференцированной ставки НДПИ в зависимости от горно-геологических условий и истощенности месторождений».

В области платежей за пользование недрами и налогообложения, считает М. Шаймиев, следовало бы сформулировать основные принципы установления ставок разовых и регулярных платежей, дифференциации налога на добычу полезных ископаемых, формирования специальных налоговых режимов при недропользовании, для воспроизводства минерально-сырьевой базы и поддержания на необходимом уровне геологической службы страны. По его мнению «законопроект не обеспечивает рациональное недропользование и, в частности, рациональную разработку нефтяных месторождений из-за отсутствия регламентирующих положений и действенной роли госорганов в этом процессе. Оставление только аукционной формы доступа к недрам, не снижая коррупции, даст огромную возможность прихода к недропользованию большой армии непрофессионалов, не умеющих и не желающих обеспечивать рациональную разработку месторождений со всеми вытекающими последствиями».

Как считает М. Шаймиев, «если проект рассматриваемого закона будет принят, то работать по нему будет невозможно, по меньшей мере, до разработки и утверждения всех, предусмотренных в нем подзаконных актов, а это займет много времени. Кроме того, новый закон в представленном виде не будет способствовать (даже скорее будет тормозить) выполнению утвержденной Правительством РФ «Энергетической стратегии России на период до 2020 года».

Председатель Правительства республики Тыва М. Ооржак отмечает: «Отдельные правовые нормы действующего законодательства Российской Федерации о недрах не согласованы между собой и не соответствуют связанными с ними правовым нормам Земельного Кодекса, Лесного кодекса, Водного кодекса, Налогового кодекса и Бюджетного кодекса Российской Федерации. Например, отсутствуют нормы, определяющие обязанность выделения земельного отвода для недропользования. Положение о порядке лицензирования пользования недрами не изменилось с 1992 года и большинство его пунктов не соответствуют действующему закону «О недрах».

В Налоговом кодексе Российской Федерации понятие «добытое полезное ископаемое» имеет три определения в разных статьях, не соответствующие нормам законов «О недрах» и «О соглашениях о разделе продукции». Делается вывод, «что одни из основных причин возникших проблем - это отказ государства от регулирования геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы, регулирования объемов добычи и использования минерального сырья, контроля за рациональным пользованием недр, а также понижение роли государственной экспертизы запасов и оценки проектов разработки месторождений полезных ископаемых».

Выше приведены мнения руководителей субъектов Федерации. При этом мы выборочно изложили мнения руководителей территорий, наиболее зависимых от минерально-сырьевых ресурсов.

Что думают представители законодательных и исполнительных властей

Председатель Совета народных депутатов Кемеровской области Т. Дюдяев сообщил, что ими «в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу направлялись предложения о повышении роли субъектов Федерации в управлении недропользованием, введении рентных платежей при добыче полезных ископаемых, о предоставлении недропользователю, выполняющему лицензионные условия, преимущественного права на прирезку запасов полезных ископаемых на более глубоких горизонтах и на площадях, граничащих с разрабатываемым им участком».

Министр промышленности и природных ресурсов Челябинской области Е. Тефтелев: «Законопроект не обеспечивает решение остро стоящих в Российской Федерации вопросов воспроизводства минерально-сырьевой базы, геологического изучения недр, грозящих создать серьёзнейшие проблемы для экономики регионов и страны в самом недалёком будущем.

 Для Челябинской области за прошедшие 5 лет (с 2000-го по 2004 г.) по наиболее важным для области видам полезных ископаемых соотношения между объёмами добычи и воспроизводства запасов сложилось следующим образом (в тыс. тонн): железные руды – 11301/4426 (39%), хромовые руды – 177/118 (67%), медь – 198/3,5 (2%), цинк – 341/12,4 (4%), никель – 49/0, кобальт – 1,9/0, золото рудное (тонн) – 12,5/5,4 (43%), золото россыпное (тонн) – 1,3/0,3 (23%).

Как видно из приведённых данных, запасы железных руд и золота воспроизводятся менее чем наполовину, а запасы цветных металлов не воспроизводятся совсем. Сохранение такого положения очень скоро приведёт к серьёзным проблемам в деятельности ряда горнодобывающих и перерабатывающих предприятий области, часть из которых (ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ЗАО «Южуралзолото», ОАО «Уфалейникель» и др.) является к тому же градообразующими».

Министр промышленности Чувашской Республики С. Дринёв считает, что «законопроект не содержит никаких норм, стимулирующих освоение новых запасов, продления жизни истощённых месторождений, внедрения новых технологий. Новое законодательство должно предусмотреть создание условий для привлечения негосударственных инвестиций для геологоразведочных работ. Все указанные и многие другие проблемы в новом законопроекте либо игнорируются, либо предлагаются такие механизмы осуществления правовых норм, которые делают законопроект слабоэффективным. Законопроект «О недрах» должен определить изучение недр как государственную политику и надёжно обеспечить перспективное финансирование всего этого процесса. Проект должен создать экономические предпосылки, которые обеспечили бы государственную целесообразность изъятия минерального сырья».

Министр топливно-энергетического комплекса, недропользования и охраны окружающей среды Астраханской области В. Курсков отмечает: «Многие положения указанного законопроекта сформулированы излишне обобщённо и не учитывают в должной степени сложившейся практики и устоявшихся норм действующего законодательства Российской Федерации о недрах. Законопроекту явно не хватает внутренней логики и цельности изложения по многим из регулируемых вопросов. Приблизительно 30% текста новой редакции посвящено аукционной форме предоставления прав пользования недрами и введению в практику судебного регулирования конфликтов в сфере недропользования».

 И далее: «Важнейшей задачей в законодательстве о недропользовании следует считать поощрение инвестиций в геологическое изучение недр на условиях предпринимательского риска, включающее, кроме льгот по налогам на прибыль, гибкую шкалу налога на добычу полезных ископаемых, обнаруженных и разведанных за счёт недропользователя, страхование геологических рисков, максимальное упрощение процедуры лицензирования, включая переуступку прав на месторождения, открытые и разведанные за счёт недропользователя, долевое участие государства в геологических рисках, а также в прямой финансовой поддержке поиска и разведки остродефицитных стратегических видов полезных ископаемых».

Первый заместитель председателя Думы Чукотского автономного округа В. Рудченко отмечает, что «в новой редакции закона «О недрах» не решены два основных вопроса недропользования: не отрегулирован эффективный механизм регулирования использования недр - от поисковой стадии до полного погашения запасов месторождения, а у федеральных и региональных органов власти нет тесного взаимодействия в вопросах рационального использования и охраны недр». Кроме этого, он считает, «что воспроизводства минерально-сырьевой базы полезных ископаемых за последние 10-15 лет не происходит и положения новой редакции закона «О недрах» вряд ли решат эту проблему в полной мере».

Первый заместитель председателя Госсовета Удмуртской Республики А. Соловьёв предлагает «внести изменения и дополнения в части делегирования органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению права пользования участками недр регионального значения (мелкие и средние месторождения); ввести норму предоставления права пользования участком недр, содержащим запасы полезных ископаемых с низкой коммерческой эффективностью их разработки, по результатам стоимостной оценки».

Кроме того предлагается внести еще нормы обложения дополнительным налогом сверхнормативных запасов полезных ископаемых, находящихся в корпоративных запасах добывающих компаний; стимулирования льготным налогообложением геологоразведочных работ, проводимых добывающими компаниями; порядка расчёта и возмещения затрат государства на геологическое изучение недр недропользователями; финансирования работ по геологическому изучению недр за счёт целевых источников, а также установить упрощённый доступ по заявочному принципу к геологическому изучению недр при реализации программы предоставления участков недр в пользование.

Председатель Государственной Думы Ставропольского края Ю. Гонтарь отмечает, что «Федеральным законом № 122-ФЗ нарушены конституционные права субъектов Федерации в части совместного ведения природными ресурсами. С введением этого закона Ставропольский край потерял 1300 млн. рублей налоговых поступлений (водный налог1140 млн. рублей и налог на пользование недрами 160 млн. рублей). Причём, из этой суммы более 500 млн. рублей использовалось на поддержание и расширение водохозяйственной деятельности, геологическое изучение, природоохранную деятельность, лесозащиту и пр.

Ставропольский край включает в себя полупустынные территории на севере и предгорья Главного Кавказского Хребта на юге, где расположен особо охраняемый эколого-курортный регион Кавказских Минеральных Вод. Из-за уменьшения объёмов финансирования геологоразведочных работ за последние 15 лет воспроизводство минерально-сырьевой базы резко сократилось. Проект закона «О недрах», внесённый в Государственную Думу, не содержит норм, стимулирующих освоение новых запасов, продление жизни истощённых месторождений». И далее: «Проект закона «О недрах» имеет чрезмерное количество норм отсылочного характера, предусматривающих выработку соответствующих механизмов на уровне подзаконных актов. Как показывает практика, это делает закон неработающим».

Заместитель председателя Новосибирского областного совета депутатов А. Иваненко, в частности, говорит: «Вопрос воспроизводства минерально-сырьевой базы в новой редакции проекта закона не проработан, носит, в большинстве случаев, декларативный характер». И предлагает: «В законопроекте целесообразно предусмотреть норму, согласно которой горнодобывающие предприятия смогут осуществлять без конкурса (аукциона) создание минерально-сырьевой базы на площадях, расположенных в непосредственной близости к разрабатываемым ими месторождениям, получать возможность без конкурса (аукциона) оформлять лицензии на пользование недрами открытых ими месторождений, геологоразведочные работы на которых осуществлялись за счёт собственных средств».

А затем ещё: «Законопроект предусматривает переход на гражданско-правовую форму регулирования отношений в сфере недропользования. Это может привести к тому, что некомпетентные субъекты предпринимательской деятельности при получении права на разведку и добычу полезных ископаемых будут приступать к эксплуатации без должного изучения месторождения и утверждённых запасов, что приведёт к нерациональному пользованию недрами». Он считает, что «передача решения вопросов недропользования судебным органам формализует отношения компаний и государства, и не будет способствовать улучшению инвестиционного климата, грамотному разрешению специфических вопросов недропользования в интересах государства, соответствующих требованиям горного дела».

Председатель Законодательного собрания Пермской области Н. Девяткин, в частности, отмечает, что «целесообразно предусмотреть предоставление прав пользования участками недр в пользование не только на основании аукциона, но и на основании конкурса. Проектом закона не предполагается стимулирование предприятий, работающих на выпуск конечного продукта, следовательно, закон будет стимулировать экспорт сырья, что ограничит приток финансовых средств в бюджетную систему Российской Федерации. Следует рассмотреть введение рентных платежей в сфере недропользования.

Рентные платежи по своей экономической и юридической сути не являются налоговыми платежами, а реализуют право собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на недра и находящиеся в них запасы».
Первый заместитель председателя Народного Собрания Республики Дагестан Н. Алчиев считает: «Предлагаемый законопроект не даёт ответа на многие вопросы. В частности, аукцион не может быть единственной формой предоставления участков недр в пользование». Он отмечает: действующий Налоговый Кодекс игнорирует участие специалистов и «стрижёт» всех под одну мерку, что губит мелких недропользователей, добывающих полезные ископаемые в трудных горно-геологических условиях. «Одной из существенных проблем в развитии минерально-сырьевой базы считаем недостатки действующего законодательства, регулирующего эти отношения, что является проблемой многих регионов.

Необходима серьёзная нормативная правовая база как на федеральном, так и региональном уровне. Предлагаемый проект закона по сути своего содержания не несёт в себе концептуальных решений, способных избежать недостатков действующего законодательства, не решает радикально подходы в принципах и методах законодательного регулирования эффективного и устойчивого пользования недрами в России и, что вполне вероятно, пользования природными ресурсами вообще».

В письме Курской областной Думы (председатель А. Анпилов) поддерживается «необходимость существенной доработки законопроекта и предлагается отразить в нём следующие вопросы: расширение полномочий органов государственной власти субъектов Федерации в сфере недропользования; включение в число субъектов отношений недропользования органов местного самоуправления; определение роли государства в геологическом изучении недр с изложением принципов и мер экономического и иного стимулирования с целью привлечения инвестиций; исключение разовых и регулярных платежей за право пользования участком недр для регионального геологического изучения и геологического изучения с целью поисков и оценки месторождений полезных ископаемых; установление чётких антимонопольных критериев допуска к новым участкам недр добывающих компаний; введение критериев высокой выработки запасов месторождения, трудноизвлекаемых запасов, нетрадиционных видов сырья и установление принципов экономического и иного стимулирования их разработки; установление организационно-правовых мер поддержки принципов экономического и налогового стимулирования малых добычных компаний, осваивающих низкорентабельные и истощённые месторождения; введение дифференцированного налога на добычу полезных ископаемых и создание стимулов для добывающих компаний, работающих с месторождениями разной рентабельности; формирование экономического механизма воспроизводства минерально-сырьевой базы и поддержания на необходимом уровне геологической службы страны».

В ответном письме Законодательного собрания Тверской области (председатель М. Хасаинов) указывается: «Сам факт неоднократного изменения в течение последних лет федерального законодательства в сфере недропользования противоречит основополагающему принципу права – стабильности законодательного регулирования. В законопроекте основное внимание уделяется коммерческому использованию минеральных ресурсов. В новой редакции федерального закона «О недрах» определяется аукционный способ предоставления в пользование участков недр. Такой подход направлен только на получение максимального дохода в бюджет, но не на стимулирование недропользователей к рациональному комплексному использованию минеральных ресурсов. Применение аукционного способа предоставления участков недр лишает государство возможности проведения государственной политики в сфере недропользования, не способствует выбору лиц, наиболее подготовленных к оптимальному решению задачи, поставленной собственником имущества».

Председатель Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области В. Остроухова считает, что «аукционы не должны рассматриваться в качестве единственного способа предоставления права пользования участками недр. В законопроекте должны быть сведены к минимуму нормы отсылочного характера, иначе многие его положения останутся простой декларацией о намерениях… Принятие закона в предлагаемой редакции может создать существенные трудности для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в выполнении возложенных на них полномочий в сфере регулирования отношений недропользования».

Председатель Мурманской областной Думы П. Сажинов как бы подводит итог дискуссии: «Законопроект сохраняет лицензионное пространство и возможность перехода из одного пространства в другое. Однако вводимый принцип гражданско-правовых отношений и перевод отношений на договорной принцип, а также установленные нормы по обороту права пользования недрами вызывают опасения, прежде всего, с применительной точки зрения. Законопроект содержит множество отсылочных норм к «судебным органам», что не упрощает процедуру недропользования. Законопроектом предусмотрена отмена принципа двух ключей.

Тем самым регионы лишаются какого-либо участия в решении о предоставлении участков недр компаниям-недропользователям, доходы от добычи природных ресурсов централизуются на федеральном уровне, и у регионов не остается базы для собственного развития. Было бы неправильно отказываться от конкурсов и переходить к аукционам, так как аукционы – это соревнования денег, они дают сиюминутную выгоду, а на конкурсе можно выбрать недропользователей с лучшими технологиями переработки и обеспечения безопасности окружающей среды.

В законопроекте возможно предусмотреть введение конкурса с аукционным завершением. В законопроекте следует также точно выстроить компетенцию органов власти при принятии решений в сфере недропользования. В нем нет четких критериев отнесения государственной информации по видам собственности, распределения платы за пользование информацией и возврата средств, затраченных на получение информации, собственнику этих средств. Сферу действия законопроекта необходимо распространить на техногенные месторождения полезных ископаемых.

 Извлеченное из недр минеральное сырье, но не реализованное длительное время, старые отвалы и неиспользуемые отходы обогащения руд, не имеющие владельца, должны быть объектами изучения и последующего освоения». Особо подчеркнуто, что «воспроизводство ресурсной базы и рациональное недропользование невозможно без доверия между владельцем недр (государством) и недропользователями (инвесторами). «Закон «О недрах» должен создавать стимулы к установлению таких стабильных, доверительных отношений».

Что думают руководители компаний и предприятий

В письме управляющего директора «Высокогорский горно-обогатительный комбинат» М. Крупина говорится: «Коллектив … обеспокоен отсутствием концепции новой редакции Федерального закона «О недрах». Закон не стимулирует использование средств недропользователя в поисково-оценочных и геологоразведочных работах с целью восполнения убывающих запасов». И, в частности, предлагается «разрешить недропользователю использовать часть налога на добычу полезных ископаемых для доразведки имеющихся месторождений и поиск новых, как это было ранее с отчислениями на воспроизводство минерально-сырьевой базы, по согласованию с территориальными органами МП