2008-12-10

Норвегия. Эксперт: Углеводородный потенциал Баренцева моря требует исследований

Чтобы разобраться с потенциалом углеводородных ресурсов в Баренцевом море, необходимо проведение значительно больших исследований, нежели те, которые проводились в регионе с 80-х годов. Об этом в интервью «Независимой газете» заявил заместитель директора Норвежского института Fridtjof Nansen (FNI) Арилд Мое. FNI является ведущим мировым экспертным фондом по проблемам Арктики.

«Из всего Арктического региона именно Баренцево море представляет собой сегодня сферу значительного интереса мировой нефтедобывающей промышленности. Континентальный шельф, как известно, разделен между Россией и Норвегией, и обе страны выполняли большой объем исследований с начала 80-х годов прошлого века, — сказал он. — Огромные месторождения газа были обнаружены в российском секторе, но первым газ стал добываться на норвежском месторождении Snow-white». По его мнению, если будут успешно осуществлены развитие и освоение гигантского Штокмановского месторождения газа в российской зоне Баренцева моря, это «станет офшорным газовым проектом беспрецедентного уровня и будет означать налаживание долгосрочного сотрудничества между российскими и западными компаниями».

Между тем, Моэе, отмечает, что и в России, и в Норвегии внутренняя политика ограничивает темп развития изучения этого региона. Если государства региона создавали благоприятные условия для проведения исследований, активность могла бы быть еще выше.

«В Норвегии дальнейшая активизация исследований зависит от исхода дебатов по поводу связанных с этим экологических проблем. В России на это влияют проблемы экономического развития и использования собственных поставщиков и собственной судостроительной промышленности», — сказал он.

Кроме этого, норвежский эксперт сказал, что Россия и Норвегия придерживаются различных взглядов в отношении принципа определения границ континентального шельфа. «Это обстоятельство мешает проведению исследований в большом секторе в центральной части Баренцева моря. В то же время Норвегия также держит северную часть своего континентального шельфа закрытой для коммерческой деятельности, — сказал он. — В прошлые годы, особенно в период холодной войны, интересы безопасности и военной деятельности доминировали над перспективой экономического освоения этой области. Сегодня эти проблемы рассматриваются уже под другим углом зрения. Однако они все еще представляют собой фактор, с которым приходится считаться».

ИА «Росбалт-Север»