2005-03-26

Нефтяные качели взлетели на головокружительную высоту

«2000» в прошлом году анализировали состояние мирового нефтяного рынка. И для этого были веские причины, ведь цена на нефть из простого биржевого показателя превратилась в претендента на победу в номинации «рекордсмен года». В статье «Fifty dollars — столько ныне стоит бочка нефти» (№ 42(240) наш вывод состоял в следующем: «Дороже 50 за баррель нефть не стоила никогда. И тем не менее форс-мажоры на не связанных друг с другом месторождениях и нефтепроводах сегодня воспринимаются трейдерами не как цепь случайностей, а как знак свыше. Как напоминание о том, что на планете Земля нефти осталось лет на 40—50. А значит, углеводородное сырье будет дорожать. Раз цены на него пробили уровень 50, теперь можно ждать 60». При этом отметим, что большинство аналитиков предсказывали снижение цен в конце прошлого — начале нынешнего года.

Наш неутешительный прогноз близок к реальности — по итогам торгов 16.03.05 г. мировые цены на сырую нефть выросли до новых исторических максимумов:

на IPE цена на североморскую нефтяную смесь Brent с поставками в апреле 2005 г. — до 54,80 за 1 барр.;

на NYMEX цена на нефть Light Sweet Crude Oil с поставками в апреле 2005 г. — до 56,46 за 1 барр.

17 марта цены на нефть побили новые рекорды — на нью-йоркской бирже максимальная цена за баррель Light Crude доходила до 57,50. На лондонской IPE нефть марки Brent по майским фьючерсам продавали по 55,28 за баррель (исторический максимум).

Несмотря на то что ОПЕК на конференции в Исфахане (Иран) приняла решение об увеличении квот на добычу нефти, рынок продемонстрировал, что ее действия не воспринимаются как достаточные для стабилизации цен. Снижение котировок фьючерсов на нефть после заявления ОПЕК было ограниченным и непродолжительным. В большей степени трейдеры обращали внимание на данные министерства энергетики США о запасах углеводородов, в соответствии с которыми запасы неэтилированного бензина в Соединенных Штатах снизились на 2,9 млн. барр. — до 221,4млн. барр. Этот факт был воспринят как сигнал к возобновлению «ралли».

Организация стран — экспортеров нефти открыла свои краны практически на полную мощность. 16 марта картель принял решение об увеличении суточного производства на 500тыс.барр.— до 27,5 млн.

Отметим, что до сих пор ОПЕК обычно сокращала объемы производства перед наступлением второго квартала, ссылаясь на сезонное падение спроса, за что Запад картель критиковал, усматривая в этом попытку не дать нефтепереработчикам создать необходимые запасы. На этот раз решение о сокращении объемов производства выглядело бы диверсией, потому что цены и без того были близки к рекордным, превышая 55 за баррель американской WTI.

Поэтому поначалу члены ОПЕК склонялись к мнению сохранить квоты на прежнем уровне в размере 27 млн. баррелей в сутки (при этом не скрывали, что все участники картеля производят нефть сверх квот — больно уж хороши цены). Однако накануне конференции министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии Али Наими предложил увеличить квоты на 500 тыс. баррелей в сутки, и президент ОПЕК, министр Кувейта Ахмад Сабах его поддержал. Правда, некоторые члены картеля, в частности Иран, Алжир, Катар и Венесуэла, были против, однако можно предположить, что в конце концов саудовское предложение одобрят.

Так и случилось. Более того, решили не только сразу увеличить производственные квоты на 500 тыс. баррелей в сутки, но и при сохранении весной высоких цен еще раз повысить квоты на 500 тыс. баррелей, не дожидаясь следующей конференции, которая состоится 7 июня. Решение о новом расширении квот будет принимать президент ОПЕК.

По нашему мнению, нынешнюю конференцию ОПЕК можно было и не проводить. Еще год назад картель потерял контроль над конъюнктурой стоимости «черного золота». До этого ОПЕК удавалось удерживать цены на относительно справедливом и главное — стабильном уровне. Нефтеэкспортеры поступали следующим образом. Если рынок был переполнен нефтью и цены на нее падали, картель сокращал объемы добычи, чем искусственно создавал топливный дефицит. Когда импортеры сидели на «голодном пайке», а цены росли как на дрожжах, ОПЕК увеличивала квоты.

Весной 2003-го, накануне десанта антииракской коалиции на Ближнем Востоке, цены на нефть достигли максимума, приблизившись к отметке 40 за баррель. В этот момент ОПЕК и упустила возможность сохранить за собой рычаги управления мировым нефтяным рынком. Страны картеля попросту пожадничали. Они не стали наращивать объемы добычи, а, напротив, урезали свои мощности.

Итогом стал значительный скачок цен на углеводородное сырье. В конце прошлого года стоимость нефти закрепилась выше 50 за баррель. В начале 2005 года рост продолжился.

Тем временем заоблачные цены на нефть стимулируют нефтяников инвестировать в разведку и добычу углеводородного сырья. Крупнейшая нефтяная компания мира — саудовская Saudi Aramco — заключила несколько контрактов с сервисными компаниями на развитие крупных нефтегазовых проектов, а американский сенат одобрил поиск нефти в арктическом заповеднике Аляски.

В середине марта Saudi Aramco заключила контракт с итальянской компанией Snamprogetti на проведение проектно-инжиниринговых работ по разработке нефтяных месторождений Абу-Хадрия, Фадили и Хурсания. К 2007 г. Saudi Aramco надеется увеличить объем добычи на них на 500 тыс. бар. нефти в сутки. А консорциум британской компании Bechtel и итальянской Technip увеличит мощности перерабатывающего завода Khursaniyah Gas и построит две новые производственные линии мощностью 15,6 млн. куб. м газа и 240 тыс. бар. газоконденсатной жидкости в сутки. Предварительно эти проекты оцениваются в 2 млрд. Еще пять подрядчиков, среди которых японская JGC, создадут на базе существующего Hawiyah Gas Plant крупнейший в мире газоперерабатывающий завод, который будет потреблять 113 млн. куб. м газа и производить этан и газоконденсат.

Новые проекты — часть программы Саудовской Аравии по увеличению объема добычи нефти к 2009 г. почти на 25%. Если сейчас страна добывает чуть больше 10 млн. бар. нефти в сутки, то через пять лет этот показатель увеличится до 12,5млн. бар.

Намерены увеличить объемы добычи нефти и Штаты.После многолетних споров сенат США 16 марта дал разрешение на проведение геологоразведки арктического заповедника Аляски (ANWR). По разным оценкам, запасы ANWR составляют от 6 до 16млрд. баррелей нефти. За это решение высказался 51 сенатор, против — 49. Разрешение долго лоббировала коалиция Arctic Power, в которую входили ExxonMobil, ConocoPhillips и BP. Впрочем, из-за негативного общественного мнения две последние покинули альянс. Впрочем, решение сената отнюдь не означает, что нефтяники вскоре смогут приступить к разведке. Эксперты считают, что, прежде чем в Арктике будет просверлена первая скважина, предстоит долгая и тяжелая борьба с экологами.

Сложившаяся ситуация вызывает серьезное недовольство Белого дома. «Я обеспокоен тем, как растущие цены на нефть и природный газ повлияют на среднюю американскую семью, на малый бизнес. Мы обязаны использовать наши технологии, чтобы избавляться от нефтегазовой зависимости и в то же время развивать альтернативные виды энергоресурсов, таких как уголь, без причинения вреда окружающей среде», — заявил 17 марта Джордж Буш. К слову, 17 марта, по данным Американской ассоциации автомобилистов, галлон бензина уже стоил рекордные 2,06, и это за месяц до начала автомобильного сезона!

Несмотря на предпринимаемые Саудовской Аравией меры по увеличению объемов добычи, становится ясно, что изменить ситуацию ОПЕК в ближайшее время не удастся. Производство не в силах угнаться за ростом спроса на сырье. Участники ОПЕК работают на пределе своих возможностей. На цену же сейчас влияет в большей степени не объем добычи нефти, а спрос, в первую очередь со стороны Индии и Китая. А Международное энергетическое агентство (IEA) прогнозирует, что спрос на нефть снизится лишь во IIквартале — до 82,8 млн. бар. в сутки в связи с окончанием отопительного сезона в Северном полушарии с нынешних 84,7 млн. бар. В III квартале мировой спрос на нефть достигнет 83,7 млн. бар., а в IV— 86,1 млн. бар. в сутки.

Это означает, что дешевой нефти больше не будет. В ближайшее время ее цена составит 50—60 за баррель. При этом состояние мирового рынка нефти настолько хрупкое, что любой незначительный фактор (например, забастовка нефтяников в Нигерии или Венесуэле) может вызвать новый скачок цен.