2007-04-06

Нефтегазовая перспектива <br><i>Что ждет нефтегазовую отрасль в 2007 году</i>

Для Уральского федерального округа, в котором добывается 60 % всей российской нефти и 90 % всего отечественного газа, 2007 год начался с неприятных известий из Белоруссии. Спор между Минском и Москвой о транспортировке российской нефти по нефтепроводу «Дружба» через территорию Белоруссии уже привел к многомиллионным потерям нефтяников, кроме того, возможные иски со стороны европейских потребителей, в перспективе – более крупные потери финансового и имиджевого плана. Чего ждать в дальнейшем нефтегазовой отрасли России после такого минорного начала в наступившем 2007 году – в материале «УралПолит.Ru».

По мнению ведущих финансовых аналитиков страны, опрошенных нашим экспертным каналом, 2007 год вряд ли будет годом больших потрясений, однако существует несколько ключевых событий, которые будут формировать повестку для всего топливно-энергетического комплекса страны. Особенность 2007-го заключается в том, что это год выборный, и по факту он закончится не с боем курантов 31 декабря, а 2 марта 2008 года с завершением выборной кампании по избранию главы государства. Очевидно, что нефтяные и газовые компании страны, как, впрочем, и главный энергетический монополист – РАО «ЕЭС», – не останутся в стороне от главных политических событий, поэтому год огненной свиньи при всей кажущейся стабильности может преподнести сюрпризы.

Первое важное событие в ТЭКе, которое ожидается уже в первой половине года, по мнению всех опрошенных «УралПолит.Ru» отраслевых экспертов, это окончательное разделение активов ЮКОСА. Главный вопрос заключается лишь в том, кто их будет делить, и что кому достанется. По мнению аналитика ИК «Баррель» Андрея Зорина, остатки империи Михаила Ходорковского, главным образом, будут поделены между двумя государственными компаниями – Газпромом и Роснефтью. Предположение аналитика подтверждается многими фактами. Например, можно вспомнить, что именно эти две компании активно до последнего момента конкурировали за активы ЮКОСА, и именно Роснефти достался самый главный актив обанкротившейся нефтяной компании – Юганскнефтегаз. Однако из статуса конкурентов компании Миллера и Богданчикова перешли в статус партнеров, подписав в ноябре 2006 года двустороннее соглашение о стратегическом сотрудничестве. По мнению большинства наблюдателей, госкомпании решили создать альянс, чтобы реализовывать совместные проекты на паритетных началах и более успешно противостоять частным компаниям в конкурсах на перспективные месторождения, к коим, безусловно, можно отнести и месторождения ЮКОСА. В частности, речь идет о такой компании как «Артикгаз» на Ямале, которая владеет лицензией на добычу газа и нефти на Уренгойском месторождении с доказанными запасами 900 миллиардов кубометров и оценивается примерно в 1,2 миллиарда долларов.

По мнению аналитика ИК «Финам» Владислава Кочеткова, возможно, что часть активов ЮКОСА достанется Сургутнефтегазу и ЛУКОЙЛу. При этом аналитик отмечает особенность, которая может повлиять на распределение этих активов: Роснефть и Газпром интересуют, в первую очередь, добывающие активы, Сургутнефтегаз и ЛУКОЙЛ – переработка.

Претендентами на наследие нефтяной компании Ходорковского могут стать и иностранные инвесторы. Так, например, известно о большом желании одной из крупнейших европейских нефтегазовых групп – итальянской Eni S.p.A. – инвестировать в нефтегазовую отрасль России до 10 миллиардов долларов, через покупку, в первую очередь, газовых активов на Ямале. Итальянская компания имеет достаточно продолжительный опыт сотрудничества с Россией в вопросе покупки и транспортировки газа европейским потребителям, которое началось еще во времена Советского Союза. Вероятность того, что после переговоров Италии и России на самом высоком уровне Eni будет допущена в российский нефтегазовый сектор, выглядит вполне реалистично.

Второе важное событие, которое ожидается в 2007 году в нефтегазовой отрасли – решение судьбы четвертой по объему добычи нефтяной компании России – Сургутнефтегаза. Весь 2006 год в отрасли ходили упорные слухи о том, что одна из крупнейших независимых нефтяных компании может перейти под контроль государства через поглощение ее Роснефтью. Тем не менее, по оценке аналитиков, вероятность того, что это произойдет в предстоящем году, невелика. Во-первых, как сообщил корреспонденту «УралПолит.Ru» аналитик ИФК Солид Денис Борисов, для покупки Сургутнефтегаза у Роснефти может просто недостать ресурсов. Компании Богданчикова надо для начала окончательно «переварить» покупку Юганскнефтегаза, а также справиться с предполагаемыми покупками оставшихся активов ЮКОСА. После всех этих затрат покупать новые активы компания сможет с трудом, и встанет вопрос о целесообразности приобретения доли в Сургутнефтегазе. Во-вторых, как подчеркивает эксперт ИК «Финам» Владислав Кочетков, Сургутнефтегаз – компания, которая всегда была и остается лояльной Кремлю, – может вполне сохранить независимый статус, чтобы западные инвесторы видели, что в российском ТЭКе остаются крупные независимые игроки. Таким образом, можно предположить, что вплоть до окончания в марте 2008 президентского срока Владимира Путина идея о покупке государством Сургутнефтегаза не будет реализована.

Третье событие, которое определяется отраслевыми экспертами в качестве ключевого для российского ТЭКа, – стабилизация цены на нефть на международных биржах, от уровня которой зависит не только финансовое благополучие нефтяников и западно-сибирских регионов, но и наполнение бюджета всего государства, что особенно важно в свете реализации финансовоемких нацпроектов. По мнению Кочеткова, цена за баррель нефти стабилизируется на более низком уровне, чем в 2006 году. Уровень в 50–60 долларов за баррель или даже более низкая цена на «черное золото» приведет к снижению доходов «нефтяных генералов», которые, чтобы сохранять более высокую рентабельность бизнеса, будут стремиться развивать переработку углеродного сырья, как в России, так и приобретая НПЗ за рубежом.

Безусловно, 2007 год станет для нефтяников и газовиков годом продолжающихся проверок со стороны государства. Напомним, в конце 2005 года в Министерстве природных ресурсов РФ было принято решение о начале ревизии и постановке на учет всех находящихся в стране нефтяных и газовых скважин. Глава МПР Юрий Трутнев выступил за проведение полной инвентаризацию всех скважин, находящихся на территории РФ, как в частной, так и в государственной собственности. Целенаправленные проверки, проводимые МПР и другими природоохранными ведомствами нефтяных и газовых месторождений в 2006 году, заставили руководителей многих компаний понервничать. Более того, активно к борьбе с недобросовестными недропользователями подключилась генеральная прокуратура, которая не только выписывала предписание по отзыву лицензий, что не входит в круг ее обязанностей, но и находила недостатки в действиях самих природоохранных органов.

В конце 2006 года главы МПР Юрий Трутнев и генпрокурор Юрий Чайка провели совместное совещание двух ведомств, на котором обе стороны признали ошибки в своей работе и решили улучшить координацию совместных действий. Все это позволяет думать, что со следующего года обе госструктуры в значительной степени увеличат давление на нефтяную и газовую отрасли, требуя максимального соблюдения природоохранного законодательства. Учитывая, что соблюсти на 100 % процентов все нормы законодательства, особенно по соблюдению экологических норм, практически не удается ни одной компании, проверки прокуратуры и МПР серьезно осложнят жизнь нефтяников и газовиков в 2007 году.

«УралПолит.Ru» будет пристально следить за развитием событий в нефтегазовой отрасли.