Заседание президиума Госсовета в Салехарде ознаменовалось сенсационным заявлением главы "Газпрома". Алексей Миллер предложил забыть о конкурсах и аукционах и передать правительству право определять недропользователей для всех крупных российских месторождений.
По мнению Миллера, необходимо принять закон о месторождениях федерального значения, в котором должно быть закреплено, что "решение, кто должен стать недропользователем крупнейших месторождений Ямала, Восточной Сибири и Дальнего Востока будет приниматься правительством, а не путем тендеров". Развивая идею, Миллер сообщил, что "данные месторождения обеспечивают и будут обеспечивать экономическую безопасность страны". С безопасностью государства, понятное дело, не шутят, поэтому участвующий в работе Госсовета президент Владимир Путин охотно согласился с предложением Миллера.
Для подержания ресурсной базы и увеличения добычи "Газпром" вынужден "занимать" Восточную Сибирь и Дальний Восток по той простой причине, что запасы в Западной Сибири стремительно истощаются. Запасы газа Восточной Сибири и Дальнего Востока оцениваются в 6,6 трлн. куб. м, нефти – в 1,7 млрд. тонн. Ресурсы Ковыктинского газоконденсатного месторождения (ГКМ) – 2 трлн. куб. м газа, Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения (НГКМ) – 1,24 трлн. куб. м газа, Юрубчено-Тохомского НГКМ – 0,7 трлн. куб. м газа и 780 млн. тонн нефти, Собинско-Пайгинского НГКМ – 0,17 трлн. куб. м, Талаканского НГКМ – 0,05 трлн. куб. м. и 124 млн. тонн нефти.
С одной стороны Миллер заявляет на Госсовете, что если при выборе недропользователей будут приняты решения в угоду корпоративным интересам, то "могут быть отсечены крупнейшие месторождения, которые являются базовыми для экономики страны". При этом глава газового концерна ненавязчиво напоминает, что при непосредственном участии "Газпрома" уже подготовлена комплексная программа освоения и развития крупнейших месторождений Ямала, Восточной Сибири и Дальнего Востока. А значит, при определении победителя на ту или иную залежь нефти и газа первую скрипку будет играть "Газпром" с его мощнейшим административным и финансовым ресурсом, а также "самые равноудаленные" от государства компании – "Роснефть" и "Сургутнефтегаз".
Напомним, еще зимой председатель правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер, президент ОАО "НК "Роснефть" Сергей Богданчиков и генеральный директор ОАО "Сургутнефтегаз" Владимир Богданов поставили подписи под соглашением о консорциуме, в котором в качестве территории взаимных интересов определена Восточная Сибирь и Республика Саха (Якутия). Это означало, что три компании совместными усилиями будут разрабатывать месторождения региона. Кроме того, они претендуют на статус оператора экспортных поставок нефти и газа на рынки азиатско-тихоокеанского региона. Комплексная разработка нефтегазовых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока с учетом потребностей внутреннего рынка и возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона, по мнению глав компаний, обеспечит наибольшую эффективность освоения ресурсов.
Отметим, что в своем стремлении участники консорциума не одиноки. Сюда же устремлен взгляд ТНК-BP, осваивающей Ковыктинское месторождение. Эксперты говорят, что в доступе к Восточно-Сибирской ресурсной базе заинтересованы компании Японии, Южной Кореи, Китая, а также основные сырьевые концерны мирового рынка, в частности французская Total. Назвать серьезным конкурентом большой тройке ЮКОС язык не поворачивается, особенно после того, как компания практически без боя отдала Талаканское месторождение "Сургутнефтегазу".
По мнению Максима Шеина, начальника аналитического отдела компании "Брокеркредитсервис", предложение Миллера вполне укладывается в политику государства на повышение контроля над ключевыми отраслями. "Весь вопрос в том, о каких месторождениях будет идти речь – из распределенного фонда или нераспределенного. Если начнут пересматривать собственников уже выданных лицензий – это приведет к полному переделу на рынке, что крайне негативно отразится на инвестиционной привлекательности России, – говорит аналитик. – Если речь идет о новых месторождениях, то может серьезно пострадать эффективность их разработки. Известные компании возьмут месторождения на баланс и будут держать про запас". По мнению Шеина, инициатива Миллера, воплощенная в закон, позволит участникам консорциума "Газпром" – "Сургутнефтегаз" – "Роснефть" брать практически задаром самые лакомые месторождения.
То, что Госдума примет миллеровский (читай – пропрезидентский) закон, похоже, уже ни у кого не вызывает сомнений. "Ведь смогла Госдума за один день сразу в трех чтениях внести поправки в законодательство, предусматривающие увеличение ставки НДПИ [налога на добычу полезных ископаемых] и экспортной пошлины на нефть. Почему бы так же оперативно не справиться и с законом, предложенным главой "Газпрома"?" – говорит Максим Шеин.