2005-01-17

"Недра Украины": Геополяриторное зондирование государственного бюджета

Государственная компания «Надра Украины» не столь известна, как НАК «Нафтогаз Украины». Тем не менее именно входящие в нее структуры и открыли 80% месторождений и «Нафтогаза», и той же «Укрнафты». Геологоразведка была и остается одним из национальных приоритетов. По крайней мере, должна им быть. Особенно в стране, которой совсем не помешали бы дополнительные энергоресурсы…

Однако за последние годы объемы бурения уменьшились практически на порядок. Благодаря концентрации предприятий в созданной в 2000 году НАК «Надра Украины» удалось приостановить разрушение отрасли. Впрочем, проблему до конца это так и не решило. По состоянию на середину июля прошлого года основные фонды НАК «Надра Украины» были изношены на 80%. Из 80 имеющихся буровых установок дочерних предприятий компании 70 произведены еще до 1990 года. При этом за четыре года существования НАК «Надра Украины» бюджетное финансирование обновления фондов составило менее 5% от запланированного.

Причин критического состояния геологоразведочной отрасли много. Это и общее состояние экономики, и несвоевременные отчисления нефте- и газодобывающих организаций на геологоразведочные работы (ГРР). Но объяснить все только нехваткой средств не получится. Отчисления державы на развитие сырьевой базы в последние годы составляли до четверти миллиарда гривен. Однако до самих геологоразведчиков доходит, мягко говоря, немного… Госзаказ неуклонно снижался. Если в 2002 году сумма, выделенная на ГРР, составила 90,3 млн. грн., то в 2003-м она уменьшилась до 55,8 млн.

Это, естественно, приводило и к простоям в работе, и к сокращению штатов (из отрасли ушло около 1000 человек). Предпринятая летом 2003 года попытка исправить положение, усилив кадровый состав (компанию возглавил опытный нефтяник Петр Демченко), не смогла радикально улучшить ситуацию. Более того, геологи, находясь в самом низу списка тех, кто получает средства, от перемен нисколько не выиграли, а скорее наоборот — потеряли. В связи с реорганизацией Министерства экологии несколько месяцев финансирование осуществлялось по глубоко остаточному принципу.

В итоге несколько месяцев отрасль просто лихорадило, причем этот процесс более-менее закончился только к весне 2004-го. Вдобавок постарался и парламент: в бюджете на 2004 год фактически не предусматривалось государственное финансирование ГРР. Казалось, что хуже быть уже не может. Но как известно, при желании все можно сделать еще хуже. Выяснилось, что у НАК «Надра» и руководства созданного при реорганизации Минэкологии Государственного комитета по природным ресурсам представления о государственной политике в этой отрасли сильно отличаются.

В декабре прошлого года госкомитет возглавил Николай Злочевский. Николай Владиславович более известен как соучредитель крупного нефтетрейдера «Инфокс», занимавшегося на Кременчугском НПЗ бензином, электроэнергией и даже взявшего в аренду Одесский водоканал. Являясь также одним из спонсоров СДПУ(о) на выборах 2002 года, он и в дальнейшем обладал вполне значительным весом. Его заместителем стал тоже хорошо известный в бизнес-кругах Сергей Гошовский.

В принципе, приход человека, имеющего опыт работы в бизнесе, мог бы стать для отрасли большим плюсом. Правда, при условии, что в первую очередь он будет думать о деле, которое ему поручили. Однако вскоре стало ясно, что приоритеты иные.

Наиболее ценным активом НАК являлись лицензии на нефтяные месторождения. По состоянию на начало прошлого года дочерние предприятия компании имели 119 специальных разрешений на геологическое изучение участков недр. В том числе и на 83 нефтегазоносные поисковые площади и месторождения. Потенциально это колоссальные деньги.

Вот их судьбой и занялись. Благо, что с февраля 2004 года комитет управлял корпоративными правами НАК «Надра». Ситуацию облегчала и сложившаяся в геологоразведке обстановка. Получаемые из бюджета средства геологам разрешали использовать фактически только на буровые работы. Тогда как на обустройство месторождений приходилось привлекать инвестиционные ресурсы. На начало прошлого года дочерние предприятия НАК «Надра Украины» работали по договорам с 41 инвестором (в том числе с 35 отечественными). Таким образом на геологическое изучение недр удалось привлечь около 250 млн. грн.

В условиях сокращения государственного финансирования это был, по существу, единственный способ наращивания ресурсной базы Украины. Естественно, что у различных участников процесса дела шли по-разному, хватало и откровенных любителей легкой наживы. Но в целом руководство компании «Надра Украины» было настроено на максимальное упорядочение отношений с инвесторами, создание четких и прозрачных правил игры. Однако свои планы были и у Госкомприроды, который небезуспешно замкнул на себя процесс переоформления лицензий на месторождения полезных ископаемых. Благо, что у многих предприятий заканчивался срок действия лицензий. Естественно, что при этом много говорилось об интересах государства. Так, сам Злочевский заявил: «Если добычу будет производить государственная или акционерная (в которой государство имеет либо контрольный, либо равный с частным инвестором пакет акций) компания, думаю, газ бы подешевел для украинцев на 40%».

При этом председатель Госкомприроды продвигал законопроект об отмене аукционной системы выдачи лицензий на добычу. Было обещано, что в случае принятия документа Верховной Радой лицензии на освоение недр в первую очередь будут выдаваться компаниям, ранее вкладывавшим средства в их разработку. И тогда НАК «Надра Украины» получит первоочередное право на освоение всех разведанных ею месторождений. Однако реальные дела с декларациями плохо сочетались. Это видно хотя бы из распределения бюджета.

Если в 2003 году при общем бюджете отрасли в 250 млн. грн. нефтегазоразведчикам перепало 46,9 млн., то в 2004-м при таком же бюджете поначалу выделили всего 15,7 млн. От многочисленных обращений руководства «Надра Украины» в госкомитете по существу отмахивались. Компании предлагали работать без государственного финансирования и одновременно запрещали заключать договора с инвесторами.

А потом пошли и дела. 1 июля 2004 года госкомитет выдал компании Regal Petroleum Corp. Ukraine лицензию на 20 лет, разрешавшую разработку полтавских Свиридовского и Мехедовско-Голотовщинского газоконденсатных месторождений. Согласно украинскому законодательству, при определении того, какие месторождения могут быть выставлены на конкурс, должны учитываться объемы инвестиций в их разведку. Однако решили обойтись без этого… Между тем оба месторождения с 1995 года разрабатывались госпредприятием «Черниговнефтегазгеология».

Правопреемником последнего стало дочернее предприятие НАК «Надра Украины», которое и осталось за бортом. Между прочим, прогнозные запасы месторождений составляют 25,1 млрд. кубометров природного газа и 5,8 млн. кубометров газового конденсата. Но тут, по крайней мере, соблюдалась видимость конкурса. Хотя раздевание «Черниговнефтегазгеология», против которого резко выступал НАК, мягко говоря, не улучшило и без того сложные отношения с руководством Госкомприроды. Впрочем, Петр Демченко, как явно мешающий «правильному мнению», был в конце августа отстранен от должности. И хотя он неоднократно отстаивал в судах свое право на восстановление, бизнесмены от Госкомприроды избавились от последнего противовеса.

Назначенный новым «рулевым» Леонид Посохов оказался куда сговорчивей. И понеслось. Уже через неделю, 1 сентября, пришла очередь еще одного крупнейшего Сахалинского месторождения (Харьковская область, а не там где вы подумали). Дочернее предприятие «Полтаванефтегазгеология» было лишено лицензии на него. И это при том, что в разработку уже было вложено 350 млн. грн. как государственных, так и инвестиционных денег. На месторождении работали три компании, был разработан проект развития предприятия, предусматривавший добычу до 1 млрд. кубометров газа в год.

Но свежеиспеченная донецкая компания «Укрнафтобурение», которая и получила лицензию, могла похвастаться большим — основателем одного из ее учредителей значилась милая Николаю Владиславовичу фирма «Инфокс». Ну разве жалко в этом случае минимум 15 млрд. кубометров газа, 1,7 млн. тонн конденсата и 1,7 млн. тонн нефти!

Впрочем, не стоит думать, что бомбили только «Надра Украины» — на орехи доставалось и другим госпредприятиям. К примеру, в Крыму существует довольно крупное (до миллиона тонн запасов высококачественной нефти) Акташское месторождение. На него претендовал государственный «Черноморнефтегаз». Как вы думаете, кто получил разрешение на эксплуатацию? Подскажу — его получила фирма «Крымтопэнергосервис».

Эта замечательная компания никому не известна и зарегистрирована в Симферополе в частной квартире. Тем не менее ей удалось в течение двух дней оформить все разрешительные документы, включая решение Верховной Рады Крыма, ну и, естественно, комитета. Конечно же, без проведения конкурса. Пресс-служба «Черноморнефтегаза» заявила тогда: «Мы не знаем, чьи конкретно интересы в данном случае преследовали в Государственном комитете по природным ресурсам Украины, но это не первый случай, когда Госкомитет игнорирует интересы государства и государственных газодобывающих предприятий». Обращение с просьбой расследовать обстоятельства выдачи сомнительной фирме разрешения на эксплуатацию Акташского нефтяного месторождения в Ленинском районе Крыма направлено в Генпрокуратуру.

В Харьковской области уже «Нафтогаз Украины», вложив более 300 млн. грн., почти год не может переоформить лицензию на одно из самых перспективных месторождений Украины, Юльевское. Балансовые запасы природного газа оцениваются в 20 млрд. кубометров и 2,7 млн. тонн нефти и газового конденсата. При этом июльское распоряжение того же Николая Азарова о предоставлении «Нафтогазу» в двухнедельный срок лицензии на дальнейшую эксплуатацию Юльевского месторождения попросту игнорируется.

Но, пожалуй, самым нетрадиционным шагом нового руководства НАК «Надра Украины» и его кураторов в комитете стало развитие научной базы. Вы что-нибудь слышали о таком способе геофизической разведки, как метод геополяриторного зондирования? Не волнуйтесь, кроме десятка-другого человек на нашей планете о нем тоже абсолютно никто не знает. Как гордо указано в сопроводительных документах, «метод не имеет аналогов ни в стране, ни за рубежом».

Ну как после это не отдать этому десятку-другому уникальных «специалистов» 41 млн. грн. державных денег! Тем более что среди учредителей владеющего этим ноу-хау скромного донецкого ООО «НТЦ «Геоиндустрия» числилась и солидная региональная компания, слегка поиздержавшаяся на выборах. Кстати говоря, это ровно 82% от тех 50 млн. грн., которые народные депутаты дополнительно выделили на геологоразведку.

Вот только спешка сыграла со «геополяриторщиками» нехорошую шутку. В Минэкономики подали документы, которые и на черновик-то не тянули. В них напрочь отсутствовало буквально все: от списка работ до их объема и стоимости. Однако учитывая своеобразие текущего политического момента, со второго раза там их все же приняли. Несмотря даже на то, что проект предусматривал 100-процентную предоплату, что вообще запрещено госструктурам. И первого ноября (как раз после первого тура президентских выборов) деньги пошли учредителям ООО.

Правда, с выполнением программы не сложилось. Хотя если бы кто всерьез задался целью выполнить написанное в представленной Минэкономики «филькиной грамоте», зрелище было бы изумительное. Над полями, над лугами должен был медленно кружить махонький самолет под гордым названием «Бекас». И летать бедолаге предстояло в общей сложности аж… 21 самолето-месяц! Но календарных месяцев в наличии было всего два — ноябрь и декабрь, в котором и заканчивался срок договора.

В принципе, подержанный «Бекас» можно приобрести в Харькове за 15 тыс. долл., так что купить десяток аппаратов было бы вполне можно.

Однако в ноябре никто не летал, в начале декабря тоже. Очень похоже, что летать никто и не собирался. Представить установку на крохотном двухместном аэропланчике (взлетный вес 450 кг) чего-либо более тяжелого, чем магнитофон, сложно. Между прочим, согласно смете, приборчики обошлись бы стране в миллион долларов. А там и выборы, после которых, очевидно, должен был умереть либо шах, либо ишак.

Однако выборы завершились совсем не так, как планировалось. И вопросы о судьбе нескольких десятков миллионов гривен «геополяриторщикам» начнут задавать весьма скоро. Не говоря уж о тех семи тысячах геологов, которым эти деньги, по идее, предназначались, заодно кинули и две с лишним сотни депутатов. Которые, принимая поправки к бюджету, голосовали совсем не за перечисление денег на счет неизвестной ЛТДешки.

Может, даже стоит попробовать вернуть деньги — добровольная явка с повинной наверняка будет учтена. Или возвращать уже нечего? Впрочем, прокуратура разберется.