ОТКУДА БРАТЬ?
Придорожное месторождение, Резниковская площадь, Мостовская площадь, Кошевойская площадь, Южно-Стинавское месторождение, Балочной, Ортиницкой, Северно-Заводовская и Лолинская площади – этот далеко не полный список нефтяных месторождений Украины.
«Черноморнефтегаз» в прошлом году установил на месторождении Субботино буровую «Сиваш». Эта скважина, как рассчитывают в ГАО «Черноморнефтегаз», должна подтвердить наличие промышленных запасов нефти на этом участке шельфа Черного моря. Полученные результаты позволили говорить геологам об открытии нефтяного месторождения с запасами не менее 100 млн т. Всего суммарные ресурсы углеводородов Прикерченского шельфа Черного моря оцениваются в 257 млн т условного топлива. Эксперты оценивают их как достаточно перспективные в пределах Килийско-Змеиного выступа и Криловской ложбины в Северо-Западной части Черного моря.
В Одесской области уже открыты 2 малых нефтяных месторождения – Восточно-Саратское и Желтоярское с суммарными промышленными запасами 1,9 млн т и перспективными 2,3 млн т. ГАО «Черноморнефтегаз» ведет освоение этого участка недр совместно с ДК «Укргаздобыча». То есть, мы уже разрабатываем собственный шельф.
ИСТОРИЯ
Начало разработки Украинских месторождений – ХIХ столетия. Небольшая группа закарпатских нефтяных месторождений Украины обеспечивала Австро-Венгрии третье место в мире по уровню добычи, переработки и поставки углеводородного сырья. Объем добычи нефти в западных районах Украины в 1909 г. составлял 2 млн т. Самое интересное – остается он таким и сейчас.
Главным фактором присоединения Западной Украины к СССР было как раз наличие нефтяных месторождений на ее территории. Поэтому выкачку нефти из этих месторождений начали сразу, но завершить ее до лета 1941 г. не успели. Особенно это касается тех месторождений, которые находились в районах, граничащих с бывшей Австро-Венгрией и Польшей. Как результат, Гитлер, оккупировав Западную Украину, но не получив там нефти, вынужден был обустраивать эти месторождения, пробурив около 700 скважин.
После освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков западно-украинские месторождения вновь первыми были пущены в интенсивную эксплуатацию и всесторонне разбурены. В послевоенные годы многочисленными разведочными скважинами разбуривается также вся территория Украины. По результатам бурения определяются перспективные нефтегазоносные районы – это новые месторождения в Черниговской, Полтавской, Харьковской, Сумской, Днепропетровской областях и в Крыму. Но почему тогда они ныне не работают на полную мощность?
ТЕХНОЛОГИИ ВАРВАРОВ
Первый этап разработки этих месторождений характеризовался фонтанным способом добычи нефти. Затем, по мере выработки из них запасов, происходило разгазирование пластов, давление в них падало и требовалось дополнительное применение каких то иных способов интенсивного нефтеизвлечения. Девиз тогдашней советской промышленности «догоним и перегоним» дал противоположный результат – загубили и отстали.
Из механизированных технологий добычи выбрали жесткую, ломающую и портящую месторождения – насосную. Причем для этой цели разрабатывали и закупали за границей мощнейшие центробежные электронасосы.
Техническая политика разработки недр в тот период заключалась в том, чтобы вырвать из недр все, что можно, а потом «хоть трава не расти». К счастью, не все регионы были угроблены. До сих пор остались редкие месторождения, разрабатываемые «щадящими», т.е. мягкими технологиями.
Что же касается пресловутого обводнения, то его суть в следующем. Нужно вытянуть из одной скважины нефть, круша низким давлением породу призабойных зон, в другую же нагнетать холодную пресную воду. В этом случае пласт с нефтью останется нетронутым и невыработанным, а призабойные зоны окажутся обводненными и охлажденными. Вообще-то нефть в такую скважину через обводнённую зону течь не желает – просто не может течь по законам физики. Если исследовать динамику возникновения и распространения обводненных нефтяных месторождений, то изначально это – Западная Украина. Затем обводнению уже подвергаются месторождения Восточной Украины. Обводнение привело к уничтожению месторождений нефти. Поэтому в Украине осталось много месторождений, из которых стравлен газ и пластовое давление уменьшено до гидростатического.
Начиная с 80-х годов активно применялась технология внутрипластового горения и вообще тепловые методы, в частности, на Гнединцевском месторождении. Нефть этого месторождения уникальна. Она легка, маловязка. Серы в ней мало. Уникально и само месторождение. Это купольная залежь с высокопроницаемыми, практически изотропными пластами с равномерной мощностью. В предыдущие годы из него были извлечены десятки миллионов тонн замечательной нефти. Как вспоминают очевидцы, во время войны из разведочных скважин этого промысла немцы заправляли свои танки, которые работали на бензине. Нефть этого месторождения заменяла бензин. Скважину подожгли…
ПРИВАТИЗАЦИЯ
Отечественная реализация вполне нормальной идеи приватизации привело к «тупому» переделу украинских месторождений между рядом нефтедобывающих кланов, которые на сегодняшний день производят их активную вторичную «дешевую» приватизацию.
Первоначальный передел, естественно, прошел по «бросовым» ценам. Оценка качества и трактовка запасов углеводородного сырья наших месторождений занижены официальными геологами чуть ли не на порядок. По мнению ученых, запасы углеводородного сырья нефтяных месторождений Украины составляют от 3,5 до 5,0 млрд т. А по официальной версии, эта оценка не превышает 0,6 млрд т.
Понятно, что первый клин в отечественную нефтедобывающую отрасль был забит именно в «эпоху передела». Но и нынешний период особой надежды на «прозорость» отрасли не оставляет. Сегодня механизм приватизации более изощренный, при этом схемы однотипны и чрезвычайно просты. На первом этапе, по сговору, фондодержатели предельно уменьшают запасы и балансовую стоимость объекта. На втором этапе между фондодержателем и заинтересованным лицом (будущим собственником, арендатором или концессионером) происходит обмен денег на соответствующие лицензии и другие документы на разработку интересующего объекта. После получения соответствующих сумм, арендатор, как правило, ведет активный поиск зарубежного инвестора и, в конечном счете, находит и «кидает» его. В частности, стоимость инвестиционного проекта сразу же возрастает на несколько порядков. Инвестору нужны деньги на покрытие своих первоначальных расходов и, конечно, на прибыль. Из этого следует, что сознательное закрытие высокодебитных скважин, признание нефтегазовых объектов нерентабельными с целью их последующей приватизации – это далеко неполный перечень методов «захвата» отраслевых объектов. И это, скорее всего, вопросы экономической безопасности страны, чем вопросы технической политики. В любом случае, эти вопросы тесно связаны между собой.
Но возникает и другой вопрос: а стоит ли овчинка выделки? Впрочем, 6 февраля с. г. Верховная Рада подавляющим большинством в 430 голосов приняла закон о запрете продажи украинской ГТС. Данный законопроект «запрещает любые манипуляции с НАК «Нафтогаз Украины», в том числе и приватизацию. 21 февраля Президент подписал этот документ. Эксперты считают, что таким образом Украина демонстрирует перед ЕС готовность взять на себя часть проблемы в вопросах энергетики и выйти на более прозрачный диалог в сфере энергополитики с Евросоюзом. Но диалог диалогом, а деньги в отрасль необходимо вкладывать уже сейчас. И вот почему.
НЫНЕШНЕЕ СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛЕВЫХ ОБЪЕКТОВ
Абсолютное большинство нефтяных месторождений Украины вступили в позднюю стадию разработки, которая характеризуется значительным падением пластовых давлений, разгазированием, высокой обводненностью продукции, и тем не менее большими извлекаемыми запасами нефти.
Имеющийся в Украине скважинный фонд изношен и эксплуатируется менее чем на 10%. Продуктивными являются не более 10% скважин. Обводненность продукта достигла 96 – 99%. В то же время, спрос на нефтепродукты в Украине удовлетворяется менее чем на 10% за счет нефти, добываемой из собственных месторождений. В межскважинном пространстве остаются значительные запасы нефти. Состояние нефтегазовых промыслов – это следствие применения авантюрных, в том числе форсированных режимов в традиционных технологиях добычи нефти, в результате чего скважины сейчас окружены водными конусами, подошвенной водой, а в коллекторах остались застойные, тупиковые и непромытые зоны – так называемые целики нефти.
Из этого следует, что добыча нефти из целиков и интенсификация нефтедобычи за счет восстановления продуктивности «старых» скважин являются весьма актуальными, поскольку, в конечном счете, это увеличивает нефтеотдачу. Существующие разрозненные попытки применения методов интенсификации нефтедобычи на отдельных скважинах – это не выход. Основная причина, о которой постоянно говорят менеджеры – отсутствие средств. То есть, поскольку приватизация исключается, инвестиции просто необходимы. И не только в нефтедобычу.
Так, например, по состоянию на 28 марта с. г. на реконструкцию и модернизацию украинских государственных нефтебаз необходимо 800 млн долл. И это речь идет о тех госнефтебазах, которые входят в состав ОАО «Укрнафтапродукт» и подчинены Министерству обороны. По словам председателя правления ОАО «Укрнафтапродукт» Игоря Кирюшина, компания и рада приобрести нефтебазы и в случае их передачи намерена привлечь синдицированный кредит для их реконструкции.
– Но для этого необходимо соответствующее постановление правительства, – резюмирует Кирюшин.
А вот для развития нефтяной площади Суботина на шельфе Черного моря, по данным ГАК «Черноморнефтегаз», необходимо 3,55 млрд грн. Промышленная эксплуатация разведанных месторождений на этой площади позволит сэкономить 78 млрд грн за счет замещения импортированной нефти. Уровень добычи нефти на одном этом месторождении достигнет 3-3,5 млн тонн в год. Согласно подсчетам специалистов ДАТ «Черноморнефтегаз», в бюджеты всех уровней будет оплачено свыше 75 млрд грн.
– Компания может не только обеспечивать природным газом Крым, но и существенно способствовать уменьшению энергетической зависимости Украины от импортных энергоресурсов», – заявил председатель правления ГАК «Черноморнефтегаз» г-н Присяжнюк.
Вообще же реализация шельфовых проектов будет способствовать становлению Украины как сильного игрока среди стран, которые занимаются добычей нефти и газа на шельфовых месторождениях. Но, в то же время, одним шельфом энергетику не прокормишь.
БУДУЩЕЕ В РАЗРАБОТКАХ ЗА РУБЕЖОМ?
Пока же Украина заинтересована в добыче нефти не только в Египте, но и в других странах. Уже через три года Украина добудет свой первый миллион тонн египетской нефти. Об этом в 14 марта в ходе заседания Кабмина сообщил Премьер-министр Украины Виктор Янукович. По его словам, контракт с египетской стороной позволит Украине вести нефтедобычу на африканском континенте в течение 27 лет.
– Украина заинтересована в разработке нефтяных и газовых месторождений так же в России и Средней Азии, – подчеркнул руководитель правительства.
Согласно концессионному соглашению НАК «Нафтогаз Украины», заключенному на прошлой неделе, Украина будет разрабатывать месторождения углеводородов на восточной территории Алам Эль Шавиш в Западной пустыне Египта. Общая площадь блока Алам Эль Шавиш Ист составляет свыше 900 кв. км. Первоочередной период разведки – 3 года. Расчетный период окупаемости проекта – 5,5 лет.
Согласно соглашению, на протяжении 3-летнего срока разведки НАК «Нафтогаз Украины» выступит подрядчиком на работы по поиску и разведке месторождений нефти на территории блока Алам Эль Шавиш Ист. Инвестиции НАК «Нафтогаз Украины» в поиск запасов углеводородов на территории блока составят не меньше 20,2 млн долл.
Работы должны начаться уже через несколько месяцев. В середине января в 2007 г. делегация технических специалистов НАК посетит Египет. В случае открытия месторождений(я) нефти и/или газа «Нафтогаз» и ЕГНК создадут на территории Египта компанию-оператора проекта в соотношении 50/50. Доля добытой продукции НАК «Нафтогаз Украины» будет составлять от 15 до 19% от общей, в зависимости от достигнутых объемов добычи.
Добывающие ресурсы нефти блока Алам Эль Шавиш Ист, по оценке ДП «Науканафтогаз», подтвержденной выводом Государственной комиссии Украины по запасам, составляют не менее 73,5 млн т (категория С-3), что эквивалентно 90% ресурсной базы сухопутной части Украины. НАК рассчитывает получить первую коммерческую продукцию на блоке Аллам Эль Шавиш на четвертом году реализации проекта. Пик добычи нефти ожидается на 6-12 годы разработки блока Alam El Shawish East.
Египетский проект «Нафтогаза» продемонстрировал, что украинские компании могут на равных бороться с такими нефтегазовыми гигантами, как Shell, Total и Gaz de France, традиционно разрабатывавшими запасы северной Африки. Кроме того, этот проект может разрешить актуальных внутриукраинских проблем, т. к. полученная нефть может быть использована для создания национального нефтяного резерва. Это убережет Украину от кризисов на рынке нефтепродуктов. В Украину нефть может поставляться по схеме замещения российским сырьем, что исключает необходимость ее транспортировки Средиземным и Черным морями.
Стоит отметить, что, выйдя на нефтерынок в Египте, Украина сможет выйти на рынки добычи нефти и газа Северной Африки с перспективой реализации аналогичных проектов в других странах региона, в частности Алжире, Ливии, ОАЭ и Судане. Интересно, кто же из иностранцев будет работать в нашей нефтяной отрасли?
А У НАС?
В то же время разработку собственных недр Украина передоверит… Франции. НАК «Надра Украины» рассчитывает на подписание рамочного соглашения о сотрудничестве с французским концерном Total в сфере геологического изучения недр и их исследовательско-промышленной разработки. Французов интересуют участки на суше с глубиной залегания пластов свыше 5 тыс. м. Эксперты отмечают, что в Украине перспективные для разработки пласты углеводородов находятся именно на глубине 5 тыс. м. Такие участки находятся в Полтавской области.
Стоит заметить, что Total наряду с норвежскими Statoil и NorskHydro, американскими Chevron и ConocoPhillips входила в шорт-лист потенциальных партнеров российского «Газпрома» для разработки шельфового Штокманского месторождения. В октябре 2006 г. «Газпром» заявил, что будет вести этот проект без привлечения мировых нефтегазовых компаний. По мнению экспертов, причиной скандального шага российского монополиста могло быть жесткое условие иностранных партнеров работать на условиях соглашения о разделе продукции (СРП). А СРП – единственная гарантия стабильности налоговых условий.
ПОЛИТИКУМ
По мнению известного британского эксперта, старшего научного сотрудника Центра исследований конфликтов Оборонной академии Великобритании Джеймса Шерра, никогда еще, начиная с 1994 года, возможность создания прямого энергетического коридора между Балтийским и Черным морями не была такой реальной, как сейчас. Особенно после решения Азербайджана бросить вызов РФ, оказать помощь Грузии и продолжить реализацию проектов, которые помогут связать Европу с газовыми и нефтяными месторождениями Каспийского, Южно-Кавказского и Черноморского регионов. Второе – осознание Казахстаном того факта, что европейская концепция «диверсификации источников, поставок и маршрутов и способов транспортировки» энергоресурсов лежит в плоскости его собственных интересов, и что он сам может стать инструментом этой «диверсификации». Третье – российско-белорусский энергетический скандал и осознание Президентом Лукашенко своей вины за проводимую им политику, которая полностью лишила Беларусь энергетической безопасности как таковой. И сейчас вопрос за Украиной – станет она препятствием на этом пути или же звеном, которое свяжет эту энергетическую цепь в единое целое.
Однако Евросоюз тоже должен определиться, что он хочет от Украины, Южного Кавказа и Каспийского региона, и готов ли ЕС стать частью такого связующего звена. На сегодняшний день позиция ЕС в этом вопросе до конца не ясна. Отметим, что во время прошедшего на прошлой неделе саммита Евросоюза, Брюссель так и не выработал единой энергетической политики. Страны ЕС обязались довести потребление энергии из возобновляемых источников до 20%, однако так и не решили, какие источники называть возобновляемыми. Что касается диверсификации энергоносителей и энергобезопасности стран-соседей РФ, то достигнута договоренность о проведении в мае в Варшаве энергетического саммита с участием Украины, Грузии, Казахстана и Азербайджана, где будет обсуждаться проект поставок среднеазиатского газа в Европу в обход России. Остается подождать результатов.