2005-07-27

НЕ ДРАть Украины

Добыча полезных ископаемых стала легким способом обогащения для украинских чиновников и руководителей государственных предприятий. При новой власти эта традиция может получить продолжение.

История разработки украинских недр это история скандалов, коррупции и казнокрадства. По оценкам экспертов, стоимость разведанных запасов основных видов полезных ископаемых Украины колеблется от $7,5 трлн до $11 трлн. По многим видам минерального сырья (железные, марганцевые и урановые руды, уголь, титан, каолин, ртуть, графит, соль и т.д.) Украина занимает ведущее место в Европе. В пресловутом списке украинских предприятий, приватизация которых, по мнению новой власти, прошла с нарушениями, почти все номинанты так или иначе связаны с добычей полезных ископаемых или активно используют их в своем производстве – начать хотя бы с "Криворожстали". Но на это мало кто обращает внимание. А зря. По сути, костяк списка это более десятка горно-обогатительных комбинатов, работающих в сфере добычи и переработки полезных ископаемых. Украина – страна, торгующая в основном сырьем и полуфабрикатами, которые изготовляют из ее природных ресурсов.


КОДЕКС "О НЕДРАХ" НАДО ЧТИТЬ
Согласно Закону Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности", поиск и разведка полезных ископаемых подлежат лицензированию. В зависимости от вида природных ресурсов такие разрешения выдают различные органы государственной власти. К примеру, право выдавать лицензии на разведку нефти и газа правительство оставило за собой, создав для этого специальную комиссию. Право разведки и добычи других полезных ископаемых в разное время принадлежало разным ведомствам, в том числе Госкомитету по природным ресурсам и Минэкологии.
Кроме разведки полезных ископаемых лицензию необходимо получать и на добычу урановых руд, производство драгоценных металлов и камней (и полудрагоценных камней в том числе). Но суть Закона даже не в этом. А в том, что уже полученную лицензию   у   предпринимателя в целом ряде случаев, например, если он не использует ее в течение шести месяцев, могут отобрать. Это положение впоследствии очень даже пригодилось при перераспределении наиболее прибыльных месторождений нефти и газа.

На основании вышеупомянутого Закона Кабинет министров Украины издал постановление от 14.11.2000 г. "Об утверждении перечня органов лицензирования". Исходя из него, за разрешением на производство изделий из драгметаллов и камней необходимо обращаться в Минфин. А за лицензией на добычу драгоценных и полудрагоценных камней – в Минпромполитики. Это что касается лицензирования вида деятельности как такового. Но получить лицензию на определенный вид деятельности – это еще не все. Ведь добывать полезные ископаемые предприниматель собирается в каком-то конкретном месте. И хочет знать, что в нем есть. Для этого ему необходимо официально приобрести в Госгеоинформе пакет геологической информации, даже если он знает, где чего в земле природа спрятала. Только "недроразведчик" определился на местности, а ему уже следует готовить деньги для Министерства охраны окружающей природной среды – за специальное разрешение на эксплуатацию месторождения. Но выдать его министерство, как правило, не может. Потому что, согласно Кодексу Украины "О недрах", предварительно нужно согласовывать ходатайство на всех уровнях представительской власти – от поселковых до областных Советов народных депутатов. Заодно в Советах можно оформить еще один документ – горный отвод для эксплуатации месторождения местного значения. Для эксплуатации месторождения общегосударственного значения необходимо обратиться в Гоструднадзор. По ходу дела, кстати, предприниматель может узнать, например, что против его договоренности   с   поселковым советом выступает облсовет. И наоборот. Когда все ходатайства уже, казалось бы, оформлены, Минэкологии, конечно же, выдаст лицензию на эксплуатацию месторождения. Но при этом обследует, как предприниматель будет загрязнять окружающую среду и насколько рационально использовать природные ресурсы. Взято ли обязательство по рекультивации земель? Для этого тоже необходимо оформлять документы. Ну и так далее.

По разным оценкам, только официальные платежи за все эти документы, включая рентную плату, могут исчисляться сотнями тысяч гривень. Неудивительно, что многие предприниматели предпочитают добывать полезные ископаемые вовсе без лицензии. По данным Генпрокуратуры, количество таких правонарушений только в первом полугодии 2005 г. выросло приблизительно в 1,5 раза (до 100 зафиксированных случаев).

АДМИНРЕФОРМА ПО-КРУПНОМУ
Но фактически влезть в сферу разработки недр без своих людей в нужных структурах, особенно что касается нефти и газа, практически невозможно. И неофициальные платежи заинтересованным чиновникам, по слухам, исчисляются миллионами долларов. К чему бы вы ни обратились во вчерашней и сегодняшней истории разработки украинских недр, будь то приватизация предприятий "Укррудпрома" или ликвидация компании "Укрзолото", истребившей за время своей деятельности немало средств инвесторов и государства, но золота, по официальной версии, так и не нашедшей, это всегда скандал, в котором замешаны чиновники.

К примеру, в 2003 г. с громким скандалом пришлось уйти со своего поста министру экологии, члену НДП Василию Шевчуку. Одна из неофициальных версий отставки – выдача лицензий на разработку нефтегазовых месторождений "не тем" фирмам, среди которых значились компании, имевшие отношение к лидерам "Нашей Украины". Одновременно с отставкой Шевчука полномочия по выдаче лицензий на разведку и разработку месторождений были переданы от Министерства охраны окружающей природной среды Госкомитету по природным ресурсам, который возглавил представитель СДПУ(о) Николай Злочевский. В 2005 г. его тоже сняли под аккомпанемент обвинений в СМИ в злоупотреблениях при выдаче лицензий на разработку месторождений. Их отбирали у одних фирм и передавали другим. Среди тех, кому повезло, по сведениям СМИ, были фирмы, имеющие отношение к компании "Инфокс", где работал г-н Злочевский.

Интересно, но за право занимать высокие кресла в структурах, курирующих недра, между политическими силами все время шла жесткая борьба. При внешней скромности кресло министра экологии всегда ценилось очень высоко.
Но если при старой власти контроль над недрами был хоть как-то рассредоточен между различными политическими силами, то новая власть решила в этом вопросе не мелочиться.

Указом Президента Виктора Ющенко №675/2005 от 20.04.05 г. Министерство охраны окружающей природной среды определено центральным органом по геологическому изучению и рациональному использованию недр, а также топографо-геодезической и картографической деятельности. Это, так сказать, не считая собственно экологии и охраны природы.

Кроме того, в состав реорганизованного министерства вошел упраздненный ранее Госкомитет по природным ресурсам, который выдает лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых. А если добавить сюда еще комитеты по водному и лесному хозяйству, Комитет по земле, то можно только позавидовать объему полномочий, возложенных Президентом на молодого, немногим за 30 лет, Павла Игнатенко.

Так что министру достался весьма лакомый управленческий кусок. И один из самых конфликтных. Одни только разведанные запасы полезных ископаемых, по оценкам   специалистов,   стоят больше, чем все основные фонды украинской экономики вместе взятые. Можно не сомневаться, что искушений попользоваться властью у Павла Николаевича, как и у его предшественников, будет немало. Об этом говорят результаты проверки КРУ Национальной акционерной компании с символическим названием "Недра Украины". По данным КРУ, с 2002 г. по 2004 г. официальный доход компании снизился приблизительно на 30%, не считая многочисленных фактов нецелевого использования денег.

Как показала проверка, на практике структуры всяческих НАК очень разветвлены. У них масса дочерних предприятии в регионах, у которых, в свою очередь, есть собственные проекты с участием частного капитала. Так что фундамент любой, даже самой мощной государственной компании, имеющей отношение к разработке недр, – это частные деньги. И, соответственно, личный интерес госкомпаний, имеющих покровителей в самой верхушке украинской управленческой иерархии. Этим во многом и объясняется то, что бывшие руководители того же "Нафтогаза Украины", например Юрий Бойко да и его предшественники, фактически не подчинялись своему отраслевому министру. И даже премьеру.

ЛАКОМЫЕ НЕДРА
В "бермудском" треугольнике, состоящем из правительства в лице Минэкологии, комитетов по земле и природным ресурсам, государственных акционерных компаний "Нафтогаз Украины", "Недра Украины" и многих других, крутятся миллиардные суммы.

И неучтенные нефтяные и газовые скважины – это только верхушка айсберга неучтенной эксплуатации природных ресурсов высшим украинским чиновничеством.

Схема действий апробирована на бывшей государственной, а теперь ставшей почти частной технологической цепочке "уголь – кокс – металл". И состоит она в последовательном захвате руководства на государственных предприятиях, проведении своих лоббистов в министры и главы правительственных комитетов, банкротстве и последующей приватизации госпредприятий и приобретении уже частного контроля над их производственными мощностями и сырьем, т.е. месторождениями полезных ископаемых.

При премьер-министре Викторе Януковиче в августе 2004 г. кресло руководителя НАК "Недра Украины" занял Леонид Посохов, работавший до этого в том же ведомстве скромным заместителем начальника управления геологии нефти и газа. О его предшественнике Петре Демченко известно намного больше. Его ассоциировали с командой народного депутата Олега Салмина, бывшего руководителя "Укрнафти", входящей в состав НАК "Нафтогаз Украины", на то время возглавляемой Юрием Бойко.

Поговаривают, что назначение главой "Недр Украины" Леонида Посохова стало результатом интриги, которая формально усилила влияние новоназначенного председателя Госкомприроды Николая Злочевского, получившего этот пост с подачи всесильной тогда СДПУ(о), членом парламентской фракции которой он являлся. Привилегии выдачи лицензий на разработку месторождений были тут же переданы от Минэкологии Комитету, возглавляемому г-ном Злочевским. Под его руководством активно перераспределялись лицензии на разработку нефтяных месторождений. Одним фирмам они продлевались, другим – нет. Одной из первых пострадавших "дочек" "Недр Украины" была "Полтаванефтегазгеология", у которой отобрали лицензию на опытно-промышленную разработку Сахалинского газово-конденсатного месторождения на Харьковщине. В этом случае оказались задетыми интересы не только "Недр Украины", но и "Нафтогазу Украины", которая вместе с польским инвестором в лице Polske Gornictwo Naftove i Gazovnictvo S.A. (PGNiG) уже вложила миллионы долларов в разработку месторождения. При этом более удачливым на тот момент конкурентом оказалось ЗАО "Нефтедобывающая компания "Укрнефтебурение", в списке учредителей которого значилась и фирма "Инфокс", вице-президентом которой был в свое время г-н Злочевский.

История со снятием Петра Демченко с должности руководителя "Недр Украины" не закончилась до сих пор. В начале 2005 г. его восстановили по решению Уманского горрайонного суда в должности, однако на работу он попасть не может. Кроме этого, новое руководство компании, как сообщает источник БИЗНЕСа, нашло свидетельства злоупотреблений своих предшественников. В частности, по слухам, один из заместителей г-на Демченко – Александр Левочкин – входил в руководящие органы дочерних структур компании,  добывающих нефть и газ. Кстати, судьба лицензии на Сахалинское месторождение также оспаривается в суде до сих пор.

По результатам проверки, КРУ подало представление о снятии председателя правления этой компании Леонида Посохова с должности. В частности, ему вменяется в вину получение в подарок от собственной компании автомобиля Mercedes-Benz S420.

Комментарий самого г-на Посохова нам получить не удалось, его секретарь в телефонном разговоре сообщила корреспонденту БИЗНЕСа, что ее начальник находится в отпуске. 30 июня текущего года в прессе со ссылкой на постановление Кабмина прошла информация о назначении на должность председателя правления НАК "Недра Украины" Игоря Романенко, который занимает должность директора ГП "Укринтерэнерго". Но вот что интересно: в приемной г-на Романенко нам с удивлением сказали, что это ошибка. Правда, чуть позже мы уточнили, что Игорь Романенко все-таки приступил к выполнению своих обязанностей.

Сейчас новый министр охраны окружающей природной среды Павел Игнатенко разрабатывает систему, при которой деятельность ведомства не будет зависеть от личности возглавляющего его человека. Пока министр занят реорганизацией ведомства и воздерживается от интервью. Во всяком случае, в течение почти двух месяцев секретари г-на Игнатенко вежливо отказывали корреспонденту БИЗНЕСа во встрече с их шефом. Естественно, создается впечатление, что недра делят молча, как и раньше. А значит, можно ждать новых скандалов. Тем более что, согласно официальной биографии, предыдущее место работы министра – инвестиционная группа "Ренессанс-Капитал Украина", имеющая в Украине, по данным СМИ, интересы и в энергетической сфере. Впрочем, министр заявляет, что бизнес-интересов в сфере экологии у него нет.