2006-08-21

"Нафтогазу" обещан бойкий подъем. Глава Минтопэнерго пообещал вывести нефтекомпанию из кризиса

Самое сложное задание, которое придется решать новому главе Минтопэнерго Юрию Бойко, — выведение из кризиса НАК «Нафтогаз України». Ситуация усложняется еще и тем, что после того, как монопольное право на поставки топлива промышленным потребителям было передано «УкрГаз-Энерго» (СП НАКа и RosUkrEnergo), нефтекомпания фактически лишилась своей главной прибыльной составляющей, продолжая накапливать миллиардные долги. Впрочем, г-н Бойко уже успел похвастаться, что имеет несколько вариантов эффективного развития компании.

Внедрение новой концепции развития «Нафтогазу» должно произойти быстро. Во всяком случае, вице-премьер Андрей Клюев, сообщивший о наличии восьмимиллиардного кассового разрыва в бухгалтерии компании, пообещал ликвидировать его до февраля-марта следующего года. Самым очевидным решением могло бы стать восстановление полной монополии НАКа на рынке газа. Однако данный план затрагивает слишком крупные бизнес-интересы, чтобы быть воплощенным в жизнь. Ведь фактически в этом случае речь идет об отказе от посреднических услуг RosUkrEnergo. О невозможности такого варианта развития событий уже неоднозначно намекнул сам г-н Бойко. «Наличие RosUkrEnergo является одним из ключевых моментов стабилизации цены. Это механизм балансирования между ценой, предлагаемой «Газпромом», — 230 долларов, ценой, по которой проходит туркменский газ всеми экспортными составляющими, и ценой, по которой газ продается потребителю. Во всяком случае, понимание в этом отношении есть, и предстоящие переговоры на высшем уровне закрепят эту положительную тенденцию», — сообщил он.

Сейчас правительство имеет лишь одно сравнительно безболезненное средство для улучшения финансового состояния НАКа — возобновление реэкспорта газа, ранее заблокированного правительством Юлии Тимошенко. По словам заместителя председателя правления НАК «Нафтогаз України» Игоря Воронина, на сегодняшний день у компании остался только один экспортный контракт на ежегодную поставку чуть более 8 млн куб. м голубого топлива в Польшу в рамках соглашения о приграничном сотрудничестве. Ранее же НАК имел от двух до четырех подобных контрактов с общим объемом поставок до 6 млрд куб. м.

Недавно г-н Бойко озвучил еще одну возможную составляющую будущего финансового благополучия НАКа. «Мы восполним потерю компанией рынка торговли газа другими сферами деятельности, в частности транзитом нефти и газа. Поскольку падение транзита на 12% для нас очень существенная потеря. Необходимо эту стабильность восстанавливать, в ближайшее время мы проведем соответствующие переговоры», — озвучил планы на ближайшую перспективу глава Минтопэнерго. Отчасти стабильный доход компании в будущем обеспечит и имеющийся у нее сейчас контроль над поставками газа населению — дополнительную прибыль принесет ожидающийся рост цены на топливо для этой группы потребителей.

Но, судя по всему, правительство не собирается взваливать задачу финансового оздоровления нефтекомпании исключительно на ее нового главу Владимира Шелудченко (свою должность он занял 14 августа) и Юрия Бойко. Комментируя сложившуюся в НАКе ситуацию, г-н Клюев дал понять, что Кабмин может пойти на сокращение налоговых обязательств компании. «Для того чтобы вытащить из ямы «Нафтогаз», нам придется действовать вместе с Минфином и налоговой (министерство утверждает финансовый план компании. — «ДС»)», — уточнил он.

И все же, несмотря на кажущееся единство в борьбе за выживание отечественной нефтекомпании, члены новой правительственной команды будут прежде всего защищать интересы небезразличных для них структур. Очевидно, г-н Бойко будет лоббировать RosUkrEnergo и ее «дочку» «УкрГаз-Энерго» (именно в бытность его руководства НАКом и была запущена схема торговли голубым топливом через RosUkrEnergo). Его потенциальными оппонентами можно считать Виктора Януковича и Андрея Клюева, которые представляют интересы крупных потребителей газа и потому станут отстаивать минимальные цены на голубое топливо. От того, удастся ли им найти золотую ценовую середину, в конечном итоге и будет зависеть будущая стабильность как самого «Нафтогазу», так и украинского газового рынка в целом.