2006-07-06

"Нафтогаз" вне коалиции

«Наша Украина» демонстративно закрепляет за собой главенство в НАК «Нафтогаз», назначая председателем наблюдательного совета Алексея Ивченко, а председателем правления Александра Болкиcева.
 
Если БЮТ не сумеет установить свой контроль над этой структурой, то Тимошенко-премьер и ее единомышленник на посту министра топлива и энергетики сделают все возможное, чтобы свести к минимуму роль Нафтогаза в энергетической политике, а то и вовсе ликвидировать компанию.

Согласно коалиционным договоренностям вся энергетическая вертикаль - от Минтопэнерго до Нафтогаза является квотой БЮТ. Но уже сегодня раздаются голоса нашеукраинцев о том, что пост председателя правления - должность не правительственная, а, стало быть, и не является предметом межфракционных торгов. В подтверждение тому нынешний Кабмин, управляемый преимущественно функционерами НСНУ, ставит cначала во главе НАК «Нафтогаз Украины» Александра Болкисева, а потом возвращает в компанию Алексея Ивченко в качестве председателя наблюдательного совета.

Показательно, что на назначение Болкисева представители БЮТ отреагировали молниеносно и оценили этот шаг как отход от коалиционных соглашений. Возвращение в Нафтогаз Ивченко не вызвало в лагере Тимошенко ожидаемого возмущения. Хотя до сих пор все их претензии относительно деятельности компании были адресованы именно ему – подписанное им в январе газовое соглашение с Россией Юлия Владимировна назвала не иначе как предательством национальных интересов. К тому же, к новоназначенному Александру Болкисеву, БЮТ, по славам депутата этой фракции Михаила Волынца, претензий не имеет – возмущает лишь сам факт назначения против воли Тимошенко и ее свиты.

Директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Сапрыкин отмечает, что присутствие Алексея Ивченко на должности главы наблюдательного совета будет краткосрочным: как только Нафтогаз возглавит человек Тимошенко, господин Ивченко будет вынужден покинуть свой нынешний пост. Собственно, сам факт переназначения экс-рулевого НАК даже с формальной точки зрения не вполне логичен: ведь Ивченко не сложил депутатский мандат, а, следовательно, позволяет себе недопустимое совместительство. Аргументов для того, чтобы устранить от занимаемой должности неугодного главу наблюдательного совета у БЮТ достаточно даже без назначения своего представителя главой этой структуры.

Едва ли все эти факторы не учитывают в НСНУ. БЮТ уже назвал свою кандидатуру  на должность главы НАК – Тимошенко желает видеть во главе компании Николая Сивульского – своего соратника еще со времен ЕЭСУ и вице-премьерства в правительстве Ющенко. Можно предположить, что тимошенковцы получат Нафтогаз при условии не трогать «наших», то есть Ивченко. Для пущей легитимности тот даже может отказаться от депутатского мандата. Таким образом, у верного бютовца появляется противовес в виде верного КУНовца и члена НСНУ. Однако взаимный контроль грозит перерасти в хронический конфликт, который окончательно скомпрометирует Нафтогаз в лице украинской общественности и зарубежных партнеров.

Если же в ходе непрекращающихся коалиционных торгов БЮТ все-таки устранят от управления Нафтогазом и сохранится управленческий тандем Болкисев-Ивченко, мир в украинском ТЭК едва ли наступит.

Во-первых, тимошенковцы возглавят Минтопэнерго, у которого достаточно полномочий для того, чтобы отодвинуть Нафтогаз на второй план. Пример тому – недавнее распоряжение Кабмина о сокращении управленческого штата компании на 25%.

Во-вторых, все стратегические вопросы топливно-энергетического комплекса премьер Тимошенко взять под личный контроль – в этой отрасли она не новичок, к тому же обещает одним росчерком пера ликвидировать ивченковский договор с Россией и подписать новые соглашения с Москвой и Ашхабадом. При такой диспозиции нашеукраинский Нафтогаз даже желателен для БЮТ: премьер и Минтопэнерго будут делать громкие заявления об энергетической безопасности и газовом балансе, а все неудачи валить на исполнителей из НАК, которых не преминут обвинить в саботаже и коррупции.

Последствием кадрово-энергетического противостояния может стать либо «укрощение» Нафтогаза до уровня послушной Минтопэнерго структуры, которая не будет вести международных переговоров, а ее руководители лишатся ряда полномочий и наполеоновских амбиций. Либо же, если НАК станет ареной непримиримой  борьбы внутри оранжевой коалиции, структуру вообще упразднят – разделят на несколько отдельных компаний, часть из которых приватизируют (недаром в Украину пришла транснациональная нефтяная корпорация Shell), часть сделают госпредпряитиями, подконтрольными Минтопэнерго.

К тому же ликвидация компании может стать весомым аргументом, для того чтобы устранить посредничество  РосУкрэнерго в поставках российского газа и подписать новый контракт с Россией. Между прочим, о ликвидации Нафтогаза задумывался нашеукраинец Анатолий Кинах еще в годы своего премьерства...