2006-08-23

На своей земле

Луганщина – благословенный край. Природа щедро одарила регион – на его территории более полутысячи месторождений различных полезных ископаемых. В основном это залежи угля. Его у нас только разведанных запасов – миллиарды тонн. Как при этом можно считать бесперспективной угольную отрасль и постепенно становиться все более энергозависимыми от внешних источников? Сложно понять… Но это тема отдельного разговора.

А кроме горюч-камня в недрах области — еще углеводороды, многочисленные минералы, которые необходимы в производстве стройматериалов, миллионы кубометров пресных и минеральных вод…

ЗЕМЛЯ НЕПУГАНЫХ СТАРАТЕЛЕЙ. Почему же, буквально ступая по золоту (оно, кстати, у нас тоже имеется, самое настоящее!), мы такие… небогатые?

— Потому что не имеем ни четкого представления о том, чем владеем, ни плана, как рационально распорядиться доставшимся богатством, — убежден заместитель председателя областного Совета Владимир Пристюк. Он, к слову, возглавлял временную рабочую депутатскую группу, созданную специально для изучения ситуации с использованием природных ресурсов на территории области. – А пока землю нашу использовали все, кому не лень. И кто не прочь положить себе в карман чужую денежку… Задача, которую поставили перед собой мы, создавая временную депутатскую группу, заключалась в том, чтобы заставить наши недра работать на громаду.

Когда вернувшиеся с «проблемных» территорий депутаты – члены рабочей группы — стали делиться впечатлениями, стало ясно: масштабы проблемы огромны.

— В сутки с территории Станично-Луганского района вывозится песка в среднем тысяч на тридцать гривен… Бюджет, разумеется, с этого не имеет ни копейки…

— В Лутугинском районе куча предприятий добывает природный камень, не имея лицензий… Натолкнулись на точку, где работали заключенные из Петровской зоны. Без конвоя!

Масштабы разработок почти везде, что называется, промышленные. Использовалась тяжелая специализированная техника. И все здесь, у нас, где вроде не Клондайк и не дикие времена.

— Мы собрали представителей контролирующих структур, — рассказывает Владимир Пристюк. — Тех, которые, каждая в своей части, контролируют использование природных ресурсов, всего около 15. Много? Но, оказывается, недостаточно. Но какого-то одного общего координирующего органа, который должен бы быть создан и действовать при облгосадминистрации, не было. Потому и получилось, как в известной пословице, по которой у семи нянек дитя без глаза…

Ну и еще законодательство в части рационального использования недр оказалось несовершенным. До недавнего времени, к примеру, штраф, который за незаконную добычу песка должен был заплатить державе самодеятельный старатель, составлял… 80 гривен. Но и сегодня, после ужесточения, это не так много — 680 гривен.

— Достаточно продать полмашины песка, чтобы покрыть эти «незапланированные расходы», — разводит руками начальник Станично-Луганского РОВД Александр Митрофанов.

Еще недавно его обвиняли в том, что он «крышует» незаконную добычу песка. Сегодня ставят в пример, потому как можно говорить: ее фактически прекратили. Он скромно замечает:

— Без помощи общественности мы бы никогда не справились.

Собственно, до сих пор потому и не справлялись, что дальше громкого возмущения жителей района дело не шло. А тут совпало стремление навести порядок, что было у нового состава райсовета, поддержка членов той самой рабочей группы Совета областного и усилия местных правоохранителей, подкрепленные поддержкой областного управления МВД. Хватило трех месяцев…

Значит, проблему решить можно?

ПОЧЕМУ ВОДА МУТНАЯ. Мысль о том, что сложившаяся ситуация многих устраивала не только на местах, но и, в частности, чиновников в Киеве, не могла не родиться.

— Более четырехсот предприятий хотели бы заниматься добычей полезных ископаемых в области. Но они сидят в Киеве, под дверями кабинетов, где выдают разрешения на этот вид деятельности… Годами сидят! — говорит Владимир Пристюк.

Кто-то просто бросает идею. Ну а остальные, особенно те, кто уже вложил деньги в разные подготовительные мероприятия, «начинают бизнес». Незаконный, разумеется. Кто от этого выигрывает? Ну уж точно не громада территорий, на которой начинается разработка. Потому что предприниматель изначально знает: он тут – временно. А потому торопится выжать из земли все, до чего дотянется, не заморачиваясь рекультивацией и экологическим балансом. В том же Станично-Луганском на месте многих самодеятельных карьеров образовались так называемые гнилостные озера. Это в районе, который называли «легкими» области…

Все эти рвы, копанки, рукотворные карьеры смотрятся натуральными ранами. Рваными, страшными. Примерно такие остаются от вражеских снарядов. Но с такими «хозяевами» нашей земле никаких врагов не надо!

— За прошлый год платы за землю в бюджет Перевальского района, к примеру, поступило всего 49 тысяч. В Алчевске пивбар платит больше, — сравнивает депутат облсовета Николай Кириченко.

При этом разные городские, сельские и поселковые Советы постоянно страдают от недостатка средств. А здесь такой источник — и не используется! Точнее, денежки проплывают мимо.

— Киев вообще всячески старается подгрести под себя все вопросы, связанные с использованием недр. Опять централизация в ущерб регионам! — члены временной рабочей депутатской группы это отметили особо.

И в проекте заключительного решения обозначили: «В последние два года Министерство охраны окружающей природной среды неоправданно затягивает решение вопросов выдачи специальных разрешений».

Тут следует уточнить: согласно принятой в Украине классификации, месторождения полезных ископаемых делятся на те, что имеют государственное значение (уголь, газ), и местного значения (песок, известь).

— Надо добиться, чтобы лицензии на разработку месторождений местного значения на местах и выдавали, — считает начальник управления собственности и коммунального имущества исполнительного аппарата областного Совета Валентин Матюшев. – Желательно при участии представителей громады, на землях которой планируется разработка. Тогда будет и общественный контроль, и ответственность. Киев обязан учитывать позицию областного Совета, рассматривая вопрос о выдаче разрешений на разработку у нас месторождений госзначения.

Это все, к слову, записано как полномочия органов местного самоуправления в Кодексе Украины о недрах. Но на практике имеем сейчас (хочется верить, пока) полное игнорирование интересов громад: согласования, направленные облсоветом в профильное министерство для выделения земли предпринимателям, не рассматриваются там месяцами. А тем временем депутатов, пытающихся в разных точках области выяснить, на каком основании машины безо всяких документов грузят и перевозят камень-дикарь, уголь или песок, мягко говоря… игнорируют.

Вместе с их депутатскими «корочками».

«ЗДЕСЬ БУДЕТ ГОРОД-САД…»? Но все же депутаты поработали не зря. Город-сад пусть остается себе лирическим образом, но план по наведению порядка определен. И его планируют вынести на обсуждение ближайшей сессии.

— Единственный способ борьбы с незаконной разработкой недр — ее легализация, — убежден Владимир Пристюк. — Мы — за это. Официально работающее предприятие отчисляет деньги в бюджет, создает рабочие места и гарантирует своим сотрудникам хотя бы минимум социальной защиты. Оно попадает в реестр, а значит, его можно контролировать. И в случае чего им займется налоговая, инспекция по охране труда и другие структуры. А это – дисциплинирует. Наконец, это просто цивилизованно!

Значит, главная задача – максимально упростить процедуру получения разрешения для всех, кто хочет работать легально, создать им условия для нормальной работы, предоставив местной власти и громаде достаточно полномочий для контроля за деятельностью предпринимателей.

— Мы постоянно ищем способы для привлечения в регион внешнего инвестора, богатого и ответственного, — продолжает размышлять заместитель председателя областного Совета. — Добычная отрасль, по-моему, как раз то, что нужно. У нас есть во что вкладывать деньги!

Жаль только, облгосадминистрация до сих пор не разработала Программу развития и рационального использования материально-сырьевой базы области. Хотя должна была… Если действительно хотим завлечь предпринимателя, то должны подробно и четко рассказать ему, что у нас есть, где, в каком количестве. И еще прежде для себя решить, где мы разрешим работы сейчас, а какие запасы на потом оставим. Думать ведь надо не только о себе, но и о том, с чего дети и внуки наши кормиться станут. Когда все легально и прозрачно, можно с предпринимателя потребовать и рекультивации «отработанных» территорий и о его участии в других местных социальных проектах договориться. Недра должны «работать» на пользу народа!

Зачем же от денег и перспектив отказываться?