2007-01-17

На дунайский канал потратят 38 млн. грн.

На развитие канала «Дунай — Черное море» в этом году потратят 38 млн. грн. Именно эту сумму 16 января назвал комитет по вопросам экономической политики.Как стало известно «ДЕЛУ», проект завершения строительства канала проходит стадию утверждения в Кабмине. При утверждении проекта строительства предполагается согласование с 12 государственными ведомствами. Они могут внести замечания и предложения, только после этого начнется строительство. На завершение строительства канала необходимо 544 млн. грн. Окупаемость проекта 10 лет.

«Средств, предусмотренных в бюджете недостаточно, но позиция государства обозначена — проект является национальным. Это самое главное. Остальные средства будем привлекать при помощи инвесторов, стоять и ждать — не будем. Есть варианты создания определенного консорциума под эгидой Кабмина», — говорит директор государственного предприятия «Дельта-лоцман» Виктор Бездольный.

По его словам, компания будет работать над привлечением российских, казахских и других иностранных инвесторов. Заинтересованность россиян и казахов Бездольный пояснил тем, что они ищут новые логические схемы продвижения своих товаров в Европу.

Проект завершения строительства предполагает не только углубление канала, но и работы по укреплению берегов, целый комплекс гидротехнических решений, работы по усовершенствованию системы навигации.

В то же время достаточно острой остается проблема заиливания канала. «Канал будет заиливаться, это неизбежные расходы. Показатель заносимости ГСК «Дунай — Черное море» 450 тыс. кубометров ила. Стоимость очистки — 3-5 евро за 1 кубометр ила», — заявляет Бездольный. Если провести математические подсчеты, необходимо 1,35 млн. евро ежегодно (8,9 млн. гривен). Деньги на проведение очистных работ планируют изымать из будущей прибыли ГСК.

Для решения этой проблемы следует построить защитную дамбу, которая бы защищала канал со стороны моря. «Необходима дамба, которая будет защищать пресную воду Дуная от воздействия моря. Она также поможет снизить уровень заиливаимости канала», — считает заведующий отделом математического моделирования окружающей среды НАН Украины Марк Железняк.

Эксперты пока воздерживаются называть сроки, когда может быть завершено строительство канала. Генподрядчика на завершение строительства канала будет определять тендерная палата. Немецкая компания может завершить строительство ГСК в 10 раз быстрее, но технология стоит дороже. Поэтому не исключено, что победителем тендера может стать украинская компания, у которой технология дешевле, а сроки сдачи объекта более длительные.

Цена вопроса

Глубоководный судоходный канал (ГСК) «Дунай — Черное море» был открыт 26 августа 2004 года, но было выполнено только 15% строительства. Он должен был стать альтернативным транспортным путем для суден в дельте Дуная. Предполагалось что, в будущем канал «Дунай — Черное море» обеспечит перераспределение дунайского судоходного грузопотока в пользу Украины, что существенно пополнило бы бюджет страны. Напомним, что монополия на грузоперевозки по Дунаю принадлежала Румынии. На сегодняшний день функционируют четыре румынских канала, и в ближайшее время Румыния планирует построить пятый судоходный канал.

Президент украинского дунайского пароходства (УДП) Петр Суворов заявляет, что украинский дунайский судоходный канал принесет огромную прибыль государству. «Европейские эксперты подсчитали, что суммарная стоимость грузоперевозок между Европой и Передней, Средней Азией по речному пути Рейн — Майн — Дунай в следующие годы возрастет до 15-20 млрд. евро в год. По прогнозам, прибыль Украины может составлять 1,5-2 млрд. евро (10-15 млрд. грн.)», — сообщил Суворов.

Международный конфликт сошел на нет

Открытие канала спровоцировало международный скандал между Украиной и Румынией. Фактически Украина разрушила монополию Румынии в судоходстве по Дунаю. Все румынские каналы являются шлюзованными, что существенно увеличивает время прохождения судов через них. Украинский канал не имеет шлюзовой системы, поэтому имеет преимущество в скорости прохождения. Также тарифные ставки на прохождение судами через наш канал намного ниже, нежели тарифы румын.

Так как канал проходит рядом с территорией Дунайского биосферного заповедника, наши соседи, воспользовавшись ситуацией, начали мощную информационную войну против Украины. Был привлечен ряд международных организаций экологов, которые выразили свое негативное отношение к строительству. Свой протест высказали США и Европейская Комиссия, призывая Украину прекратить строительство и сохранить экосистему дельты Дуная. Поэтому в 2005 году финансирование и работы прекратились.

Протесты имели политический и экономический подтекст, так как после смены руководства страны и политической ситуации в Украине ЕС выразил поддержку Украине в вопросе введения в эксплуатацию ГСК «Дунай — Черное море». А экс-министр транспорта Виктор Бондарь предложил румынской стороне совместное развитие инфраструктуры нашего канала, румыны — согласились.

Виктор Бездольный считает, что Румыния заинтересована в затягивании сроков введения в эксплуатацию украинского канала. «Румыны будут отстаивать свои национальные интересы. Они выбрали правильную, дипломатическую позицию. Действительно, они дали согласие на поддержку совместного проекта, и пока идут переговоры и обсуждение спорных вопросов, которые будут возникать постоянно, единолично получают прибыль от судоходства на Дунае. Украина ведет себя инертно», — считает Бездольный.