Министр нефти и газа Казахстана: Нефтедобычу на месторождении «Кашаган» до конца 2015 года запустить не удастся

Нефтедобычу на месторождении «Кашаган» до конца 2015 года запустить не удастся. Об этом журналистам сказал во вторник министр нефти и газа РК Узакбай Карабалин.
Карабалин перечислил ряд объективных причин, связанных с очередной отсрочкой.

По его словам, во-первых, освоение месторождения затрудняется сложной ледовой обстановкой. «На Каспии в нашей части (казахстанской) лед подвижный, по 500 км двигается и создает торосы. Мы знаем, что многие мировые нефтяные компании работают у Полярного круга, но там проходит теплое течение — Гольфстрим, и там нет таких льдов, как у нас. Кроме того, ситуация на «Кашагане» осложняется также большим скоплением сероводорода и высоким пластовым давлением. Словом, вызовов много и все они сконцентрированы на одном месторождении — «Кашаган», — уточнил министр.

Он напомнил, что при долгожданном запуске месторождения, которое состоялось осенью прошлого года, было установлено, что все скважины работают нормально, есть наличие нефти, все установленное оборудование, как на материке, так и на острове работает исправно. «Мы прокололись на простейшем: это трещины на цилиндрическом теле — трубе. Понятно, что при таких обстоятельствах никто не будет запускать нефтедобычу до полного устранения всех проблем», — отметил Карабалин.

По его словам, потребуется время, чтобы полностью заменить все трубопроводы , которые проложены от острова до материка.
«Учтите, что «Кашаган» располагается в природоохранной зоне, где находятся 75 процентов осетровых рыб. Здесь также находятся гнездовья водоплавающих птиц. И, по закону, нефтедобывающим компаниям международного консорциума, ведущего разработку месторождения, разрешается работать, когда выведутся птенцы. То есть, мы можем работать после вылупки птенцов и до начала процесса покрытия моря льдом. Как видите, нам приходится сильно ограничивать себя по срокам в работе», — пояснил министр.

Он также отметил, что очередной перенос сроков нефтедобычи на «Кашагане» серьезно повлияет на экономику страны. «Мы рассчитывали в этом году дополнительно получить с «Кашагана» 8 миллионов тонн нефти. Это не получилось, но не означает, что в нашей экономике наступил коллапс. Просто мы не добрали то, что ожидали, и нам следует хорошо работать над тем, чтобы следующий запуск был надежным и долгосрочным», — отметил Карабалин.

Он добавил, что в настоящее время идут переговоры с подрядчиками о том, как исправить ситуацию.
Как сообщалось ранее, оба трубопровода на месторождении — и нефтепровод и газопровод, на которых были обнаружены трещины, требуют полной замены. В настоящее время оператор (NCOC) занимается разработкой плана полной замены трубопровода, который планируется завершить к середине 2014 года.

Будет разработан план по замене трубопроводов с учетом возможного скорейшего возобновления добычи. В качестве меры предосторожности, чтобы не терять время, консорциум уже приступил к проведению тендерного процесса для закупки трубных сегментов.
Как сообщалось ранее, 1 июня 2014 года участники Северо-Каспийского консорциума (СРПСК) подписали меморандум о взаимопонимании с правительством Казахстана о дальнейшем развитии этапов освоения и разработки Кашаганского проекта.

Добыча нефти на месторождении «Кашаган» началась 11 сентября 2013 года. Однако 24 сентября эксплуатация месторождения была приостановлена после обнаружения утечки газа из наземного трубопровода, идущего с острова D на установку комплексной подготовки нефти и газа «Болашак». Трубные секции поставлялись двумя японскими компаниями — «Sumitomo» и «JFE», а прокладкой труб занималась итальянская компания «Saipem».

Эксперты по материалам установили, что непосредственной причиной утечек стало сульфидное растрескивание под напряжением, вызванное непредвиденным повышением твердости металла на очень небольших участках трубопровода.
Возобновление добычи будет зависеть от результатов исследования, которые должны быть получены к концу второго квартала, однако, возобновления добычи в 2014 году не ожидается.

Справка
Участниками проекта являются: KMG Kashagan B.V., AGIP Caspian Sea B.V., CNPC Kazakhstan B.V., Exxon Mobil Kazakhstan Inc., INPEX North Caspian Sea Ltd., Shell Kazakhstan Development B.V., Total E&P Kazakhstan.
NCOC является оператором в соответствии с Соглашением о разделе продукции по Северному Каспию, действующим от имени участников Северо-Каспийского консорциума.