Введение в России налога на дополнительные доходы (НДД) для нефтяной отрасли и изменение существующего порядка налогообложения этого сектора в настоящее время нецелесообразно, это вопрос обсуждения в долгосрочной перспективе, считает замглавы Минфина Сергей Шаталов.
Идея НДД в том, что в период начала и конца освоения месторождения налог минимален, гораздо ниже, чем нынешние налоги для конкретного месторождения, а в период, когда добыча максимальна, платежи гораздо выше, чем по действующей системе. Таким образом, за весь срок эксплуатации месторождения доходы в бюджет от него не меняются, но в отдельные периоды налоговая нагрузка на компанию снижается.
“Сейчас у нас такой вопрос не стоит”, – заявил Шаталов агентству “Прайм” в кулуарах российского экономического и финансового форума в Италии.
Он напомнил, что НДД в нефтяной отрасли обсуждается уже последние 10-15 лет. “В свое время мы (Минфин – ред.) были инициаторами НДД, но сейчас мы пошли по другому пути – у нас очень диверсифицированная система льгот, вплоть до отдельных месторождений и предоставления разнообразных налоговых каникул, специальные режимы, например, для разработки шельфа, трудноизвлекаемых запасов, выработанных и истощенных месторождений”, – отметил Шаталов.
Кроме того, в России сейчас дифференцированы ставки экспортных пошлин на нефть, темные и светлые нефтепродукты.
“По всем этим параметрам мы так усовершенствовали систему, что та цель, которая предполагалась введением налога на допдоходы, уже, может быть, не столь актуальна. Поэтому НДД, я думаю, дело скорее будущего, и, видимо, не близкого. Я даже не берусь сказать, когда это может появиться”, – пояснил замминистра.
По словам Шаталова, нефтяные компании в целом разделяют мнение Минфина, но некоторые предлагают в качестве эксперимента ввести этот налог в одном-двух месторождениях и посмотреть, что получится. “Даже если идти по этому пути и проводить эксперимент, то он будет идти не один год, потому что, чтобы принять обоснованное решение, разработка месторождения от момента получения лицензии на сквозную разработку – это лет 15”, – отметил замглавы Минфина.
Профильные министерства и ведомства РФ обсуждают возможный механизм перехода отдельных проектов в нефтедобыче на налогообложение дополнительного дохода от добычи нефти (НДД); предполагается, что решение может быть принято в течение 2014 года, сообщили на этой неделе “Прайму” два чиновника, знакомые с ходом обсуждения.