2016-07-28

Минфин и Минэнерго РФ почти согласовали налоговую реформу для нефтяников

Министерства финансов и энергетики концептуально договорились о налоговой реформе нефтяной отрасли (переход с фиксированного НДПИ на налог на добавленный доход, НДД), сообщили два участника встречи из двух министерств.
 
Реформа коснется и новых месторождений в новых регионах (выше 65-й широты, первая группа), и старых (вторая группа; добыча не более 10 млн т в год – будет подготовлен список). Камнем преткновения был вопрос, все ли новые месторождения подпадают под реформу. Минэнерго настаивало на добровольном переходе на новый режим, Минфин был против. Во вторник на встрече чиновники Минэнерго наконец примирились с обязательностью реформы, рассказали чиновники, но только на условиях, уже согласованных с Минэнерго.
 
Условия таковы. Ставка НДД – 50%, вместо пошлины и НДПИ будет только НДПИ. При новых параметрах нагрузка от НДПИ для зрелых месторождений значительно снижается, а для новых со льготами – незначительно повышается.
 
Нефтяники, говорят чиновники, согласились по двум причинам. Во-первых, большой выигрыш для старых месторождений – по сути, квазильгота, бюджет теряет до 40 млрд руб. Во-вторых, на новых месторождениях выгодно менять льготы по пошлинам на НДД – велик шанс, что их вместе с самими пошлинами отменят, даже если не будет НДД.
 
Ликвидация пошлин
С нефтяников будет взиматься 50% с доходов от продажи нефти за вычетом расходов на добычу и транспортировку (но расходы должны быть не более 9520 руб. за 1 т). НДПИ вместе с экспортной пошлиной вычисляются по формуле; при $50/барр. НДПИ на старом месторождении составит $17,5, или 35% цены. Для новых месторождений предусмотрены каникулы: первые пять лет промышленной разработки НДПИ составит $7 при $50/барр. (14% цены), затем будет увеличиваться, и с восьмого года разработки будет применяться обычная ставка. По данным Vygon consulting, сейчас при $50/барр. НДПИ и экспортная пошлина составляют 57% от цены, для проектов с льготами по НДПИ – 50%, для новых проектов с льготами по пошлинам – 13,2%.
 
Ускорение налогового маневра активно обсуждается, рассказывают три федеральных чиновника. Пошлины снижаются с 2015 г. (и соразмерно растет НДПИ), в 2017 г. по закону они упадут до 30%. Минфин хочет их обнулить – автоматически исчезнут и льготы. Нефтяникам нечего терять, констатирует консультант, участвующий в обсуждениях. В этом контексте НДД очень привлекательный вариант, уверен чиновник.
 
Маневр нужен Минфину: налоговая база НДПИ больше, а кроме того, пошлины искажают ценообразование – к ним по формуле привязана внутренняя цена на нефть. Обнуление снизит маржу НПЗ – обсуждаются компенсации. Но оно вряд ли будет до 2018 г., думает чиновник. Обсуждается и повышение НДПИ – оно может и совпасть, и не совпасть с обнулением пошлин.
 
Представитель Минфина уже официально говорил «Ведомостям», что компенсировать выпадающие 40 млрд руб. будет повышение НДПИ на месторождениях, не подпавших под налоговую реформу. Повышение – почти решенный вопрос, оно может быть объявлено уже осенью, даже если НДД не будет, знает один из чиновников.
 
Нефтяников затягивают в рискованную игру с Минфином, у которого заведомо более сильная позиция: ситуация с бюджетом тяжелая, констатирует один из участников обсуждений в Минфине.

У нефтяников остались замечания и идеи, отмечает сотрудник нефтяной компании: чтобы под НДД подпали все новые месторождения и в новых, и в традиционных, до 65-й широты, регионах. Важный вопрос, продолжает он: какой объект служит компании для расчета налоговых обязательств – лицензионный участок, как сейчас, или она сама определит? Минфин не готов на уступки, там считают, что уже многим пожертвовали.