2004-08-21

Место сидения

Сегодня доля частного капитала в отечественной нефте- и газодобыче составляет всего 2%. Хотя большинство частных добытчиков связаны с ведущими отечественными бизнес-группами или основаны на иностранном капитале, активно инвестировать в свой бизнес они не спешат. Главным образом — из-за отсутствия стабильной законодательной базы в отрасли, а также вследствие латентного противостояния с крупными государственными нефте— и газодобывающими компаниями

Частная нефтедобыча в Украине начала развиваться в 1994—1995-х годах. Тогда крупнейшая нефтедобывающая компания страны «Укрнафта» с целью стабилизации добычи нефти и газа заключила договоры о совместной деятельности с иностранными компаниями и создала ряд СП. Капитал в создаваемых совместных предприятиях, как правило, имел два источника происхождения: либо это были деньги иностранных компаний (показательно, что наиболее активно в добычу инвестировали представители украинской диаспоры на Западе), либо в качестве партнеров «Укрнафты» выступали компании, близкие к ее менеджменту или украинским нефтегазовым чиновникам.

Спустя четыре года работа большинства СП была признана неудовлетворительной. В частности, в финансовом отчете «Укрнафты» поднимался вопрос о целесообразности совместной деятельности, а также о ликвидации заключенных ранее договоров. Общий объем инвестиций, реально внесенных в соответствии с финансовыми планами СП и договорами о совместной деятельности, составил 2,7% от необходимого финансирования в размере $477 млн. Неоднократные ревизии деятельности предприятий показали, что работы по добыче нефти на 70% финансировались за счет самой «Укрнафты», а долевые обязательства соучредителей ложились в дебиторскую задолженность компании. За усиление контроля над деятельностью негосударственных предприятий в нефтегазодобыче неоднократно выступала и НАК «Нафтогаз Украины». Многие, наверное, помнят «разборки» государственного монополиста в 2000 году с СП «Укрнефтегазтехнология», учрежденным двумя годами ранее. Данное предприятие перешло НАК в наследство от преобразованного «Укргазпрома». Долевое участие «Нафтогаза» в данном СП составило 15%, а главными его участниками стали фонд «Голубая магистраль» (19%) и компания Amenda enterprises Ltd (США) (22%). Обе структуры считаются близкими к нардепу Николаю Рудьковскому (в 1998 — 1999 гг. занимал должность заместителя гендиректора ДК «Торговый дом «Газ Украины»). Частные инвесторы должны были внести в уставный фонд СП инвестиции в денежной форме. В действительности УФ так и не был сформирован, а деятельность самой компании, например, в части выплаты дивидендов, вызывала много вопросов у его остальных учредителей, в первую очередь «Нафтогаза». В 2002 году наблюдательный совет НАК «Нафтогаз Украины» принимает решение о продаже непрофильных активов, среди которых значилась и доля в СП «Укрнефтегазтехнология». Претензии у государства имелись и крупнейшему частному добытчику в стране — «Полтавской газонефтяной компании». Британский акционер компании — JP Kenny Exploration and Production Ltd — неоднократно критиковался за приостановление проведения изыскательных работ на выделенных ему участках и разработку исключительно двух месторождений, разведанных за бюджетные средства украинскими геологоразведочными предприятиями. Проблемы в работе добытчика решились только после того, как государство рассталось со своей долей в ПГНК. Сегодня иностранный акционер, получив полный контроль над этой компанией, взял курс на расширение разрабатываемых месторождений в Украине. Кстати, в ходе конфликта за передел собственности в ПГНК «всплыла» информация о деятельности еще одного из негосударственных добытчиков — компании «Пласт», контролируемой группой «Бринкфорд» (учредители Игорь Керез и Давид Жвания). Территориально «Пласт» является соседом ПГНК по добыче углеводородов в Полтавской области. Британский акционер ПГНК неоднократно называл «Бринкфорд» одним из главных охотников за контроль над газонефтяной компанией.

Государство не помощник

Процесс вложения инвестиций в украинские недра сдерживается еще и чрезмерным государственным регулированием сферы недропользования. Искусственное ее разделение на геологоразведку и эксплуатирующие компании привело к тому, что отрасль начало лихорадить от «деребана» перспективных площадей, разведанных и обустроенных за государственный счет. До недавнего времени функции по распределению месторождений нефтегазодобывающим компаниям, которые финансировали геолого-разведывательные работы, занималась НАК «Недра Украины», а Минэкоресурсов выдавало лицензии на разработку месторождений. Однако в действительности месторождения передавались коммерческим структурам на основании договоров о совместной деятельности, а госкомпании, которые финансировали геологоразведку, не получали ничего. Апогеем кулуарных войн за перспективные площадки стало лето прошлого года. Тогда после нашумевшего заседания СНБО по проблемам недропользования были отправлены в отставку министр экологии и природных ресурсов Василий Шевчук, гендиректор «Укргаздобычи» Илья Рыбчич и глава правления НАК «Надра Украины» Василий Стефанишин. Навести порядок в отрасли государство попыталось за счет введения нового порядка выдачи лицензий (правительственное постановление от 2 октября 2003 года) и создания нового ведомства, отвечающего за недропользование — Госкомитета по природным ресурсам. Как, оказалось, разработать новый порядок лицензирования и внедрить его в жизнь — вещи совершенно разные. В госбюджете на текущий год парламентарии заложили обязательную норму по поводу выдачи лицензий только через аукционы. А поскольку порядок новшества разработан не был, с начала года лицензии на разработку недр не выдаются вообще. Сейчас же многие частные нефтегазодобывающие компании, у которых закончился срок лицензии, находятся в «подвешенном» состоянии и продолжают разработку, фактически не имея на это права. Положение частных добытчиков усугубляется не только законодательными неувязками, но и перспективами работы крупных добытчиков, в первую очередь «Укрнафты», которая выступает партнером частного капитала в большинстве СП. Курс на вертикальную интеграцию, принятый с подачи частных акционеров «Укрнафты» — группы «Приват», вне всяких сомнений отразится и на отношении крупнейшей нефтедобывающей компании страны к своим партнерам в многочисленных СП. Как минимум это отражается на логистике поставок сбыта добываемого совместными предприятиями сырья. Анализ аукционов по продаже нефти частных добытчиков на УМВБ уже сейчас свидетельствует о том, что поставки в основном ограничиваются западным направлением, преимущественно для переработки на «Нафтохимике Прикарпатья», контролируемом «Приватом».