Крупнейшие в мире нефтяные месторождения, открытые еще в середине прошлого века, постепенно истощаются. Но замены им у нефтяников нет. В частности, из-за сокращения добычи на мексиканском месторождении Кантарелл эта страна через несколько лет может стать нетто-импортером сырья.
Месторождение Кантарелл открыто в 1971 г., добыча началась в 1976 г. Его разрабатывает мексиканская государственная компания Pemex. С 1976 г. добыла 12,5 млрд баррелей.
С января 2006 г. по февраль 2007 г. добыча на мексиканском нефтяном месторождении Кантарелл, втором в мире по объемам добычи, снизилась на 20% до 1,6 млн баррелей в сутки. Кантарелл иссякает так быстро, что, по оценкам аналитиков, уже через восемь лет Мексика станет нетто-импортером нефти. В частности, такой прогноз давали топ-менеджеры мексиканской госкомпании Pemex и Canadian Energy Viewpoint. Поэтому разрыв между спросом и предложением нефти станет еще больше, что вызовет рост цен.
Снижение добычи на Кантарелл — лишь часть большой проблемы. По оценкам консалтинговой компании Wood Mackenzie, почти четверть из ежедневно добываемых в мире 85 млн баррелей нефти приходится на 20 крупнейших месторождений. Большинство из них открыты десятилетия назад и поэтому в скором времени начнут иссякать. Надеяться на открытие новых крупных месторождений не приходится. До 1970-х гг. было обнаружено восемь крупных месторождений, на которых сейчас добывается более 500 000 баррелей в сутки. В следующее десятилетие — только два, а после 1980-х гг. — только одно, Кашаган в Казахстане.
Заменить крупные месторождения большим числом мелких не получается, несмотря на гигантские инвестиции в технологии добычи. Например, добыча нефти на Аляске после аварии на гигантском месторождении Прудо Бэй сократилась с 2 млн баррелей в день в 1988 г. до нынешних 900 000.
Правда, есть эксперты, утверждающие, что новейшие технологии и высокие цены позволят использовать ранее экономически невыгодные проекты, например нефтеносные пески в Канаде. Также технологии позволяют получать доступ к ранее недоступной нефти на крупных месторождениях. Например, открытые еще в XIX в. месторождения Техаса и Калифорнии продолжают давать нефть.
Но в развивающихся странах, где сосредоточено большинство оставшихся нефтяных месторождений, активному внедрению новых технологий может помешать политический фактор. Государственные нефтяные компании, зачастую единственные фактические производители нефти в развивающихся странах, облагаются высокими налогами. А это снижает способность инвестировать в новые технологии. Кроме того, в ряде стран ограничена возможность сотрудничества государственных нефтяных компаний с зарубежными партнерами. Это отсекает их от передовых технологий.
Мексиканская компания Pemex, управляющая Кантарелл, сталкивается со всеми этими ограничениями. Два последних гендиректора госкомпании не смогли уговорить законодателей отменить ограничения на иностранные инвестиции. Не удается пока этого сделать и новому президенту Мексики Фелипе Кальдерону. (WSJ, 5.04.2007, Дмитрий Смирнов).