2005-02-21

Mars Express обнаружил на Марсе залежи гипса

Европейский космический аппарат Mars Express обнаружил на Марсе залежи гипса, свидетельствующие, что океаны на Красной планете были более мощными и существовали более длительное время, чем полагали планетологи раньше.

Напомним, что доказательства водного прошлого Марса прибывали в последний год в большом количестве, главным образом, от двух американских планетоходов, работающих по программе Mars Exploration Rover. Например, в области Meridiani Planum, где работает ровер Opportunity, был найден минерал гематит, образующийся в присутствии жидкой воды.

Но теперь учёные говорят, что поток «химических» доказательств существования в прошлом Марса больших водных пространств (о внешних признаках, типа высохших русел и эрозии — мы не говорим) — это просто царапина на поверхности, по сравнению с новым открытием европейского зонда.

Приборы (в частности, инфракрасный спектрометр) показали на участке с размерами 60 х 200 километров (приблизительно в том же регионе планеты, где находится Opportunity) спектральную «подпись» гипса. Соответствия так сильны, что исследователи назвали это «однозначным обнаружением гипса». Правда, у него аномальна низкая отражательная способность — 14% против 40% у гипса земного. Но специалисты объясняют это тем, что найденный минерал гранулирован и смешан с другим материалом (например — магнетитом).

Более того, если Opportunity «рассказывал», что гематит и другие минералы водного происхождения занимают на участке посадки глубины, как минимум, до 30 метров, спектры, переданные Mars Express, продлевают эту зону до глубин в сотни метров.

Всё это раз в десять «раздвигает» раз в десять границы древних марсианских океанов — как географически, так и во времени.

"2000"