2004-08-24

Любишь с горочки кататься…

На какое-то время все успели позабыть о дефиците газа. Еще бы – в этом году обещан профицит. Более того, НАК «Нафтогаз України» в этом году совершенно спокойно и законно экспортирует газ. Виданное ли дело?!

Однако тот факт, что в настоящее время НАК практически обеспечивает потребности граждан Украины и промышленных предприятий в природном газе, вовсе не означает, что так будет вечно. К сожалению, ситуацию на отечественном рынке газа удалось пока только стабилизировать. И совсем не факт, что так будет и впредь. По крайней мере, существует несколько весьма серьезных оснований, дабы задуматься о перспективах этого сегмента экономики.

Вспомните хотя бы Туркменистан. Пока что с этим государством у Украины и непосредственно НАКа существует договор о поставках газа. Пока. А с 2007 года практически весь туркменский газ (вплоть до 2028 года) будут покупать россияне. Так что этот сравнительно стабильный в последнее время источник газопоставок останется таковым, но, видимо, не для нас. К тому же россияне если и согласятся «поделиться газком», то наверняка на иных условиях.

За российский же газ Украина не может, как бы этого ни хотелось, хотя бы частично расплатиться товарами, чтобы удешевить стоимость российского газа. Так что как не крути, а через несколько лет все равно придется искать «газовые» альтернативы.

В принципе, выход есть. Но очень уж нужно постараться, чтобы он остался. Речь идет если еще не об увеличении газодобычи в Украине, то по крайней мере, о стабилизации таковой. 

В настоящее время «Нафтогаз України» эксплуатирует 131 газовое и газоконденсатное месторождение. Причем почти 70% из них разрабатываются от 10 до 58 лет. Из этих месторождений, утверждают специалисты отрасли, добыто уже до 80% разведанных углеводородов. Другими словами: из имеющихся запасов практически взять нечего. И если последние лет 8—10 добыча газа компенсировалась за счет освоения новых запасов, причем за счет недофинансирования поисково-разведочных работ, то дальше может оказаться, что осваивать уже нечего.

Практика цивилизованных государств свидетельствует, что сохранение стабильного уровня добычи газа при темпах его отбора 5—6% от разведанных запасов возможно только при условии компенсации этих запасов по меньшей мере в 1,5—2 раза. Если посмотреть, как это проецируется на украинскую действительность, то нетрудно подсчитать, что при ожидаемой в этом году добыче в Украине подразделениями НАКа 18 млрд. кубометров газа прирост запасов этого энергоносителя должен составить 21—28 млрд. кубометров. Но чтобы «откопать» столько газа, надо вложить в соответствующие поисковые работы 740—890 млн. грн. в год.

Наверное, нет смысла долго объяснять, что НАК пока не может финансировать такие программы в полном объеме. Да и цена газа практически не изменилась за последние годы, хотя все остальное подорожало. При нынешних ценах на газ и налогах дефицит средств НАКа, по скромным подсчетам, составляет 2,8 млрд. грн. Так вот, специалисты НАКа подсчитали, что для того, чтобы компания могла обеспечить увеличение добычи газа до 22—24 млрд. кубометров, цена газа должна составлять 271,58 грн. Напомню, что в среднем сегодня газ обходится в 146,4 грн. за 1000 кубометров.

Очевидно, что если в «Нафтогазі України» рискнут заявить о таком кардинальном повышении цен на газ, мало им не покажется. Но и ничего не менять – дальше уже нельзя. Поэтому как ни прискорбно, но, видимо, цена на газ все же будет увеличиваться. Правда, говорят, поэтапно, процентов на 20 ежегодно. Разумеется, если правительство согласится. А если нет, то пусть вместе с парламентариями поищут в бюджете дополнительные 2—3 млрд. грн.