Куда утекает вода
Варварское отношение и бесконтрольность подрывают престиж закарпатской минералки

ИСТОЧНИК КРАСОТЫ — ОДИН ИЗ НЕМНОГИХ МИНЕРАЛЬНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ЗАКАРПАТЬЯ, ПРИВЛЕКАЮЩИЙ СЕГОДНЯ ТУРИСТОВ И ОТДЫХАЮЩИХ. В ЦЕЛОМ ЖЕ, КАК УТВЕРЖДАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ, ЧТОБЫ «РАСКРУТИТЬ» СВОИ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ, РЕГИОНУ НУЖЕН КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. НО ИМ ЗАНИМАТЬСЯ, ПОХОЖЕ, НЕКОМУ Закарпатье издавна славится своими минеральными источниками. Сегодня здесь разведано более 360 их месторождений. В регионе есть четыре источника минеральных вод типа «Еcсентуки» и шесть — типа «Боржоми». А из общего количества месторождений, занесенных в кадастр минеральных вод Украины, закарпатские составляют 18,8%. Практически каждый второй населенный пункт может похвастать если не значительными запасами этого природного богатства, то хотя бы его наличием. Соответственно, закарпатские минеральные воды являются отличной базой для организации курортного лечения, и в регионе это используется. Например, на основе целебного сероводородного источника «Синец», очень близкого по своим качествам к известной «Мацесте», открыт хорошо оборудованный санаторий для лечения ревматизма, радикулитов и сердечно-сосудистых заболеваний.

В начале мая 2005 года предпринимательские структуры Закарпатья имели 27 специальных разрешений на пользование участками месторождений минеральных вод. Из 19 лицензий на эксплуатацию месторождений два не разрабатываются: поданы на аннулирование ООО «Царські криниці» (Келечинское месторождение) и ООО «Рио-Кола» (участок Ужгородского месторождения). Еще 9 лицензий есть у санаторно-курортных заведений, 8 — у заводов по разливу минеральных вод. Так выглядит картина типа «кто хозяин». Казалось бы, не так уж и много. И проконтролировать предприятия-лицензиаты несложно, тем более, что за природными ресурсами каждая власть пытается присматривать.

Но недавно на совещании в Закарпатской облгосадминистрации выяснилось, что месторождения минеральных вод используются очень мало — в среднем на 17 процентов от утвержденных запасов. К примеру, по месторождениям Свалявского района добыча составляла 37% утвержденных запасов, Хустского — 30%. По данным Закарпатского областного управления статистики, за 5 месяцев текущего года предприятиями разлито 3,7 млн. далл минеральных вод. Это больше, нежели в прошлом году, практически на 37 процентов, однако «не дотягивает» до показателей даже 90 х…

Специалисты говорят, что неэффективно используются запасы минеральных вод именно лицензиатами. Так, санаторий «Квітка полонини» использует запасы чуть больше, чем на 17 процентов, из которых 11% используется для собственных потребностей на территории этого же заведения. Заместитель главы ОГА Владимир Гоблик отметил, что отсутствие генеральных планов застройки населенных пунктов, где расположены месторождения минеральных вод, хаотичное строительство новых корпусов вокруг санаториев без реконструкции существующих или строительства новых очистительных сооружений может привести к загрязнению окружающей природной среды и месторождений. Очистительные сооружения ряда закарпатских санаториев работают неэффективно, что приводит к сбросу недостаточно очищенных сточных вод и загрязнению поверхностных водоемов. Подключение новых объектов строительства к существующим сетям водоснабжения и водоотвода проводится без учета существующих мощностей.

Кроме того, на многих предприятиях установлено современное технологическое оборудование, но сейчас оно работает в пределах… 27—30 процентов. Также существуют проблемы со сбытом продукции. Специалисты считают, что поиск рынка сбыта отнюдь не может быть проблемным, если только взяться за достойную рекламу закарпатских вод (которые по своим целебными качествам впереди, например, крымских минеральных вод), особенно в больших промышленных центрах Украины. Есть данные, что больше половины минеральных вод, поступающих в продажу, фальсифицированы, поэтому там охотно бы покупали минеральную воду непосредственно от производителя (например через Торговый дом). А сейчас, что говорить, если даже на Закарпатье отсутствуют специализированные магазины минеральных вод. Как утверждает врач, соавтор исследования курортов Закарпатья Михаил Завадяк, их обустройство — это дело никому не выгодно. Ведь, если будут работать такие магазины, нужно будет говорить о каком-то централизованном контроле за производством и продажей минеральной воды. Сегодня же собрать достоверную информацию относительно реализации минвод чрезвычайно сложно — в органах статистики говорят, что не имеют права предоставлять данные по конкретным предприятиям, а в официальных органах, не секрет, нередко просто «тянут» за уши показатели, то есть, подтасовывают их под потребности.

Есть еще одна сторона дела. Раньше все предприятия были государственными в единой общественной системе. А сейчас созданы различные частные структуры, которые также хотят использовать недра, но не имеют соответствующего опыта, практики бережного использования недр. Пока что потенциальные предприниматели видят, что, к примеру, из земли бьет минеральная вода, и тривиально хотят на ней заработать.

В то же время чрезмерная эксплуатация источников минеральных вод существенно сказывается на качестве воды, поступающей в продажу. Суточный дебит воды из каждой скважины научно обоснован, а рекомендаций гидрогеологов должны неукоснительно придерживаться пользователи, чтобы источник успевал восстанавливать свои лечебные свойства. Считается, что общая минерализация воды не должна быть ниже 10 г/дм куб. Именно такая вода должна поступать в продажу. Вода, вытекающая из источников, достигает нужного уровня минерализации, но не дает тех объемов, которые нужны предпринимателям. Поэтому в источники устанавливают помпы, откачивающие воду на поверхность в нужных объемах и в короткие сроки. Вакуум втягивает в источник поверхностные воды, и еще хорошо, если это обычная пресная вода из реки. Нередко в источники с минеральной водой попадают сточные воды, канализационные или из болота… Разбавление же минеральной воды пресной и вынуждает уменьшать стандарты минерализации. В результате, на многих бутылках минеральной воды сегодня указано, что уровень минерализации составляет 3— 7 дм/куб., а это означает, что каждый день уровень минерализации добытой воды может быть разным. Думаю, это не лучшим образом скажется на престиже закарпатских вод.

Как отмечают экологи, неотложным вопросом сегодня является современная оценка всех запасов минеральных вод края. К счастью, в течение последних двух лет удалось снять с повестки дня даже вопрос подделок: по информации Виталия Танчинца, начальника Закарпатского управления по делам защиты прав потребителей, такие факты в области встречаются очень редко, один-два в год. Например, за полгода всего на двух предприятиях из 12 были выявлены нарушения относительно качества и безопасности минеральных вод.

Сейчас же основным вопросом остается правильное использование месторождений, ведь, например, в прошлом году Государственным управлением экологии и природных ресурсов во время проверки 14 предприятий составлено 14 актов и наложены штрафы из-за нарушений природоохранительного законодательства.

Однако разговоры об эффективности использования минеральных вод Закарпатья не идут ни в какие сравнения с фактами о том, как на природных богатствах области наживается горстка бизнесменов, а собственно закарпатцам (то есть бюджету) не достается практически ничего.

Коренное население в данной ситуации просто превратилось в пассивного наблюдателя. Во всяком случае, именно такое мнение утверждается в довольно интересной монографии, которую не так давно выпустил Исследовательский центр карпатоведения. В аналитическом материале двух авторов — доктора экономических наук, профессора Ужгородского национального университета Николая Рущака и кандидата филологических наук, директора частного издательства Валерия Падяка говорится, в частности, и о том, как разбазариваются природные богатства Закарпатской области.

Итак, речь идет о распродаже уникальных закарпатских минеральных вод. Согласно материалам исследования «Система хозяйствования в Закарпатской области в 1991—2004 годах», себестоимость одного кубометра минеральной воды предприятию- лицензиату обходится в 14 гривен, то есть такова плата за недра. Предприятие-лицензиат отпускает предприятиям-посредникам воду по цене 25 гривен за 1 кубометр. Предприятия-посредники отпускают воду предприятиям по разливу воды по цене 35 гривен за кубометр. Предприятия по разливу воды реализуют минеральную воду предприятиям розничной торговой сети по цене не менее 0,75—0,85 грн. за 1 литр. Следовательно, предприятие-лицензиат с каждого проданного кубометра минеральной воды получает прибыль на сумму 11 гривен, предприятие- посредник, соответственно, 10 гривен, а предприятие по разливу — 500—600 гривен. Ежегодно в области разливают и реализуют более 5 миллионов далл минеральной воды (1 далл = 10 л), причем из года в год объемы производства увеличиваются: 2001 г. — 5611 тыс. далл, 2002 г. — 5978 тыс. далл, 2003 г. — 6492 тыс. далл. Легко можно подсчитать доходы предприятий-лицензиатов, посредников и предприятий по разливу воды. Причем предприятия-посредники, как правило, — это искусственно созданные структуры, весь объем работы которых сводится исключительно к выписке накладных на количество минеральной воды, полученной предприятием по разливу непосредственно от предприятия-лицензиата.

Поскольку же все поступления от платы за недра (воду) государство забирает в госбюджет, до сих пор за свою минеральную воду область не получает ни копейки.

КОММЕНТАРИЙ

Прокомментировать ситуацию, сложившуюся с минеральными водами Закарпатья, «День» попросил советника министра культуры и туризма по вопросам туризма и курортов, экс-председателя Госкурорта Бронислава ОМЕЦИНСКОГО:

— Государство отошло от контроля над минеральными ресурсами — сегодня они в плоскости частного бизнеса. Поэтому говорить о каких-то единых методах «раскручивания» минеральных вод Закарпатья я бы не стал. Интересная идея, на мой взгляд, — единая ассоциация производителей минеральных вод. Именно она могла бы и заниматься брендированием. Но ассоциация на сегодняшний день сама представляет только проект.

Более сложная проблема — контроль качества минеральных вод. Дело в том, что оно у нас контролируется не государством, а профсоюзными структурами, так называемыми ГРЭСами. Усложняется все также и местоположением заводов-производителей. Если, например, предприятие находится далеко от скважины, то санитарную зону сложно проверить. Поэтому возникают неприятные ситуации с количеством патогенных веществ в бутылке «минералки». Сегодня нужно запретить разлив воды вне минеральных скважин. А это нуждается в создании специального законопроекта.

Что касается использования закарпатских минеральных источников, то некоторые из них, например, «Трускавецкая» работают по максимуму. Есть так называемый дебет, то есть допустимая нагрузка на минеральный источник. При получении лицензии на добычу минеральной воды, дебет устанавливается Государственным комитетом по природным минеральным ресурсам. Так же контролируется и уровень минерализации. Но в данном случае стоит отличать: минералку столовую от минералки лечебной. Последняя, конечно, имеет больший уровень минерализации. То есть проблема уменьшения стандарта связана с той информацией, которую предоставляет на этикетке производитель. Она должна быть более подробной, а потребитель должен ориентироваться в особенностях применения той или иной воды.

Подготовила Дарья ГОРБАНЬ