2006-03-14

"Крупным иностранным компаниям нужно разрешить напрямую вести нефтегазодобычу в Украине", - <I>считает министр охраны окружающей среды Павел Игнатенко</I>

На прошлой неделе премьер-министр Украины Юрий Ехануров поручил создать комиссию по привлечению инвестиций в нефтегазовую отрасль. Рост собственной добычи — очередной шаг в рамках борьбы с остро проявившейся в этом году энергозависимостью Украины. О реальных перспективах роста добычи ресурсов и формате работы новой комиссии «Инвестгазете» рассказал глава Министерства охраны окружающей среды, в ведении которого — выдача лицензий на разработку украинских недр

— Правительство поручило создать комиссию по привлечению инвестиций в добычу углеводородов. Каков будет формат работы комиссии? В чем будут заключаться ее функции?

— Эта комиссия будет рассматривать вопросы, призванные улучшить инвестиционный климат в сфере добычи природных ископаемых. Она будет создана на высоком уровне и будет работать под руководством первого вице-премьера. Контроль над деятельностью комиссии будет осуществлять лично премьер-министр. В состав комиссии по привлечению инвестиций войдут представители всех министерств и ведомств, которые напрямую связаны с добычей природных ископаемых.

— Какие шаги стоит предпринять украинскому правительству для привлечения инвесторов в нефтегазовую отрасль Украины? Возможно, они должны коснуться законодательной базы или налогообложения? Что готовы сделать власти для привлечения инвестиций в разработку украинских недр?

— Самое важное для инвестора — это создать цивилизованные и прозрачные правила игры, чтобы обезопасить свою собственность и вложенные средства. Украинскому правительству нужно создать равные условия работы для всех инвесторов, которые бы не изменялись каждый год, но чтобы они были актуальны и интересны в будущем. Например, сегодня действует «старый» механизм. При принятии закона о бюджете принимаются решения относительно выдачи лицензий на добычу полезных ископаемых. Далее принимаются постановления Кабинета

Министров, и после этого только происходит процесс выдачи лицензий, что повторяется ежегодно. Украине необходимо так изменить законодательство, чтобы все процедуры были прописаны в законе. В первую очередь это касается закрепления законодательно аукционной формы продаж, как наиболее открытой, конкурентной, в которой могут принимать участие и украинские, и иностранные компании.

Что касается изменений в налогообложении, то комиссия отработает четкий механизм, начиная от платежей и заканчивая налогами. А именно — будет ли продукция оставаться на территории Украины, или будет вывезена. В том числе, будут указаны правила игры для иностранных компаний, работающих с государственными украинскими компаниями, их роль в договорах о распределениях совместной продукции.

— В какой форме иностранные инвесторы смогут работать? Устроят ли инвесторов, на ваш взгляд, такие условия работы, как СП и СД?

— Каких-либо ограничений в формах предприятий для инвесторов не будет существовать. Ведь это право инвестора — выбирать ту или иную форму сотрудничества. Я приверженец того, чтобы крупные компании, которые обладают высокими технологиями, выходили напрямую и разворачивали свою работу в Украине.

— Согласятся ли власти полностью отдать инвесторам в разработку месторождения? Готова ли Украина пойти на такой шаг, чтобы заинтересовать иностранцев?

— Если будут существовать единые правила для всех инвесторов, то исключений не будет. При аукционной продаже будут учитываться два фактора: компания должна предложить наибольшую цену за лицензии и строго соблюдать законодательство в этой сфере. Стратегически важно для государства значительно увеличить запасы ископаемых, увеличить объем добычи, но при таких условиях, которые исключают возможность злоупотреблений в этой сфере.

— Сколько из 579 лицензий, которые были выданы еще в 2004 году, будут аннулированы, и сколько будет оставлено на условиях доплаты?

— В данный момент решается судьба этих лицензий. 303 лицензии были выданы в 2004 году, и они соответствуют тем порядкам, которые приняты в 2006 году. Что касается второй половины — 276 лицензий, то они должны были быть выставлены для продажи на аукцион в соответствии с законодательством 2006 года.

— Сколько иностранных компаний могут  прийти в этом году в Украину? Какие компании уже заявили о своих намерениях? На какой проект правительство возлагает наибольшие надежды?

— Будет проведен конкурс по распределению участков Черного моря, на проведение которого делают ставку украинские власти. В данный момент уже выкупили информацию по Прикерченскому участку шельфа пятнадцать известных крупнейших мировых компаний, а в ближайшее время будут приниматься решения о допуске к участию в этом конкурсе. Я хочу заверить, что этот конкурс будет проводиться честно и открыто, в условиях присутствия средств масс-медиа и представителей иностранных посольств.

— Каков будет порядок привлечения инвесторов? Смогут ли иностранцы покупать лицензии на разработку недр на обычных аукционах, или же приход каждого инвестора возможен только на правительственном конкурсе по конкретным крупным объектам?

— Аукцион будет открыт для всех желающих, которые намерены приобрести участки для разработок и добычи недр. Сейчас для Украины главное — стать привлекательной для иностранных компаний, заинтересовать их и убедить инвестировать именно в украинскую нефтегазовую отрасль.

— Когда и в каком объеме Украина получит прирост добычи нефти и газа, если активизирует инвестиции в добычу? На сколько быстро мы сможем получить эффект от иностранных капиталовложений?

— Каждый год государство заказывает у геологической службы определенный объем запасов и выделяет на это бюджетные средства. В 2006 году мы поставили вопрос по-другому. А именно — Геологическая служба должна была подсчитать, какие потенциальные возможности существуют в Украине, если использовать весь технический и интеллектуальный потенциал. Вышло, что мы можем дать прирост запасов в 2,7 раза больше, чем рассчитано по плану, но для этого требуется около 250-300 млн. грн. Я буду выносить это на рассмотрение в Верховную Раду, чтобы расчеты были включены и учтены в изменениях к бюджету.

— Получит ли Украина пользу от прихода иностранных инвесторов, если они не захотят продавать добытое сырье в стране, а предпочтут его экспортировать? Или же власти закрепят за инвесторами обязательства по продаже определенной доли добываемых ресурсов в стране?

— Я думаю, что для Украины важнее привлечь инвестиции независимо от поставленных ними целей. Сейчас более 80% оборудования на предприятиях нужно менять, модернизировать, поэтому инвестиции нужны для отрасли как воздух.