Крупные американские нефтяные компании начинают думать мелкомасштабно. Как передает Bloomberg, 16-месячный спад цен заставляет самых больших американских нефтедобытчиков повернуться спиной к дорогостоящим, рискованным мегапроектам. А лицом компании встали к относительно небольшим, но более безопасным сланцевым проектам, которые быстро приносят наличность и тем вполне удовлетворяют взволнованных инвесторов.
Буквально все гиганты, оперирующие в США, — Exxon Mobil, Royal Dutch Shell, Chevron, ConocoPhillips и Hess — или отложили, или вовсе закрыли проекты в глубоких водах Мексиканского залива, на битуминозных песках Канады и у берегов Арктики. И при этом Exxon и Chevron уже объявили о планах существенно увеличить производство нефти на сланцевых месторождениях.
«Что имеет больше смысла в нынешней ужасной ситуации: пробурить глубоководную скважину за 100 млн долларов в Мексиканском заливе и обнаружить, что она, возможно, пуста, или наделать много неглубоких скважин в западном Техасе, где вы уверены, что получите по несколько миллионов долларов с каждой из них?» — риторически спрашивает Майкл Уэббер, зам директора Энергетического института Техасского университета.
При этом, как ожидают аналитики Barclays, нефтеразведчики сократят расходы на глубоководное бурение от 20% до 25% в следующем году. Оно и понятно — гигантские месторождения, развитие которых требует создания мегапроектов, теперь можно найти в только в самых глубоководных и самых холодных частях мира.
Один пример: отказ оборудования вынудил Chevron отложить глубоководный проект Big Foot development в Мексиканском заливе, который обошелся корпорации в 5,1 млрд долларов, до 2018 года, хотя добыча нефти на нем должна была начаться уже в этом году. В целом, мировые нефтегиганты не смогли вовремя запустить в 2015 году 80% своих мегапроектов.
«Сейчас действительно плохое время для крупных проектов, — говорит Джозеф Трипк, исполнительный директор в Oilpro.com и бывший аналитик департамента капиталовложений Citadel LLC. — Когда цена на нефть составляет 90-100 долларов за баррель, пространства для маневра много. Но нефть за 45 долларов не оставляет никакого пространства вообще, и компании не знают, что им делать с огромными проектами».
ConocoPhillips, третий по величине американский производитель нефти, отменил в июле планы по глубоководной разведке в Мексиканском заливе, поскольку долгосрочная аренда буровой платформы обошлась бы компании в 400 млн долларов. Exxon заморозил проект Kearl на нефтяных песках западной Канады, где логистические проблемы и суровые погодные условия неоднократно задерживали реализацию проекта за 12,7 млрд долларов.
Газово-экспортный проект Gorgon в Австралии, которые реализует Chevron, стал самым крупным строительством в истории Австралии. И все возрастающие затраты на оплату труда раздули его бюджет на 20% до 54 млрд долларов.
И в этих условиях сланец остается одним из наиболее перспективных направлений развития, например, для Exxon и Chevron, которое они долгое время игнорировали, увлекшись гигантскими месторождениями в других частях планеты. Перед кризисом же Exxon утроил число буровых установок на сланцевых залежах, а теперь планирует удвоить сланцевую добычу за следующие три года. А Chevron планирует довести ежедневный объем такой добычи до 160 тыс баррелей в сутки за следующие два года.
Лишь 10% несланцевых открытий в этом году будут прибыльными против 40% в 2010-м, говорит Джулия Уилсон, старший аналитик Wood MacKenzie. При этом 64% нефтяных и газовых мегапроектов превысили бюджет, а 73% столкнулись с задержками реализации, говорится в отчете Ernst & Young LLP.
«Проекты становятся все больше, и терпят неудачу все чаще, — отмечает Говард Духон, менеджер по системному проектированию в Gibson Applied Technology and Engineering Inc., которая консультирует крупнейшие нефтяные компании по глубоководным разработкам. — Оборудование стало сложнее, проектные группы — в три-четыре раза больше, но это все совершенно не гарантирует положительного результата».