2006-09-08

Кристаллы-многостаночники <BR><I>Соль на все случаи жизни

Фото Жени СавиловаДля того чтобы быть уверенным в своих друзьях, не обязательно съесть с ними пуд соли. Если не потреблять соль пачками, то можно наслаждаться жизнью и подлинной дружбой довольно долго. Но все равно соль может помочь человеку. И очень сильно. Если подходить к ней комплексно и извлекать из нее все, что она может дать. Как, например, в поселке городского типа Солотвино в Тячевском районе на Закарпатье. Расположено Солотвино на правом берегу Тисы, между горными хребтами Салаваном и Марупой, на расстоянии 25 км от районного центра. Через поселок проходит автомобильная дорога Ужгород—Рахов, есть железнодорожный вокзал. Поселок находится на высоте 292 м над уровнем моря.

Для почти 9 тысяч жителей этого поселка городского типа и их многочисленных гостей соль — это жизнь. Во всех смыслах. И вот почему. Во-первых, с солью этот поселок был связан всегда, о чем говорят его прежние названия — Слатина, Акнаслатина, Мораморошское Солотвино, Слатинские Долины, Солотвина. Потому что в этом самом Солотвино, первое упоминание о котором в письменных источниках относится к 1359—1360 годам, добывали соль. Повторяю, всегда. Из-под земли. Сначала рыли ямки, выковыривали соль и передавали ее в распоряжение венгерских королей. Часть отбирали местные румыно-валашские феодалы из рода Драгошей. А излишками люди могли приторговывать. Да и за саму добычу соли платили неплохо. И венгры, и румыны с валахами, и австрийцы, и чехи со словаками, и даже "советские освободители" этих земель после 1944 года, когда в Солотвино вошли войска 4-го Украинского фронта.

По оценкам специалистов, соляное месторождение близ Солотвино — одно из самых крупных в Европе. Протяженность соляного массива в Закарпатье — 85 километров. Дальше он тянется через Польшу. Сам Солотвинский солерудник — прямоугольной формы, его площадь — 4500 квадратных метров, и находится он на глубине 300 метров. И если добывать соль такими темпами, как сейчас, то ее запасов в этом регионе хватит на три тысячи лет.

Во-вторых, солью отлично лечат по методу спелеотерапии — немедикаментозной реабилитации и лечения заболеваний органов дыхания, — в основе которого лежит использование микроклимата подземных объектов (соляных шахт и карстовых пещер). В Украине развитие спелеотерапии началось в 1968 году, с открытием в шахте №9 солерудника в Солотвино областной аллергологической больницы. На ее базе в 1976 году была создана Украинская аллергологическая больница, являющаяся крупнейшей в мире. На сегодняшний день это специализированное учреждение, где проводится комплексная диагностика и лечение больных бронхиальной астмой и другими хроническими неспецифическими заболеваниями органов дыхания. В течение года больница принимает 3000 больных со всего мира, из которых 1000 — дети. Все они могут получить необходимое лечение в люксах, полулюксах и обычных палатах на глубине около 300 метров.

В-третьих, возле Солотвино можно не только заработать или подлечиться, но и отлично отдохнуть. Там в урочище Затон есть несколько соляных озер, главное из которых — Куникунда. Его площадь — около 4 гектаров. С островом посредине. По оценкам специалистов, комплекс лечебных факторов этого озера своими целебными свойствами не уступает, а по некоторым параметрам и превосходит знаменитые оздоровительные курорты Мертвого моря. Давно было отмечено, что при купании в соленой воде уменьшаются боли в суставах при ревматизме, заболеваниях позвоночника, хорошо лечится псориаз, легко заживают ранения. А озеро Куникунда наполнено целебной водой с содержанием соли в пределах 146—200 г/л и повышенной концентрацией ионов брома. Берег и дно озера покрыты слоем лечебной грязи аспидно-черного цвета. На протяжении года температура воды не опускается ниже 17°С.

Одна беда — руки у государства до соледобычи не доходят. Равно как и до судьбы солекопов. Шахты заполняются водой. Это провоцирует провалы грунтов, что угрожает жителям и их домам. Солекопам в Украине платят очень мало, так с ними не поступали даже прежние эксплуататоры. Один из потомственных рабочих рассказывал журналистам: его дед, работая на руднике, мог прокормить семью из десяти человек, отец — пятерых, а сам он не знает, чем кормить своего единственного ребенка...

…Такие вот дела. Не знают солекопы, кого накормить солью, чтобы подружиться…