2005-11-11

Копать — не перекопать

Раньше лицензии на разработку месторождений и добычу полезных ископаемых компании получали “просто так” — теперь желающие смогут приобрести лицензию только на аукционе и “за деньги”. Лицензия выдается на добычу, само месторождение остается в собственности государства. От того, как государство распорядится своим ценным багажом — полезными ископаемыми, зависит процветание страны и благосостояние ее граждан. Об этом в интервью DailyUA рассказывает Геннадий Руденко, Председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.

— Геннадий Борисович, что изменилось в сфере недропользования с введением аукционов для покупки лицензий на разработку месторождений и добычу полезных ископаемых? Что изменилось с приходом новой власти после президентских выборов?

— Как это не парадоксально, но вакханалия с лицензированием, которая происходила во времена правительства Виктора Януковича, пожалуй, была не такой страшной по сравнению со стопором процесса, который мы наблюдаем при новой власти на протяжении года.

Сейчас работает только положение о продлении срока пользования лицензиями, то есть лицензии продлевают тем, у кого они уже были.

Фактически же законом о бюджете-2005 в марте был приостановлен процесс лицензирования недр. Ведь в законе о бюджете говорилось, что выдача лицензии на геологическую разведку и промышленную разработку месторождений полезных ископаемых должна проводиться на основе специального закона об аукционах, но такого закона тогда еще не существовало в природе. Пользователь стал заложником этой строчки, которая практически на год остановила деятельность в этом секторе, привела к мораторию на выдачу и продление лицензий.

— И этот закон, наконец, появился?

— Нет. Только прошли изменения к закону о бюджете на 2005 год и разрешили Кабмину принять подзаконные акты. 30 августа Кабинет Министров принял постановление “О порядке проведения аукционов по выдаче специальных разрешений (лицензий) на разработку месторождений природных ископаемых в 2005 году”. Я считаю, что это не лучший вариант, но он гораздо эффективнее, чем вынужденный “простой” отрасли, заданный отдельными политиками строчкой в бюджете 2005 года.

— Какие доходы приносит эксплуатация недр в бюджет? И как государство поддерживает отрасль?

— Во времена существования Советского Союза государство вкладывало в геологоразведку огромные средства. Такие же тенденции наблюдались и после принятия Украиной “Акта о государственном суверенитете”. Геологические исследования достаточно хорошо финансировались, государство было в этом заинтересовано, тогда, как использованию недр правительство уделяло недостаточно внимания. Это притом, что в Украине 20 тысяч месторождений с более чем 100 видами полезных ископаемых, которые оцениваются в триллионы долларов.

Что касается прибылей, то в бюджете-2005, принятом в марте, доходы за использования природных ресурсов составляют 1 миллиард 391 миллионов гривен. А вот в проекте бюджета-2006 эта цифра возросла до 1 миллиарда 969 миллионов гривен.

На развитие минерально-сырьевой базы проект бюджета в 2006 году предлагает выделить 566 миллионов гривен, а на геолого-экологические исследования — около 6 миллионов гривен. Так что тут у меня претензий нет, я доволен.

— Какой процент государственных и частных компаний представлены в этой отрасли?

— Большинство предприятий, занимающихся добычей полезных ископаемых — государственные. Например, в нефтяной и газовой отраслях около 5% месторождений принадлежит частным компаниям, остальные 95% — государственным. Функционирует около 5 тысяч скважин компаний “Укргаздобыча” и “Укрнефть”, которые являются государственными. Правда, “Укрнефть” частично приватизирована.

Государственные компании, фактически монополизировавшие скважины, не желают делиться “сладким пирогом”. Они предпочитают сидеть на месторождениях, как “собаки на сене”.

Госкомпании в данном случае принадлежат не государству, а госчиновникам, которым удобная “крыша” госсобственности дает возможность зарабатывать немалые деньги.

— Может ли ситуация коренным образом измениться?

— Измениться она может только после внедрения проекта продажи лицензий через аукционы, но для этого надо принципиально, политически и стратегически убрать какие-либо преференции госкомпаниям, по сравнению с частным сектором.

Безусловно, у государства должен быть особый, государственный подход. Я бы применил метод продажи лицензий на аукционе при том, чтобы включить положение, закрепляющее обязательную продажу добытых ресурсов на отечественном рынке. Тогда от продажи лицензий можно получать дополнительные доходы в бюджет.

Сейчас, частный предприниматель, оформляя лицензию на месторождение, должен иметь пакет согласований в регионе, ему приходится давать взятки, сталкиваться с массой непонятных препятствий. В то же время для госкомпаний горит зеленый свет. Я не вижу сегодня политической воли ни Президента, ни премьер-министра, ни парламентариев изменить этот процесс.

— Насколько открыты прибыли этих государственных компаний?

— В нефтегазовом секторе госкомпании прикрываются тем, что они отдают газ по льготной цене населению, но я считаю, что это круговая порука. На самом деле общество только проигрывает от этой льготной цены. Это популистские шаги, которые были традицией всех правительств. Думаю, что за основу надо брать платежеспособность клиентов, которые есть в Украине (это 5-20%) и вырученные за их счет средства надо распределять для дотаций неплатежеспособному населению. Кроме того, имеет смысл качественно и квалифицированно заниматься не только газификацией, которая идет на тепло для наших граждан, но и электрификацией, а именно отапливать помещения электроэнергией, которой сегодня избыток в Украине.

— Какие финансовые группы, по вашему мнению, заинтересуются лицензиями на разработку месторождений?

— Я думаю, это будут группа “Приват”, Виктор Пинчук, среднего размера российские компании, ну и отдельные европейские. Хотелось бы, чтобы отечественные компании, названия которые “не на слуху” тоже приняли бы участие в аукционах.

Но мне почему-то кажется, что рассчитывать на битвы, подобные битве за “Криворожсталь”, тут не стоит.

В Украине есть месторождения, где уже проведены геологические работы и клиенту, который приходит на месторождения, декларируется, что он ничем не рискует. Но, тем не менее, известны 4 прецедента, правда во времена СССР, когда запасы не подтверждались.

На данный момент существует административная форма наказания тех людей, которые давали оценку запасов. Лично меня такой подход не устраивает. Если инвестор вкладывает деньги в защищенные запасы, проект должен быть реализован на 100%. В новом Кодексе о недрах, мы хотим предусмотреть положение, которое обяжет государство компенсировать компаниям убытки от недостоверной информации.

Большинство инвесторов настороженно смотрят на те данные, которые им предоставляют, и это подтверждает мое мнение, что большой гонки за месторождения не будет.

— Можно ли ожидать от отрасли прозрачности, если игроки поменяются?

— Нельзя создать остров счастья, когда вокруг несчастье. Порядок тогда порядок, когда есть системность. Нельзя сделать образцово-показательную отрасль в бардаке, который царит в системе власти. Конечно, наведение порядка постепенно затрагивает и эту отрасль. Но у меня нет никаких иллюзий.