2007-04-18

Когда иссякнут нефть и газ <br><i>Минприроды вступилось за российские недра</i>

В Министерстве природных ресурсов с ужасом наблюдают, как истощаются российские нефтяные залежи. Нефтяники привыкли снимать сливки и оставляют в земле больше половины нефти. На днях министерство выступило с предложением просто штрафовать за это. Но в любом случае извлекать более 37% нефти компании не смогут. Что же нам остается делать, чтобы остаться всемирным "энергогарантом"? Пожалуй, только осваивать новые месторождения.

Нефтяные варвары

Наша страна сказочно богата нефтью и газом. Настолько богата, что можно добывать нефть, не считая, сколько ее. По данным Министерства природных ресурсов РФ, наши компании выкачивают лишь каждый третий баррель из нефтяного участка - остальная нефть так и остается в земле. Это нормально, существующие технологии позволяют выкачивать не более половины от разведанных запасов. Почему так - могут ответить геологи. Они говорят, что нефтяные залежи, к сожалению, не скапливаются в геометрически правильных резервуарах под землей - в форме прямоугольного бассейна, например. В одном месте нужно бурить вертикальную скважину, в другом - горизонтальную, в третьем - закачивать воду, чтобы вытолкнуть нефть из земли. В советские времена пытались выталкивать нефть даже ядерным взрывом.

Нефтяные компании качают нефть, как считают нужным. Некоторые выдаивают более половины залежей, но тратят на это много денег. Другие "собирают сливки" и бросают месторождения, начинают бурить на новом месте. Разница видна, если сравнивать коэффициент извлечения нефти (КИН) по отдельным компаниям и странам. В мире в среднем КИН составляет от 0.4 до 0.5. При этом, например, в США начиная с 1990 года КИН вырос с 0.35 до 0.41. А в России за это же время КИН снизился с 0.39 до 0.32 и продолжает падение.

В Минприроды всерьез всполошились. Проблема в том, что начиная с 2004 года наши нефтяники снижают добычу. Когда-то темпы прироста были чуть ли не на уровне 10%, сейчас уже меньше 2.5%, а, по оценкам министерств, в ближайшие 3-5 лет темпы прироста добычи упадут и вовсе до 1-1.5%. Может случиться так, что все цифры, заявленные в Энергетической стратегии России, придется переписывать каждый год.

Зачем выкачивать все без остатка?

"Нефтяников нельзя заставить выкачивать нефть до последнего. Если им не будет это выгодно, они будут бросать месторождения", - говорит Сергей Ежов, замдиректора "Топливно-энергетического независимого института" (ТЭНИ). Но даже штрафными мерами в Минприроды надеются поднять КИН с нынешних 0.32 лишь до 0.37. Глава Минприроды Юрий Трутнев предложил установить штраф в размере налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В одной крупной российской нефтяной компании тут же пошутили: тогда нужно сначала переименовать этот налог в "Налог на недобычу полезных ископаемых" (ННДПИ).

Такие санкции уже в следующем году могут принести в бюджет дополнительно около 150 млрд. рублей. Но эксперты не верят, что это поможет. "Когда налоги составляют 90% от всей прибыли, нефтяникам невыгодно заниматься высокими технологиями", - считает Сергей Ежов.

Не все российские компании добывают нефть варварскими способами. "Сургутнефтегаз" традиционно "забоится" о своих месторождениях, его КИН составляет рекордные в стране 0.42-0.43. В числе аутсайдеров, по данным Минприроды, - бывшие месторождения "Сибнефти" и "ЮКОСа", КИН которых находится на уровне 0.3. Все потому, что бывшие владельцы этих компаний изначально ставили другую задачу, нежели тратить деньги на научные изыскания: побыстрее превратить природные ресурсы в ресурсы финансовые.

Плохо это или хорошо - философский вопрос. Одни экономисты считают, что мир на пороге технологической революции и на смену нефти вскоре придет другой энергоноситель. А потому надо, пока не поздно, использовать наши недра на полную катушку. Другие полагают, что нефть еще долго будет главным экономическим ресурсом.

На сколько лет хватит богатств

Когда компания BP выпустила доклад о запасах нефти в мире, российские чиновники обиделись. "BP занизила наши запасы, - защищался тогда замглавы Минприроды Анатолий Темкин, - средняя обеспеченность запасами крупнейших российских нефтяных компаний превышает 30 лет, в некоторых случаях она достигает 50 лет, что значительно больше запасов зарубежных корпораций, той же BP (10 лет) или Exxon Mobil (12 лет)". У кого дольше - можно спорить до бесконечности (см. график). Компании неохотно раскрывают правду о своих запасах. Кроме того, обеспеченность запасами на год не значит, что компании осталось жить один год. Ведь можно каждый год заниматься приростом запасов. Тем более что в России - огромное количество нетронутых месторождений.

В правительстве знают об этом и активно выдвигают свои идеи - как увеличить разведанные запасы, чтобы их хватило не на десяток лет, а хотя бы на сотню. Завтра, к примеру, в Екатеринбург приедет первый вице-премьер Сергей Иванов, которому продемонстрируют новый амбициозный проект под названием "Урал Промышленный - Урал Полярный". Его разработали, чтобы начать освоение месторождений Северного Урала. В этом регионе, по данным руководства УрФО, есть перспективы добычи полутора миллиардов тонн нефти, 225 млрд. кубометров газа, 36 млрд. тонн угля. Уральские запасы угля и железной руды способны покрыть потребности всей российской промышленности в течение 150 и 360 лет соответственно.

Проблема лишь в том, что добыча ископаемых на Северном Урале никогда особенно не развивалась в нашей стране, и сейчас там нет никакой инфраструктуры. Государство намерено решать эту проблему, и проект "Урал Промышленный - Урал Полярный", к примеру, предусматривает строительство железной дороги вдоль восточного склона Урала длиной более 800 км, которая свяжет промышленные предприятия с новыми залежами полезных ископаемых. Запланировано строительство новых электростанций. А деньги на все это дадут частные инвесторы и частично - Инвестфонд.

Другое перспективное направление развития добычи - земли к востоку от Урала и Западной Сибири. Там сосредоточено около 10% всех российских запасов газа - 6.6 трлн кубометров. Нефти в Восточной Сибири около 2.5 млрд. тонн.

Не меньше перспектив и на сахалинском шельфе. Газа и нефти там меньше, зато эта территория хорошо изучена, и там вовсю ведется добыча. Вокруг острова Сахалин "спрятано" около 1.2 трлн кубометров газа, около 0.4 млрд. тонн нефти. Перспективные ресурсы, понятно, на порядок больше - свыше 6 млрд. тонн условного топлива. Но самые несметные сокровища находятся в шельфах российских северных морей. Говорят, что там сосредоточено около 25% всех мировых энергоресурсов - около 136 млрд. тонн условного топлива. Проблема в том, что бурение на этом шельфе практически не ведется, осваивать его будут лишь после того, как закончится нефть на суше.