2006-02-13

Киев сползает... <BR><I>Как предотвратить разрушение святынь</I>

Многие памятники истории и архитектуры Киева сейчас находятся в опасности, считает начальник Управления охраны культурного наследия Киева Руслан Кухаренко. Подземные воды подмывают фундаменты и склоны в старой части города. Ситуация усугубится весной, когда начнет таять снег, который увеличит подводное течение. За спасение святынь борются реставраторы, архитекторы и ученые-геодезисты.

Одна из главных святынь Украины — Киево-Печерская лавра — всегда подвергалась природному разрушению. Она стоит на киевских склонах, которые от начала своего существования были оползневыми. Это видно из истории столицы. Например, одна стена возле Михайловско-Выдубицкого монастыря уже давно упала. Ее подмыли подземные потоки. То же самое происходит на всех склонах столицы, в том числе и под Киево-Печерской лаврой. Техногенные процессы, связанные с водными потоками, на Печерске начали активно развиваться во второй половине прошлого столетия. На эти процессы особенно повлияли резервуары для питьевой воды, которые есть на Печерске. Из-за этого много подводных потоков (в нижних, более глубоких слоях, и почти по поверхности) проходят под Лаврой. Это стало причиной того, что некоторые провалы были достаточно серьезными. Семь лет назад воды стали причиной аварии в Ближних пещерах. А в прошлом году обвалилось одно помещение в пещерах — погребальная камера жертв батыйской трагедии 1240 года, которую еще совсем не исследовали. «Сегодня уже завершены проектные работы, — говорит Руслан Кухаренко. — В первую очередь устраняются последствия этих двух аварий. А в дальнейшем будут изучаться гидрологические процессы, мы хотим научиться предотвращать разрушение исторических памятников в будущем».

Реконструкции требуют не только пещеры Лавры, но и еще одна из главных украинских святынь — Софийский собор. «Но слово «реконструкция» здесь не уместно, — комментирует Р. Кухаренко. — «Реконструкцию» (возобновление утраченного) лучше заменить словом «перестройка». Но ни реконструкции, ни перестройки в Софии не будет. В Софийском заповеднике будут проводиться плановые реконструкционные работы. В первую очередь, заменят инженерные сети, которые уже давно текут, и починят трансформаторную станцию». На это выделят 11 миллионов гривен из бюджета. Они также пойдут на возобновление брамы Заборовского. Еще — полностью до конца нынешнего года закончат реконструкцию Золотых ворот. Противоаварийная, реконструкционная и консервативная работа будет вестись над Консисторией, которая выходит фасадом на улицу Владимирскую рядом с южными воротами».

Часть денег пойдет на укрепление склонов под Андреевской церковью. Там та же проблема, что и в Лавре. Церковь сползает со склона по миллиметрам, что представляет серьезную угрозу для исторического памятника. Нужно укрепить фундамент, чтобы избежать плачевных последствий.

Необходимо «законсервировать» для истории нартекс (помещение для людей, которые не имели права присутствовать на богослужении) под Кирилловской церковью, который недавно нашли археологи, отнеся его к ХII столетию. Реконструкция и работа археологов приносит неудобства верующим, туристам и прихожанам Кирилловской церкви. «Богослужения не прекратятся, а будет создан оптимальный режим, — уверяет начальник Управления охраны культурного наследия. — Там пока нельзя зажигать свечи из- за копоти, есть еще несколько незначительных ограничений. А сейчас киевская власть финансирует работы по реконструкции Трапезной церкви, которая находится напротив. Там уже поменяли крышу, внутреннюю отделку, скоро поставят окна. В этот красивый храм смогут пойти верующие и удовлетворить свои духовные потребности».

Что касается другой достопримечательности старого Киева, замка Ричарда, то его Киевская власть передала в собственность канадскому бизнесмену украинского происхождения. В нем запланировано открыть отельный комплекс. Но за десять лет там мало что реконструировали. «Даже та внешняя реконструкция, которая была проведена восемь лет назад, уже выглядит запущенной, — рассказывает Р. Кухаренко. — И нужно выдать нормативный акт, который бы обязал частных собственников следить за состоянием исторических памятников».