2005-10-10

Керамика большая и маленькая

Славянск - нетипичный Донбасский город. Здесь нет шахт. Зато есть сотни мелких керамических предприятий, ставших существенной поддержкой для города во время упадка гигантов керамической индустрии

 Город мастеров керамики

Славянск — город керамистов. Здесь продавцы посуды встречают прибывших и транзитных пассажиров прямо на перроне, а рядом с вокзалом работает целый керамический рынок. Десятки лотков с чашками, кружками, сервизами, вазами, тарелками, различными сувенирами — от фигурок и прочих безделушек до настоящих керамических картин — подобное можно встретить только в Киеве на Андреевском спуске в день города. Да и то по широте ассортимента именно керамических изделий Андреевский ощутимо отстает. А о ценах один знакомый донетчанин откликался кратко: «Коммунизм», после того как купил добротную пивную кружку за две гривни.

Такие узкоспециализированные и дешевые торговые ряды можно увидеть в различных регионах Украины — где-то продают эмалированную посуду, где-то — шины, где-то — еще что-то. И везде причина их возникновения одна: рядом работает завод, выпускающий эти вещи и выдающий свою продукцию в счет зарплаты или продающий работникам по льготным ценам. В Славянске же посуду выпускают многочисленные мелкие предприятия. Они стали возникать еще в 1992 году, когда на керамическом комбинате и заводе высоковольтных изоляторов появились долги по зарплате.

В новых условиях посуда была выгоднее изоляторов: она необходима в каждом доме и доступна каждому, а начать этот бизнес было сравнительно несложно. Поскольку в городе были и керамический комбинат с полным технологическим циклом, и НИИ керамического машиностроения, то нашлись специалисты, умевшие строить и ремонтировать печи, изготовлять формы. С тех пор все ощутимо подорожало, но и сейчас построить небольшую печь, по словам местных предпринимателей, стоит до 20 тыс. грн. И чем хуже были дела на керамическом комбинате, тем больше керамистов создавали собственные небольшие посудные производства.

За это дело начали приниматься не только керамисты. «По образованию я — педагог, в начале 90-х работала в детском саду, — рассказывает частный предприниматель Ольга Хилюк. — Но за неимением средств в бюджете детский сад закрыли. Тогда мы с мужем стали торговать керамикой. Потом, постепенно изучая рынок, область, решили заняться производством».

Сегодня в цеху г-жи Хилюк работает десять человек. Специализация — кухонная керамика, но выпускается также сувенирная продукция. Продается все это уже не только в Славянске на керамическом рынке, но и на Барабашовском рынке Харькова, в Киеве.

Такие предприятия считаются мелкими. Именно их продукция преобладает на керамическом рынке у славянского вокзала. Более мощные цеха, где работает порой по 50 человек, имеют более широкий ассортимент, в частности выпускают изделия крупного размера (вплоть до наземных ваз и парковой скульптуры) и работают напрямую с наиболее платежеспособными рынками сбыта — Москвой и Киевом. Например, торговый дом «Каменный цветок» работает с сетью Metro, поставляет вазоны и садовую скульптуру в столичные строительные супермаркеты.

Все более отчетливой становится специализация керамических цехов. Одни сосредоточиваются на сервизах, другие — на декоративной посуде, вазах, кто-то — на сувенирной продукции. Есть и специализирующиеся на облицовочных планках, из которых можно выложить декоративный фриз в облицованной плиткой кухне или в ванной, и с виду он будет ничем не хуже продукции крупных заводов Восточной Европы или Египта. Вот только продукция большего формата, та же плитка, мелким предприятиям уже не по силам — для такого производства нужны миллионные инвестиции.

Керамическая ниша в международном разделении труда

Ситуация в малом керамическом бизнесе, конечно, далека от идиллии. Эта энергоемкая отрасль страдает от подорожания газа. С ростом доходов покупателей еще быстрее растут их эстетические запросы, требования к качеству, и за вкусами покупателей керамистам нужно успевать, иначе не выдержишь конкуренции. Следовательно, нужно постоянно совершенствовать технологию, повышать квалификационный уровень персонала, воспринимать новые идеи в оформлении продукции.

И все-таки мелкие предприятия понемногу развиваются, крепнут и их не становится меньше. По оценкам городских властей, в Славянске насчитывается до 600 мелких керамических цехов, а работает в них самое малое 10 тысяч человек. По оценкам — потому что некоторые работают «в тени». Поэтому в том, что средняя зарплата в Славянске достигла 800 гривен в месяц, немалая заслуга малого керамического бизнеса.

Производители посуды обладают огромным потенциалом. Он связан с глобальными тенденциями в мировой керамической отрасли: производство посуды в Западной Европе сворачивается и мигрирует в Восточную Европу и Юго-Восточную Азию. Конечно, по стоимости рабочей силы Азии проигрывает даже Восточная Европа, но азиатская посуда на европейских рынках существенно дорожает из-за высоких транспортных затрат. Поэтому специалисты считают, что тут Украина могла бы найти свою нишу в международном разделении труда. Соответственно, свою нишу на европейском рынке могли бы найти и славянские керамисти. Вот только бы дать им окрепнуть, вырасти, выйти на европейский рынок.

Однако ощутимые льготы в свое время получили только инвестиции объемом более 250 тыс. долларов, то есть не мелкий, а крупный бизнес. Речь идет прежде всего о территории приоритетного развития (ТПР) Славянска и Славянского района. Когда принимался закон о специальных экономических зонах, к которым относятся и ТПР, его лоббисты говорили, что он поможет оживить крупные предприятия. Такие, как Славянский керамический комбинат, в конце 1990-х остановившийся полностью.

Но прошло пять лет, а керамический комбинат все еще не работает, поскольку инвесторы сюда так и не пришли. Зато они пришли на изоляторный завод, вкладывают средства в возрождение производства, хотя этот проект не стал субъектом ТПР, а следовательно, никаких предусмотренных «свободной зоной» льгот у него нет. Как нет их и у инвесторов «Бетонмаша», которые изо всех сил стремятся не отставать от итальянских или немецких конкурентов и внедрять те же разработки.

Правда, на славянской ТПР осуществлены два проекта по созданию новых мощных керамических предприятий. Это завод «Зевс-Керамика», специализирующийся на производстве керамической плитки, и первое в СНГ специализированное предприятие по выпуску керамической массы «Керамические массы Донбасса».

Все керамисты — в Славянск?

Между тем отцы города обещали: льготы привлекут множество инвесторов со всего мира, да так, что Славянск станет вторым Сассуоло. Этот итальянский город известен среди керамистов тем, что там сосредоточена керамическая промышленность целой страны — более 500 заводов, в частности широко известные Marazzi и Emilceramica. Подобным центром украинской керамической промышленности видели местные власти и Славянск.

Видимо, в этих планах не было места для Харьковского плиточного или Львовского керамического завода. Без налоговых льгот и солидных иностранных инвесторов, с медленно обновляемым и устаревшим советским оборудованием они бы быстро проиграли конкурентную борьбу предприятию, оснащенному по последнему слову техники и наделенному льготами, как только последнее начало бы выпуск обычной плитки в солидных объемах. А славянские местные власти уже настроились проводить конкурсы среди желающих инвестировать в будущую столицу украинской керамической отрасли. Учитывая определенное отношение к керамическому бизнесу тогдашнего председателя областного совета и городского головы (брат последнего — генеральный директор АО «Глины Донбасса»), нетрудно было предвидеть результаты этих конкурсов.

Однако после отмены льгот для субъектов ТПР руководство Славянска наконец-то заявило, что керамических Нью-Васюков не будет и инвесторам одинаково интересны Славянск и Мукачево (там тоже есть залежи глины и еще недавно работали два плиточных завода), Харьков и Косив.

Так может, льготы не были основной приманкой в Украине? Видимо да. Во-первых, спрос на керамогранит в Украине растет побыстрее, чем в любой другой европейской стране — на 22—23% ежегодно. Вторая причина — большие запасы глин (наибольшие в Европе) и высокое качество сырья. Третья — близкое расположение сырьевой базы, что имеет едва ли не решающее значение. Ведь на итальянские заводы глину нужно было возить за тысячу километров, а на славянский — менее чем за сто. И наконец — дешевая рабочая сила, хотя на полностью автоматизированном плиточном производстве это не играет большой роли. В результате изготовленный в Украине керамогранит в два с лишним раза дешевле аналогичной итальянской продукции, продаваемой здесь (в ее цену включены расходы на транспортировку из Италии и высокая стоимость тамошней рабочей силы).

Все эти преимущества касаются не только Славянска, но и других керамических центров, ведь глина залегает не только на севере Донетчины. Ее месторождения есть в Запорожской и Винницкой, Хмельницкой и Закарпатской областях. Значит, и эти регионы имеют шанс привлечь иностранные инвестиции. Конечно, если всем будут предоставлены одинаковые условия для привлечения инвесторов.

Но нельзя забывать и об инвестициях отечественных. Пример Славянска показал: взятые вместе, сотни малых предприятий могут существенно влиять на благосостояние людей и на местный рынок труда. Более того, малые предприятия начинают создавать новые рабочие места намного быстрее, нежели крупные, и нередко создают их намного больше, чем одно, даже очень мощное предприятие. Посетив некоторые шахтерские города, где одни шахты закрылись, а другие добывают энергетический уголь (за него электростанции не расплачиваются), видишь, насколько не хватает этим регионам таких небольших предприятий, которые сформировались в Славянске. И необязательно керамических: отечественный малый бизнес успешно выпускает металлопластиковые окна и мебель, краски и полиэтиленовые трубы, обувь и многое другое. Конечно, если бы в депрессивных регионах было кому сбывать ту же мебель или металлопластиковые окна, то такие предприятия там наверняка появились бы. Но ведь не всегда малые предприятия ограничены возможностями местного рынка. Славянские предприниматели, например, дошли со своей продукцией до Москвы, мебель для Киева выпускается на Черкасщине и Черниговщине. Наконец, украинские базары завалены продукцией преимущественно мелких турецких и китайских предприятий.

Кажется, к властям понемногу приходит понимание того, что до сих пор они недооценивали роль малых производств. Вот и славянский городской голова Владимир Левит соглашается с тем, что несправедливо предоставлять льготы только большому бизнесу. «Нужно, как на заре перестройки, предоставить малому бизнесу какие-то налоговые «каникулы». А еще — создать бизнес-инкубаторы, чтобы простые труженики, знающие производство, но не знающие бизнесовых аспектов, могли освоить ведение собственного дела и открыть небольшое производство», — говорит он.

Вот бы эти идеи усвоило руководство всех городов, где крупные предприятия по-прежнему находятся «в нокауте» или вообще закрылись.