Бывшие партнеры – дочернее предприятие НАК „Надра Украины” „Черниговнефтегазгеология” и британская компания „Регал Петролеум Корпорейшн Лимитед” побили горшки. Кто прав, а кто виноват в этом конфликте – судить не нам. Но, без сомнения, история этой совместной деятельности довольно поучительная.
Где с маслом каша, там и милость ваша
В 1999 году ДП „Черниговнефтегеология” и компания „Регал Петролеум Корпорейшн Лимитед” заключили договор о совместной деятельности относительно добычи газового конденсата (чистейшего углеводного сырья). В договоре было предусмотрено, что государственное предприятие делает свой взнос имуществом (25%), а иностранная компания – деньгами (75%).
Причем оператором общей деятельности признавалось не государственное предприятие, а иностранный инвестор. Иначе говоря, представители ДП „Черниговнефтегеология” не имели решающего голоса (в том числе блокирующего) при принятии хозяйственных решений по общей деятельности. Также они не могли осуществлять контроль за использованием средств, полученных от реализации газового конденсата. Так был заключен договор.
Между тем следует отметить, что вся разработка газоконденсатных месторождений (Свиридовского и Мехедовско-Голотовщинского) в 1988-1989 годах осуществлялась по государственной целевой программе за счет бюджетных средств. И стоило это государству (без учета затрат на подготовительные и сейсмологические работы) 387 миллионов гривен в ценах 2004 года. Т.е. инвестор пришел далеко не на пустое место. Месторождения были уже разведанные.
На момент начала совместной деятельности было три государственных буровых скважины. За средства британской компании были пробурены еще две буровые скважины и построенная замерно-сепарационная установка (ЗСУ).
Какой росток, такой и паросток
— В 2004 – 2005 годах по доверенности правоохранительных органов и на выполнение распоряжения Кабмина Украины контрольно-ревизионная служба в Черниговской области провела несколько взаимосвязанных проверок деятельности ДП НАК „Надра Украины” „Черниговнефтегазгеология” с целью выявления причин неэффективной работы предприятия, — сказала заместитель начальника КРУ в Черниговской области Светлана Шаш. — При первых же проверках выяснилось, что взнос инвестора в общую деятельность отображен в бухгалтерском учете. А вот передача имущественного взноса государственного предприятия – нет. Документы на его передачу не были оформлены. Таким образом, не соблюдена процедура порядка передачи государственного имущества. А значит, само заключение договора состоялось с нарушением установленного законодательством порядка.
Дальше – больше. Деятельность по добыче газа и газового конденсата велась с 2002 года, но государственное предприятие не получало от этого НИЧЕГО! Так длилось до 2004 года, пока не закончился срок действия договора об общей деятельности.
Договор между ДП „Черниговнафтогазгеология” и инвестором предусматривал распределение имущества на протяжении 90 дней после окончания общей деятельности. Но прошло три месяца, полгода, год, а имущество оставалось нераспределенным.
Не было счастья, и несчастье помогло
По результатам первых проверок контрольно-ревизионная служба направила ДП „Черниговнафтогазгеология” обязательные указания: „Раз пользуются вашим имуществом, составьте, пожалуйста, договор”. Настоящий договор было заключено сроком до 28 февраля 2005 года. И три миллиона гривен ДП получило от компании как плату за пользование ее имуществом. (На время проведения проверки и этого не было). Кроме того, компания выплатила предприятию 733 тысячи дивидендов.
2005 год и третья проверка в марте. Договор пользования имуществом закончился. Имущество инвестор не возвратил и продолжает им пользоваться.
Зато по решению Киевского межобластного апелляционного суда, вынесенному в октябре 2005 года, ДП „Черниговнафтогазгеология” получило от британской компании 15 миллионов 760 тысяч гривен как компенсацию за имущественный взнос в общую деятельность.
За моё жито меня же и побито
Сегодня ДП „Черниговнафтогазгеология” осталось без двух своих газоконденсатных месторождений – Свиридовского и Мехедовско-Голотовщинского. 1 июля 2005 года спецразрешения на разработку на сроком на 20 лет получил… его бывший партнер, компания „Регал Петролеум Корпорейшн Лимитед”. Об этом речь идет в письме, которое новое руководство ДП в марте 2005 года прислало премьер-министру.
Коллектив государственного предприятия считает, что решение о предоставлении лицензий частной компании принято в нарушение по меньшей мере двух законов Украины — „О нефти и газе” и „О недрах” и пітается сейчас в судебном порядке отстоять свои права на упомянутые месторождения…Удастся ли?
Пресс-служба КРУ в области