2006-03-14

Кабмин помирится с разработчиками

Добропорядочных инвесторов, которые получили лицензии на разработку месторождений сомнительным путем, Кабинет Министров обещает оставить в покое. Однако при условии, что они займутся инвестированием в эксплуатацию недр. Таким образом, правительство хочет обезопасить себя от многочисленных судебных исков в случае массового отбора лицензий

Премьер-министр Юрий Ехануров озвучил официальную позицию власти по отношению к разработчикам недр, которые получили лицензию в 2004 году с нарушением законодательства. По словам премьера, правительство готово оставить лицензии тем, кто ранее доказал свою прямую заинтересованность в разработках месторождений. По его словам, разработчики должны компенсировать разницу в цене, которая в позапрошлом году была очень низкой. Ввиду этого украинский бюджет потерял миллионы гривен. «Государство вложило в найденные месторождения около 4,5 млрд. грн. для того, чтобы было возможно эти месторождения эксплуатировать, и сегодня государство имеет право требовать возмещения всего того, что потеряло», — отметил глава правительства. Те, кто купили месторождения для дальнейшей перепродажи и на сегодняшний день ничего с ними не делают, будут лишены лицензий.

Министерство охраны окружающей природной среды уже отобрало 16 лицензий. Но пока на этом решили остановиться. Остальные 276 фактов выдачи лицензий должна будет проверить прокуратура. Правоохранительные органы должны выявить, имели ли инвесторы право вообще получать такие документы. Ведь, по словам чиновников, многие из владельцев лицензий вообще никак не связаны с разработкой месторождений, не имеют опыта ни в геологоразведке, ни в эксплуатации недр.

В министерстве уже ожидают судебные тяжбы с обиженными разработчиками. И не факт, что чиновники их выиграют. Ведь как бы то ни было, а бывший Госкомитет выдавал лицензии законно, а нарушения в ходе подбора претендентов доказать в суде будет трудно. Судебные иски могут серьезно затянуть процесс возврата государству месторождений, ведь на время рассмотрения дела лицензия остается у инвестора. Тем не менее, министр Павел Игнатенко готов к судовым искам и заявляет, что у него есть все доказательства, чтобы выиграть дела и вернуть подозрительные лицензии.

В числе проблемных компаний, у которых могут отобрать некоторые лицензии, числятся как госструктуры, так и частники. В «черный список» попали «Черниговнафтогаз», «Укрнафта», «Полтаванафтогаз», «Украинские технологии», ООО «Пари», 000 «Техносел», 000 «Природные ресурсы», 000 «Крымсервис».

Впрочем, «претенденты на вылет» не особо беспокоятся о судьбе своих лицензий. Полны оптимизма прежде всего государственные компании. Они уверены, что государство своих не тронет и не рискнет отбирать лицензии в угоду частникам.

Как сообщил газете «Дело» главный инженер «Черниговнафтогаза» Николай Лысяный, «я думаю, что по нашей компании лицензии, выданные в 2004 году, будут еще раз пересмотрены, и, скорее всего, возвращены нам обратно с соблюдением всех норм и процедур». В то же время пресс-секретарь «Укрнафты» Ярослав Бурч отметил: «По нашей информации претензий самой компании как получателю ли¬цензий нет. Возможно, речь идет о нарушении процедур в самом Минприроды. Дело в том, что тогда выдача лицензий проходила по очень низким ценам, и если компанииоднодневки участвовали, то почему госкомпания должна упускать такую возможность?».

Чиновники отмечают, что в 2004 году выдача лицензий скорее напоминала расхищение государственного имущества. Больше всего разрешений было выдано именно в конце позапрошлого года, в разгар «оранжевой революции», когда позиции старой власти сильно зашатались. Прибыльные нефтегазовые и золотые месторождения порой продавались по смехотворным ценам.

Уже в марте Минприроды намерено выставить лицензии на аукционы. Первую крупную продажу недр с молотка проводили в прошлом декабре. Тогда выставлялось 12 месторождений, и все они были проданы. Выручка от аукционов была достаточно удачной. Чиновникам удалось собрать 4 млн. грн. Существенно повысились цены лицензий. Например, цена продажи лицензии на добычу на Новосилковском месторождении песка (Тернопольская обл.) выросла с 159 тыс. грн. — до 1 млн. 720 тыс. грн., а на разведку на Теофипольском месторождении габбро (Житомирская обл.) — с 29 тыс. грн. — до 300 тыс. грн.

С помощью аукционов планируется перевыполнить годовой план поступлений от продажи лицензий в размере 150 млн. грн. В настоящее время к продаже может быть предложено около 100 месторождений различных природных ископаемых, в том числе золота, нефти и газа. Аукционы будут проводиться по жестким правилам, установленным порядком выдачи лицензий. Согласно ему, недропользователь не сможет дарить, продавать или каким-либо другим способом отчуждать предоставленные ему права на пользование недрами кому-либо. В том числе передавать их в уставные фонды создаваемых с его участием хозяйствующих субъектов. Таким образом, государство намерено защитить себя от расхищения принадлежащего ему имущества.

Комментарий

Игорь Франчук, президент ГАК «Черноморнефтегаз»:

— Обнаружение нового месторождения на Прикерченском участке свидетельствует о большом потенциале Черного моря. Активная разработка шельфа поможет Украине решить большую часть своих энергетических проблем. Однако участие в разработке лишь одной компании-монополиста не даст большого эффекта. Мы не должны идти путем, когда только один разработчик может работать на шельфе. Например, в Бразилии нефтяной монополист PetroBrasco в течение 30 лет не мог обеспечить Бразилию своими ресурсами. Сегодня они пришли к тому, что на бразильском шельфе работают все иностранные компании на таких же конкурентных условиях, как и PetroBrasco. Это позволило существенно увеличить добычу и обеспечить страну энергоресурсами.

Уверен, что внедрение аукционов на выдачу лицензий по разработке недр — абсолютно правильное решение. Ведь ни одна иностранная компания не понимает механизм выдачи лицензий за взятку, они вполне оправданно опасаются непрозрачных схем. Таким образом, инвестор не имел гарантий продления этих лицензий, он не имел сквозную лицензию, которая предусматривает разведку с последующей эксплуатацией месторождений. Однако на сегодняшний день уже действует закон «О нефти и газе», который обеспечивает владельцу лицензий эти права.