За четыре года в развитие отечественной энергетики будет вложено более 110 млрд. грн. инвестиционных и бюджетных средств
На прошедшей неделе Кабинет Министров утвердил один из самых дорогостоящих государственных проектов — мероприятия по реализации Энергетической стратегии Украины на период 2006–2010 годов.
Ядерные сюрпризы
Уже к концу этого года правительство намерено создать концерн «Укратомпром». А в следующем — корпоратизировать все входящие в его состав предприятия. По данным Минтопэнерго, в концерн могут войти работающее в Желтых Водах Днепропетровской области уранодобывающее ГП «Восточный ГОК», а также днепродзержинские госпредприятия «Приднепровский гидрометаллургический завод» (окись урана), «Полимин» (фторизация урана), «Смолы» (изоляционные материалы ядерного топлива) и «Цирконий» (комплектующие элементы топлива). Научное звено концерна сформирует несколько специализированных подразделений Национального научно-исследовательского центра «Харьковский физико-технологический институт» (ХФТИ) — база созданного в 2004 году 14-го «ядерного» отделения Национальной академии наук.
Параллельно с этим в 2007 году намечено приступить к реализации трех масштабных программ по развитию «Укратомпрома». Наиболее дорогая из них стоимостью 9,975 млрд грн касается уранового производства. В рамках этой программы запланировано реконструировать гидрометаллургический завод «Восточный ГОК», а также основать в его составе новый Новоконстантиновский ГОК для разработки новых месторождений урана. Второй по объему предстоящих вложений может стать программа, оговаривающая возможность строительства завода по обогащению ядерного топлива (ЗОЯТ). Его стоимость в документе не называется. Однако аналогичные проекты, как правило, обходятся примерно в суммы от $1 млрд. Согласно Энергетическому плану, выбрать технологию строительства завода правительство должно уже в конце этого года (на сегодня в мире существует пять вариантов обогащения урана). Затем состоится тендер на право проектирования ЗОЯТ, а к 2008 году на рассмотрение парламента вынесут закон, в котором будут определены месторасположение и режим работы будущего завода. Его строительство намечено закончить к 2014 году. Третья по стоимости программа (на нее собираются израсходовать 980 млн грн) связана с развитием производства «Укратомпромом» комплектующих ядерного топлива — изготовлением циркониевой губки и прессованных циркониевых труб, а также прокатом ядерночистого циркония.
Львиную долю предполагаемых расходов собираются покрыть за счет бюджетных средств. Скорее всего, «Укратомпрому» разрешат выйти на рынок заимствований, предоставив под их обеспечение государственные гарантии. При этом правительство не видит перспектив дальнейшего развития украинской «атомки» без финансовых вливаний инвесторов, во всяком случае когда речь идет об эксплуатации АЭС. Пока за счет бюджетных средств правительство готово решить лишь главную проблему — проблему отсутствия у большинства отечественных атомных станций сухих хранилищ отработанного ядерного топлива (СХОЯТ). Такое «пристанционное» хранилище работает только на Запорожской АЭС, а потому «Энергоатому» приходится ежегодно отдавать России более $170 млн на оплату услуг по хранению отработанного ядерного топлива. Чтобы исправить положение, в течение ближайших четырех лет решено построить централизованное хранилище, которое обойдется казне в 967 млн грн.
Средства инвесторов, очевидно, потребуются для замены стареющих реакторов советского типа, которыми оснащены все украинские АЭС. Уже в текущем году планируется создать Фонд финансового резерва (спецсчет Госказначейства) для финансирования работ по снятию с эксплуатации атомных энергоблоков. В последующие же годы в зависимости от наполнения этого фонда и решений в ядерноресурсной сфере будет сделан выбор в пользу одного или нескольких типов производимых в мире реакторов. Ими и будут переоснащены впоследствии отечественные АЭС. Впрочем, «атомку» готовят к освоению сразу нескольких типов реакторов, поскольку в Энергетическом плане оговаривается необходимость диверсификации источников поставок ядерного топлива. Сейчас все его поставки контролируют две российские государственные компании, ежегодно продающие отечественным АЭС топливо на сумму более $360 млн. Эти поступления являются крупнейшей статьей доходов ядерно-оборонного комплекса России. Чтобы избавить Украину от имиджа главного спонсора российских ядерноресурсных центров, правительство намерено продолжить работы по квалификации украинскими АЭС топлива из альтернативного источника — заводов американской BNFL Westinghouse Inc., а также до 2008 года провести квалификацию третьего поставщика. По неофициальным данным, им может стать компания, которая выиграет тендер на строительство в Украине завода по производству ядерного топлива.
Нефтегазовый скепсис
На фоне пышущей амбициями дорогостоящей «ядерной» части Энергетического плана его нефтегазовая составляющая выглядит гораздо скромнее. Главными направлениями развития этой отрасли Кабинет Министров обозначил энергосбережение и диверсификацию источников импорта нефти и газа. За счет привлеченных средств к 2010 году газопотребление предусматривается сократить с нынешних более чем 70 млрд м3 до 62–63 млрд м3. Для этого собираются оснастить современным оборудованием учета все магистральные газопроводы на пересечении украинской границы, ввести поагрегатный учет газа на газоперекачивающих станциях, а также добиться 10%-ного сокращения газа, который использует сама газоперекачивающая система для технических нужд.
Еще одним приоритетным направлением нефтегазовой части Энергетического плана является диверсификация источников импорта нефти. До конца нынешнего года правительство взялось подготовить протокол дополнений к соглашению между Украиной и Республикой Казахстан о развитии транзита нефти, подписанному 1 июля 2004 года. Цель изменений — заполнение в полном объеме проектных мощностей нефтепровода «Одесса — Броды» (на сегодня эти простаивающие мощности составляют 9 млн т транзита в направлении идущего в ЕС нефтепровода «Дружба»). Упоминается в Энергетическом плане и до сих пор не реализованная идея присоединения Украины к созданному под эгидой Евросоюза газотранспортному консорциуму Nabucco, что позволит стране получать ежегодно 4–5 млрд м3 газа. Кроме того, Кабмин собирается развивать и собственную газотранспортную систему — на протяжении 2006–2009 годов на строительство нового газопровода «Богородчаны — Ужгород» планируется израсходовать 2,9 млрд грн. По окончании строительства новой трубы отечественные мощности по транзиту газа будут увеличены на 19 млрд м3 в год.
Чтобы повысить обеспечение страны собственным газом, до 2010 года с помощью иностранных инвесторов планируется нарастить добычу газа на 5 млрд м3 в год. К этому же времени предполагается завершить серьезные преобразования в нефтяной промышленности — отечественные НПЗ должны увеличить глубину переработки нефти до уровня 75–80% (сейчас — не более 65%). Кроме того, на базе существующих нефтеперерабатывающих заводов запланировано построить новые мощности с глубиной переработки 95%, что фактически означает отказ Кабмина от государственного участия в проектах строительства новых сверхсовременных НПЗ. В число этих проектов, ранее анонсировавшихся на высшем уровне, входило возведение новых заводов в порту «Южный», Бродах и Восточном Крыму.
Дотации «угольным кормильцам»
Угольная часть Энергетического плана резко диссонирует с амбициозными нефтегазовыми и ядерными проектами. Хотя бы потому, что в эту отрасль в 2006–2010 годах собираются направить всего 6 млрд грн. Наибольшую часть этих средств получит ГП «Добропольеуголь» — 800 млн грн, за счет чего оно должно увеличить добычу угля на 1 млн т в год. 670 млн грн будут выделены западноукраинскому предприятию — ГП «Шахта №10 Нововолынская». Для него установлена задача создать новые мощности, чтобы повысить добычу угля на 0,9 млн т в год. Наконец, ГП «Донецкая угольная энергетическая компания» предстоит освоить 696 млн грн и увеличить добычу на 1,9 млн т в год. В первую пятерку получателей бюджетных средств вошли также ГП «Макеевуголь» (499 млн грн), «Торезантрацит» (481 млн грн), «Луганскуголь» (460 млн грн) и шахта «Южнодонбасская №1» (330 млн грн). Кроме обильного дотирования строительных потребностей угольной промышленности ныне утвержденный Энергетический план предусматривает ряд мер по приведению норм работы отрасли к мировым стандартам.
Политические нюансы
После изучения нового Энергетического плана создается впечатление, что инициаторы принятия этого документа рассчитывают пребывать в правительстве ближайшие пять лет. Иначе трудно объяснить поведение Кабмина, который на пороге своей отставки выдает на-гора столь долгоиграющий документ, детально прописывающий масштабные мероприятия в энергетической сфере и оговаривающий возможные объемы средств, которые должна будет потратить казна на их реализацию. В то же время план грешит явными недоработками — в нем практически полностью отсутствует необходимое законодательное оформление предстоящих процессов. Так, в ядерной части плана вообще не оговаривается внешнеполитическое сопровождение процесса привлечения в страну новых ядерных технологий, ни слова не говорится о переговорах с профильными международными организациями, договоренности с которыми обеспечили бы стабильность перехода нашей страны на новые эксплуатационные и ресурсные технологии. Подобное отсутствие задач внешнеполитического сопровождения заметно и в нефтегазовом блоке Энергетического плана. Он, по существу, просто игнорирует целый ряд инициатив некоторых внешнеторговых партнеров Украины по развитию транзита энергоносителей и повышению международной энергетической безопасности.
Впрочем, эти и другие «дипломатические пробелы» вполне соответствуют новым внутриполитическим реалиям нашей страны — проводимая политреформа практически отстранила правительство от выполнения внешнеполитических и оборонных задач. В то же время большинство из положений принятой в начале этого года Энергетической стратегии и ее исполнительного документа — Энергетического плана относятся к компетенции ведомств, отвечающих за внешнюю политику, оборону и безопасность страны.