Крупнейшие шельфовые месторождения в Средиземном море могут достаться «Газпрому». По данным «Газеты.Ru», Израиль может пригласить российскую газовую монополию к освоению месторождений Leviathan и Tamar, совокупные запасы которых составляют около 700 млрд кубометров. Эти месторождения уже осваивает консорциум во главе с американской компанией Noble Energy. Но эксперты считают, что компании США не так стабильны, как «Газпром».
Израиль готов пригласить российскую газовую монополию для освоения шельфа. Об этом сообщают источники «Газеты.Ru».
В 2010 году в территориальных водах Израиля обнаружилось крупнейшее месторождение газа — об этом заявила американская компания Noble Energy, проводившая исследования на участке Leviathan.
По данным компании, запасы месторождения составляют 453 млрд кубометров природного газа. Достояние шельфа вместе с запасами месторождения Tamar, открытого годом раньше (238 млрд кубометров), по словам главы Noble Energy Чарльза Дэвидсона, «позволит Израилю не только обеспечить собственные потребности на десятилетия вперед, но и начать экспорт газа в Европу». Тогда эксперты рынка говорили, что Израиль может стать серьезным конкурентом «Газпрому» на рынках ЕС.
В феврале 2013 года «дочка» российской монополии Gazprom Marketing & Trading договорилась об отборе сжиженного природного газа (СПГ) с проекта Tamar (месторождения Tamar и более мелкое Dalit) в течение 20 лет. Газ должен перерабатываться на плавучем СПГ-заводе, который будет введен в строй в 2017 году. Годовой объем производства сжиженного газа — 3 млн тонн. Рынок считал, что «Газпром» пытается не допустить сжиженный газ на европейский рынок. Официальный спикер «Газпрома» Сергей Куприянов заявил «Газете.Ru», что у монополии нет планов по израильскому «Левиафану».
«Если действительно достигнута какая-то договоренность, то, возможно, «газовый торг» стал предметом политического размена, — говорит замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. — Либо Израиль своим заявлением пытается оказать давление на консорциум, который разрабатывает «Левиафан».
Leviathan и Tamar разрабатывают Noble Energy Mediterranean Ltd, Isramco Negev, Avner Oil Exploration, Delek Drilling и Dor Gas Exploration.
«Газпром» хочет проследить, чтобы израильский газ ушел в Юго-Восточную Азию и не составил конкуренцию российскому газу в Европе и Турции», — комментирует глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.
Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев также говорит, что контроль за мировыми газовыми потоками — стратегия «Газпрома».
«Израилю нужна стабильность. Американские компании не слишком стабильны, потому что в США за счет «сланцевой» революции цены на газ низкие, но при этом многие компании работают себе в убыток, добывая «сланцевый» газ, — говорит Танкаев. — Дело в себестоимости добычи».
«Газпром» в этом плане действительно стабильнее. Российская монополия неоднократно заявляла, что не будет заниматься добычей «сланцевого» газа, так как запасов традиционного газа более чем достаточно. Запасы «Газпрома», по официальным данным, составляют 35,1 трлн кубометров. Для сравнения: мировое потребление газа — 3–3,3 трлн кубов в год.