2004-08-21

Итоги работы Департамента государственного контроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Доклад Руководителя ДГК по ЦФО А.В. Силакова на итоговой коллегии

Департамент государственного контроля и перспективного развития в сфере природопользования и охраны окружающей среды МПР России по Центральному федеральному округу (далее Департамент) осуществляет свои полномочия на территории 18 субъектов Российской Федерации, где в настоящее время учтено около 1,7 млн. природных объектов, предприятий, организаций и учреждений, осуществляющих природопользование.
Государственная геологическая служба ДГК по Центральному федеральному округу в соответствии с возложенными на неё задачами осуществляет в области геологического изучения, рационального использования, охраны недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы следующие функции:
- участие в разработке основных направлений геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и развития её ресурсного потенциала;
- обеспечение координации и взаимодействия территориальных органов МПР России, расположенных в пределах Центрального федерального округа, по разработке и реализации областных программ геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы;
- участие в разработке на территории Центрального федерального округа целевых программ геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы с учётом состояния изученности, потребностей в минеральном сырье и новейших достижений науки и техники.
Структура минерально-сырьевой базы округа по степени геологической изученности и подготовленности месторождений к промышленному освоению в целом благоприятна и свидетельствует о возможности удовлетворения потребностей промышленности по отдельным видам минерального сырья на длительную перспективу. Однако по некоторым видам сырья, несмотря на общий спад объёмов горнопромышленного производства, проблема обеспечения потребителей сырьём остаётся весьма актуальной, в частности, это касается каолина для производства тонкой керамики, угля, бентонитовых глин, поваренной соли, гипса, формовочных материалов, различных видов стройматериалов. Это связано с тем, что часто изученность разведанных месторождений не соответствует современным требованиям в изменившихся экономических условиях; не разработаны или не применяются новые технологии добычи и переработки сырья; не вовлекаются в отработку имеющиеся резервные месторождения, по которым не проведена переоценка их запасов по новым кондициям и ценам с учётом комплексного использования полезных компонентов.
В 2003 г. Государственная геологическая служба ДГК по Центральному федеральному округу в рамках единой политики МПР России по комплексному геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы подготовила программы, одна из которых - краткосрочная - на текущий 2004 г. и вторая - долгосрочная - на период 2003-2010 гг.
Более подробно результаты работ в 2003 г. и планы на 2004 г. будут рассмотрены в докладе руководителя геологической службы.
Мне же позвольте осветить некоторые вопросы, касающиеся работы геологической службы на перспективу.
Проект долгосрочной Программы направлен на достижение устойчивого сбалансированного состояния минерально-сырьевой базы, обеспечивающего как текущий, так и прогнозируемый на перспективу спрос экономики округа на минерально-сырьевую продукцию.
Обеспечение прогнозируемых потребностей различных отраслей экономики в минеральном сырье предполагается решать развитием следующих направлений по геологическому изучению недр:
1. Государственное геологическое изучение и выявление ресурсного потенциала перспективных территорий ЦФО. Это направление работ планируется осуществлять в основном за счёт средств федерального бюджета, которое, как мы видим, имеет тенденцию к снижению и достигло в последнее время объёмов финансирования около 100 млн. рублей ежегодно.
2. Локализация и оценка ресурсного потенциала нераспределённого фонда недр в освоенных и новых районах с целью восполнения запасов минерального сырья. Финансируется за счёт средств бюджетов субъектов Федерации и оценивается на период 2003-2010 гг. примерно в 1 млрд. рублей.
3. Перевод ресурсного потенциала в запасы добываемого сырья. Работа будет выполняться в основном предприятиями-недропользователями за счёт собственных средств, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Объём работы составляет ориентировочно 2 млрд. рублей.
Как показывает практика последних лет, доля бюджетного финансирования геологоразведочных работ уменьшается, и эта тенденция, по-видимому, сохранится и в дальнейшем, поэтому перед Государственной геологической службой центральных районов России стоит задача в кратчайшие сроки решить проблему большего привлечения инвестиционных средств как в геологоразведочное производство, так и в промышленное освоение, ибо без них невозможно сегодня решение проблем развития минерально-сырьевой базы и ускоренного развития отраслей индустрии, непосредственно связанных с недропользованием.
Для успешного решения этой проблемы необходимо в ближайшее время довести до современного уровня инвестиционную привлекательность уже существующих объектов.
Наиболее интересными месторождениями для предынвестиционной оценки являются: Центральное месторождение титан-циркониевых песков (Тамбовская область), Ульяновское - огнеупорных глин и Борщевское - палыгорскитовых глин (Калужская область), Унечское комплексное месторождение фосфатных и титан-циркониевых руд (Брянская область), Великодворское-2 стекольных песков (Рязанская область), месторождение тугоплавких глин "Большая Карповка" (Курская область). Заслуживают внимания для дальнейших геологических, технологических и экономических исследований Еланское и Ёлкинское месторождения сульфидных медно-никелевых руд в Воронежской области, Висловское месторождение бокситов и Дубравинское - магнетит-апатитовых руд в Белгородской области.
Главными задачами Службы государственного контроля по основным направлениям госконтроля в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды являются:
- Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
- Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов.
- Государственный контроль в сфере охраны окружающей среды.
- Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов.
Штатная численность Службы государственного контроля в области природопользования и охраны окружающей среды на территории ЦФО составляет 398 человек, в том числе по ДГК - 53 человека. Фактическая укомплектованность штата службы в 2003 г. составила 94,2% (375 специалистов). Как по уровню образования (с высшим образованием - 353 сотрудника, со средним специальным - 22), так и по стажу работы по специальности (70% сотрудников имеют стаж работы по специальности более 10 лет) сотрудники служб государственного контроля обладают высоким уровнем профессиональной подготовки, что позволяет им выполнять значительный объём как плановых, так и внеплановых проверок.
За 2003 г. службами госконтроля МПР России по Центральному федеральному округу было проверено соблюдение требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды на 19 639 объектах природопользования, в том числе на 4437 объектах совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, правоохранительными и иными контрольными органами.
Фактически за 2003 г. каждым инспектором в среднем осуществлена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды 63 объектов природопользования.
Департамент в соответствии с поручениями Министерства, Федерального Собрания РФ, Прокуратуры, по жалобам населения проводит внеплановые проверки. Так, по приказу МПР России были проведены комплексная проверка соблюдения природоохранного законодательства на территории г. Москвы (более 100 объектов), проверка в Северо-Западном федеральном округе, Дальневосточном федеральном округе. Выполнен свод результатов проверок федеральной дорожной службы во всех субъектах Российской Федерации.
В частности, ДГК по ЦФО за 2003 г. проверено 466 предприятий-природопользователей, в том числе 1077 объектов природопользования. Таким образом, план проведения проверок перевыполнен Департаментом в 4,8 раза. Это связано с осуществлением внеплановых проверок, проводимых ДГК по ЦФО в соответствии с приказами и распоряжениями МПР России.
Количество нарушений, выявленных службой госконтроля МПР России по Центральному федеральному округу, за 2003 г. составило 32 646.
В ходе осуществления Государственного контроля на объектах природопользовавния было устранено 22 393 выявленных нарушения, что составляет 68,6% от всех выявленных. Наибольшее число выявленных нарушений устранено в сфере государственного экологического контроля - 14 506 (65%), а наименьшее - 1326 (6%) в сфере лесного контроля.
Количество предписаний, выданных в ходе осуществления проверок службой госконтроля МПР России по Центральному федеральному округу за 2003 г., составило 29 007 (или 88,9% от числа выявленных нарушений).
Проведённый анализ показывает, что в целом по ЦФО административная ответственность в части государственного контроля наступила только в 19,4% выявленных нарушений, при разбросе по территориям ЦФО от 9,18% (Орловская область) до 67,3% (Калужская область). В то же время ни одна из статей главы 8 КоАП РФ не предполагает освобождение от административной ответственности при выявлении соответствующих нарушений в области охраны окружающей среды и природопользования. Эта ситуация требует отдельного анализа с привлечением конкретных служб госконтроля в субъектах РФ.
За 2003 г. Главными управлениями природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по субъектам РФ всего передано в правоохранительные органы 1644 материала, из которых только по 42 возбуждены уголовные дела, а привлечено к уголовной ответственности лишь 3 человека.
Здесь необходимо отметить наличие примеров тесного взаимодействия служб госконтроля ГУПР с прокуратурой. В частности, сотрудничество службы госконтроля ГУПР отмечается с природоохранной прокуратурой в Ярославской области. Это обмен информацией, проведение контрольных проверок как совместных, так и по требованию прокурора, подготовка материалов и участие в судебных делах (18 дел, около 30 судебных заседаний). Природоохранной прокуратурой в пользу ГУПР в течение 2003 г. заявлено в суды около 20 исков о сносе самовольно возведённых строений в водоохранной зоне. Сотрудники ГУПР принимают участие в судебных заседаниях в качестве истцов.
Всего за 2003 г. было начислено 53 668,3 тыс. рублей по искам о возмещении ущерба и 27 341,24 тыс. рублей административных штрафов. При этом более 65% всех штрафов предъявлено за экологические нарушения.
Так, в Брянске за вред окружающей среде, причинённый загрязнением и захламлением земель, были применены экономические санкции к ОАО "Мальцовский портландцемент" (1 млн.128 тыс. руб. за химическое загрязнение земель тяжёлыми металлами и к ПО "Сельцовский ДОК" (47,9 тыс. руб.) за захламление земель отходами.
Всего за 2003 г. взыскано 19 055,54 тыс. рублей (69,7% от суммы наложенных санкций).
Наибольший процент взысканных штрафов от наложенных отмечен в Ярославской (90,1%), Калужской (86,98%) и Московской (67,8%) областях; наименьший - в Курской (27,2%) и Тверской (33,4%) областях.
В ДГК по ЦФО Департамент разработал и ввёл в действие систему учёта и контроля поступления платежей за административные правонарушения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, которая базируется на основании Положения "О порядке взаимодействия Финансово-казначейского управления Южного административного округа города Москвы и ДГК по ЦФО по учёту и контролю за поступлением в бюджет города Москвы штрафных санкций за нарушение в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в условиях казначейского метода", утверждённого Министром Правительства Москвы, от 03.12. 2002 г.
На основании данного Положения определены функции Финансово-казначейского управления ЮАО г. Москвы и ДГК по ЦФО по учёту и контролю за поступлением в бюджет города Москвы штрафных санкций в условиях казначейского метода исполнения бюджета города Москвы.
Условия казначейской системы предусматривают аккумуляцию всех поступающих доходов в единой кассе, обеспечение учёта поступивших доходов бюджета по кодам Бюджетной классификации, реализацию мер, предусмотренных действующим законодательством по принудительному взысканию платежей с плательщиков, уклоняющихся от их внесения в бюджет, а также возврат на расчётный счёт плательщика платежей, излишне и ошибочно внесённых в бюджет, и т.д. Поступившие штрафы зачисляются в доход бюджета Москвы в установленном порядке и используются на цели, определённые бюджетом на соответствующий год.
Тесное взаимодействие ДГК по Центральному федеральному округу и Финансово-казначейского управления ЮАО г. Москвы позволяет своевременно отслеживать поступления штрафов и корректировать их по мере возникающих вопросов, а также проводить выверку поступивших доходов от применения штрафных санкций, оформляемую в виде ежемесячной справки.
Кроме того, ДГК по Центральному федеральному округу заключил трёхстороннее Соглашение о приёмке и отправке инкассовых поручений от 27 октября 2003 года через Акционерный коммерческий "Московский муниципальный банк - банк Москвы", что позволяет по истечении срока оплаты штрафных санкций передавать на инкассо расчётные документы по организациям, не оплатившим в срок предъявленное постановление (на основании Положения о безналичных расчётах в Российской Федерации ЦБ РФ от 03.10.02 г. N 2-П). Результат - взыскание штрафов более 92% от суммы наложенных административных наказаний. Для сравнения: поступления в бюджет сумм от наложенных административных наказаний по ГИБДД МВД России определяются в размере 20%.
Осуществление государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды Департаментом по ЦФО и ГУПРами в 2003 г. позволило предотвратить весьма значительный ущерб окружающей среде. Так, в Воронеже выполненные по неоднократным требованиям ГУПР воздухоохранные мероприятия на предприятиях города предотвратили экологический ущерб воздушного бассейна области на 2,3 млн. рублей.
В соответствии с предписаниями областного ГУПРа в Тамбове вводится в действие газовая котельная, что позволит сократить количество выбросов загрязняющих веществ на 138 т и снизить социальную напряжённость, вызванную загрязнением воздушной среды в центре Тамбова. Предотвращённый экологический ущерб составит 7,2 млн. рублей.
Для освещения своей деятельности ДГК по ЦФО готовил публикации, статьи, заметки, интервью и другие материалы. Всего в течение 2003 г. было опубликовано в центральных газетах более 30 статей и 50 интервью по вопросам организации природоохранной деятельности на территории ЦФО и субъектов Федерации, входящих в него, по вопросам организации государственного контроля, результатам проверок соблюдения законодательства в части охраны окружающей среды, экологической безопасности и природопользования.
В заключение необходимо ещё раз отметить, что проверки и принятие соответствующих мер проводятся во взаимодействии с территориальными органами Прокуратуры РФ, МВД России, МНС России, Госгортехнадзора России, Российской транспортной инспекции, Госсанэпиднадзора и органами исполнительной власти областей и муниципальных образований, общественными организациями.
Департаментами были даны предложения о внесении изменений и дополнений в "Водный кодекс", Закон "О недрах", проект закона РФ "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" и др.
Подготовлено 40 видов форм актов инспекторских проверок, протоколов и предписаний как основы будущих методических разработок в этой сфере. Этими формами пользуются территориальные органы МПР России.
В пределах своей компетенции Департамент осуществляет сводно-аналитическое и информационное обеспечение в сфере природопользования и охраны окружающей среды Аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации. Так, например, подготовлены и представлены:
- "Программа геологического изучения недр и вопросов недропользования территории Центрального федерального округа".
- Государственный доклад "Использование природных ресурсов и состояние окружающей среды Центрального федерального округа".
- Проект плана мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций в пожароопасный период со справкой о состоянии Минерально-сырьевой базы торфа и так далее. Основными задачами Службы государственного контроля по ЦФО в 2004 г. являются:
В области государственного контроля
1. Обеспечение безусловного выполнения Плана национальных проверок на 2004 г. и оперативных поручений МПР России.
2. Обеспечение неотвратимости наказания по всем случаям нарушений природоохранного законодательства на территории Центрального федерального округа.
3. Департаментом постоянно проводится работы по заключению договоров и соглашений о совместной деятельности при осуществлении государственного контроля в области природопользования и охраны окружающей среды с территориальными подразделениями Прокуратуры РФ, МВД России, Госгортехнадзора России и другими контрольными и надзорными органами.
4. Организация повышения квалификации государственных инспекторов по проведению комплексного контроля.
5. Методическое и организационное руководство ТФИ по Центральному федеральному округу при проведении работы по составлению реестров природопользователей и объектов природопользования (недра, вода, лес, охрана окружающей среды).
6. Тесное взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по их участию в природоохранной деятельности (заключение соглашений, обучение специалистов и т. д.).
7. Активизация сотрудничества с общественными организациями и органами СМИ в вопросах охраны окружающей среды и борьбы с экологическим правонарушениями.
В области геологического изучения недр
В 2004 г. на территории Центрального федерального округа за счёт средств федерального бюджета проведены геологоразведочные и научно-исследовательские работы на 42 объектах (включая предполагаемые конкурсные объекты), в т.ч. по разделам:
1. Государственное геологическое изучение и выявление ресурсного потенциала перспективных территорий суши на 5 объектах.
2. Локализация и оценка ресурсного потенциала нераспределённого фонда недр на шести объектах.
3. Гидрогеологические исследования, мониторинг и охрана геологической среды на шести объектах.
4. Тематические работы, полностью или частично охватывающие территорию Центрального федерального округа, на 19 объектах.
5. Научно-исследовательские работы (НИОКР) на шести объектах, охватывающих всю территорию РФ, в том числе территорию Центрального федерального округа.
В областисводно-аналитическогои информационногообеспечения
1. Построение интегрированной системы получения и обработки информации, которая бы включала не только специально уполномоченные государственные органы и профильные организации МПР России, но и ресурсную базу органов власти субъектов Федерации.
2. Объединение информационных ресурсов по природопользованию и охране окружающей среды органов МПР России и органов власти субъектов РФ осуществлять по направлениям:
- реестры объектов и природопользователей уровня государственного контроля субъекта РФ, территориального органа МПР России в субъекте РФ, ДГК МПР России по Федеральному округу, общенационального Реестра;
- базы данных проводимых проверок и принятых мерах к нарушителям;
- базы данных об использовании природных ресурсов и состоянии окружающей среды;
- ведения Кадастров ООПТ и отходов, сбор информации по формам статотчётности 1-ГК и 2ТП-отходы на уровне субъекта РФ. При этом необходимым требованием является внедрение единого методического подхода и унифицированных форматов для сбора и обработки информации на всех уровнях ГУПР-ДГК-МПР.
3. Рассмотрение вопроса взаимодействия ДГК по Центральному федеральному округу, ГУПР по г. Москве и ГУПР по Московской области с ФГУ "Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России по ЦФО" на научно-техническом совете Департамента (I квартал 2004 г.).
Для повышения эффективности работы службы госконтроля внести следующие предложения в МПР России:
1. Выйти с законодательной инициативой о внесении изменений и дополнений в ряд федеральных законов, в частности:
- ФЗ "О государственной экологической экспертизе" в части решения вопроса об исполнении требований ГЭЭ к реализованным проектам;
- Кодекс "Об административных правонарушениях";
- Закон "О недрах" в части предоставления права пользования недрами с оформлением лицензии по недропользованию физическим лицам;
- Кодекс внутреннего водного транспорта, в части восстановления "утраченных" МПР России полномочий в области управления государственным фондом недр, водным фондом и охраны окружающей среды.
2. Ускорить разработку и утверждение "Положения о государственном контроле в области природопользования и охраны окружающей среды", других нормативно-правовых документов в этой сфере.
3. Разработать и ввести в действие единые методические указания и нормативы по проведению государственного контроля по разным направлениям контрольной деятельности.
4. В связи с отсутствием у ДГК по Центральному федеральному округу внебюджетных источников финансирования предусмотреть в бюджете на 2005 г., при составлении бюджетной росписи в Минфине РФ, выделение отдельного вида расходов на содержание и техническое обеспечение Службы государственного контроля.
5. Рассмотреть вопрос о передаче функций контроля за правильностью расчёта природопользователями платежей за негативное воздействие на окружающую среду по объектам федерального контроля Службе госконтроля МПР России.
6. Определить ДГК заказчиком НИР в интересах Службы госконтроля, информационного обеспечения и работ по геологическому изучению недр.
7. Возложить на ДГК контроль за плановым и фактическим расходованием средств на содержание службы госконтроля в территориальных органах и организацией системы взыскания административных штрафов за нарушение природоохранного законодательства.
8. Решить вопрос об обеспечении Службы госконтроля необходимыми техническими средствами (транспорт, оргтехника, средства связи, переносными аналитическими приборами экспресс-контроля и т. д.).
9. Предусмотреть финансирование оказания необходимой методической помощи территориальным органам МПР России по организации семинаров, совещаний, курсов, круглых столов и других форм обучения и повышения квалификации государственных инспекторов, в том числе по ведению комплексного контроля.
10. Определить ФГУ "Центр лабораторного анализа и мониторинга окружающей среды МПР России по ЦФО" и ФГУ "Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России по ЦФО" как подведомственные учреждения ДГК по ЦФО.
11. Рассмотреть вопрос о введении института обязательной регистрации прав на артезианские скважины как объекты недвижимого имущества, требующие технического (инвентаризационного) учёта.
12. Рассмотреть вопрос об аккредитации при территориальных органах МПР России геологических предприятий, выполняющих функции экспертов по инструментальному контролю объектов недропользования.
14. Открыть Интернет-сайт службы госконтроля с разделами по округам и субъектам РФ.
15. Разработать и принять Положение об общественных инспекторах по охране природы (в соответствии с Законом РФ "Об охране окружающей среды").
16. Организовать систему дистанционного обучения инспекторов в ГУПРах по субъектам РФ.