2007-06-26

Источники воды могут иссякнуть

Все больше британских компаний производит бутилированную воду, однако ее природных источников остается все меньше

Через два года британские потребители будут выпивать больше бутилированной воды, чем сегодня они пьют колы. В прошлом году на каждого британца пришлось почти 40 литров минеральной воды, и эта цифра будет лишь увеличиваться. В будущем Британия может столкнуться с нехваткой воды для удовлетворения растущего спроса. Природными источниками минеральной воды распоряжаются производители безалкогольных напитков, которые только рады поучаствовать в золотой лихорадке на рынке воды с годовым оборотом в 1,7 млрд фунтов.

Компании - производители безалкогольных напитков, не имеющие собственных промышленных источников воды, ищут доступа на растущий рынок. Coca-Cola в течение ряда лет тщетно искала подходящий источник, и свой последний шанс на его получение она связывает с покупкой Highland Spring, с которой и ведет сейчас переговоры.

Зачем везти воду из-за границы

Спрос на модную бутилированную воду быстро растет, поэтому потребителям приходится за нее переплачивать. В центре Лондона пол-литра минеральной воды известной марки стоит 1,5 фунта, и это несмотря на то, что в два раза больший объем водопроводной воды обошелся бы покупателю менее чем в десятую долю пенни.

Между тем источников природной минеральной и ключевой воды становится все меньше, многие из существующих уже кем-то зарезервированы.

Возможно, кому-то это покажется странным, но производители бутилированной воды не являются ее собственниками. Любой владелец земельного участка может обратиться в Агентство по охране окружающей среды за лицензией, позволяющей бурить до подземных вод - так называемого водоносного пласта, в котором собирается вода, очищенная после проникновения через землю и камни. У компании Thames Water - 130 подобных лицензий. Из самого большого водоносного пласта ежедневно добывается 2,5 млрд литров воды, что составляет 70% поставок питьевой воды в Лондон.

Дункан Финлейсон, директор подразделения по воде пищевой консультационной компании Zenith International, рассказывает: «Вода как таковая никому не принадлежит. Когда вы собираетесь пробурить новую скважину, вам необходимо найти грунт определенного состава, который позволит получить доступ к подземным водам. Если в этом районе достаточно воды, то вы сможете получить лицензию, чтобы частично использовать этот источник в коммерческих целях. Самые лучшие водоносные пласты находятся на юго-востоке Англии, где много меловых пород, через которые легко бурить. Кроме того, на юго-востоке люди пьют больше бутилированной воды, чем где бы то ни было. Между тем в густонаселенных районах, подобных юго-востоку, власти выдают мало лицензий. В окрестностях Лондона не осталось подходящих мест для бурения, и этим объясняется то, что на рынке преобладает бутилированная вода из Шотландии и Франции».

Финлейсон предупреждает, что в некоторых менее густонаселенных регионах, например на шотландском высокогорье, также трудно получить разрешение на бурение и строительство завода, потому что там предстоит прокладывать дороги. Раньше найти новый источник воды и построить завод для бутилирования можно было без слишком серьезных затрат. Сегодня, по словам Финлейсона, участок площадью 5 гектаров, имеющий хорошую транспортную связь с Лондоном и производительность в 1 млрд литров воды в год, может стоить до 20 млн фунтов.

«Положение тех, кто обеспечен источниками воды, очень крепкое. Однако, - предупреждает он, - даже уже действующим операторам будет трудно наращивать объемы производства в соответствии с растущим спросом, поскольку существуют ограничения по забору воды из каждого источника и трудности с приобретением новых источников».

Соса-Сola наверстывает упущенное

Переговоры между Соса-Сola и Highland Spring, игроком номер два на британском рынке после Danone, которой принадлежат бренды Evian и Volvic, идут тяжело. Coca-Cola не решается на сделку, поскольку не уверена, что источник Highland Spring сможет обеспечить ее потребности в воде в европейском регионе. А Highland Spring в свою очередь пользуется возможностью притормозить сделку в надежде на то, что сможет уговорить заинтересованные фонды прямых инвестиций сделать ей конкурентное предложение.

До недавнего времени приоритетом Coca-Cola было производство газированных напитков, хотя мир склонялся к более здоровым альтернативам. Похоже, что сегодня компания наверстывает упущенное. Свое стремление сравняться с конкурентами компания продемонстрировала, купив за $4,1 млрд американский бренд воды с витаминными добавками Glaceau. О серьезности намерений Соса-Сola на рынке бутилированной воды свидетельствует и бренд Dasani: с треском провалившийся в Великобритании в 2004 году, хотя на его раскрутку было потрачено 7 млн фунтов, он приносит баснословные доходы в США, где потребители не слишком озабочены тем, откуда пришла к ним вода.

Британский потребитель более разборчив и требует гарантий природного происхождения воды. Как пояснил исполнительный директор одной английской компании по производству безалкогольных напитков, «британцы не пьют фильтрованную воду, как американцы. Им нравится думать, что вода имеет природное происхождение и что она не подвергалась никакой обработке». Тест на природное происхождение Dasani и провалила. Оказалось, что это не более чем отфильтрованная водопроводная вода с добавлением минералов и химических веществ.

Один из брендов Coca-Cola в Великобритании - Malvern - классифицируется как столовая вода, что означает, что она прошла обработку и может иметь несколько источников происхождения, включая водопровод. В отличие от столовой минеральная или ключевая вода всегда бутилируется из одного источника. Объемы продаж Malvern слишком незначительны, чтобы конкурировать с известными мировыми марками. С объемом розничной дистрибуции лишь в 8% ее продажи в прошлом году не превысили 200 тысяч фунтов.

В начале года источники в Соса-Сola намекали, что этим летом компания запустит новый бренд, который усилит ее позиции на рынке бутилированной воды. Этот запуск теперь будет перенесен, а продолжающиеся переговоры с Highland Spring означают, что он может быть отложен на неопределенное время.

Штаб-квартира Соса-Сola в Атланте считает необходимым поскорее заключить сделку с Highland Spring, но похоже, что стороны ударят по рукам, лишь когда Glaceau придет на английский рынок. Источник в Соса-Сola говорит, что «в это легко поверить, поскольку воду из местных источников можно обработать теми же витаминами, что используются по ту сторону Атлантики».

Многие источники в промышленности отмечают, что у Соса-Сola нет другого выхода: заплатив столько денег за этот бренд, компания не может надеяться, что окупит инвестиции лишь на территории США. Однако приход Glaceau не поможет удовлетворить спрос британцев на все натуральное.

Директор одной из компаний по производству безалкогольных напитков говорит: «Когда вы анализируете стоимость бизнеса, то часто встречаетесь с тем, что между стоимостью актива, который вы покупаете, и стоимостью его бренда существует огромная разница. В прошлом году AG Barr заплатил 15 млн фунтов за Strathmore. Сюда входили стоимость источника воды и денежная оценка четвертого бренда на рынке. Заплатив $4 млрд за Glaceau, Соса-Сola в реальности заплатила за американский бренд. Она могли бы создать новый бренд, в два раза более известный, но на это ушло бы минимум 10 лет. Пробурить скважину, найти воду, построить завод и зарегистрировать новый бренд в Великобритании - на все это ушло бы только 500 млн фунтов. Но сколько бы пришлось ждать Соса-Сola, прежде чем ее вода появилась бы на рынке?»

Исполнительный директор компании Britvic Пол Муди в 2004 году курировал сделку по покупке источника Ben Shaw в городе Хаддерсфильде, неподалеку от Лондона. Сейчас вода из этого источника используется при производстве воды под брендами Pennine Spring и Drench. По условиям лицензии из источника можно ежегодно добывать до 300 млн литров через три пробуренные скважины, одна из которых дает минеральную воду, а две других - ключевую. «Мы искали подходящие источники в Шотландии и Уэльсе, но все они были слишком изолированными друг от друга, а транспортное плечо оказывалось слишком большим для того, чтобы проект был жизнеспособным, - рассказывает он. - Владельцы брендов могут купить весьма ограниченное число источников в Великобритании, в которых вода по количественным и качественным характеристикам соответствовала бы минеральной или ключевой воде и к которым есть хорошие дороги. И число этих источников уменьшается с каждым новым приобретением».