2009-09-04

Ирак. Аналитики: Гарантий успеха второго раунда иракского общенационального тендера нет

Намеченный на ноябрь-декабрь 2009 года второй раунд общенационального иракского тендера, в ходе которого на торги будут выставлены 10 месторождений с общим объемом резервов в 41,3 млрд баррелей, вызывает весьма скептические суждения аналитиков и экспертов, опрошенных агентством Reuters.

“Конечно, Ирак – обширный и аппетитный рынок, и все компании хотят на него войти, однако не ценой безопасности и стабильности, – утверждает Рошди Юнси, руководитель ближневосточного и африканского направления в Eurasia Group. – В условиях экономического спада нефтяные компании вряд ли готовы на высокие траты в столь рисковой ситуации, если они не имеют достаточных гарантий своих доходов”.

Как известно, иракский министр нефти аш-Шахристани пообещал извлечь уроки из провального первого раунда тендера. “Я полагаю, что во втором раунде произойдет определенная корректировка позиций как со стороны министерства нефти Ирака, так и со стороны нефтяных компаний, особенно в том, что касается планируемого уровня добычи нефти”, – полагает Лейла Бенали, руководитель ближневосточного и африканского направления в Кембриджской ассоциации энергетических исследований.

Скептицизм аналитиков прежде всего вызывают перспективы нестабильной внутриполитической ситуации, могущей только усугубиться после ухода американских войск. Инвесторы должны взвесить риски и расходы в эти неразработанные месторождения, ведь создание инфраструктуры практически с нуля – дело достаточно затратное.

“Необходимо проанализировать все реальные возможности этих месторождений”, – заявила Мари Доттеруд, представитель компании Stat Oil Hydro, добавив при этом, что она не видит пока существенных отличий второго раунда от первого.

Эксперты также отмечают, что предлагаемые месторождения находятся в нестабильных районах. И хотя уровень безопасности в Ираке довольно сильно возрос, но террористические атаки продолжаются. Многие опасаются усиления терроризма сразу после подписания контрактов и накануне парламентских выборов в январе 1010 года

Эсам аль-Чалаби, бывший министр нефти страны, полагает, что у иностранных компаний есть серьезные причины для беспокойств. ”Нефтяных гигантов должно особенно беспокоить отсутствие закона об углеводородах, и то, будет ли позитивная реакция нового правительства на подписанные контракты”, – заявил экс-министр, представитель влиятельного в стране и диаспоре предпринимательского клана. Жесткий конфликт между центральным правительством и курдской автономией, реализующей свою собственную энергетическую политику, в течении уже нескольких лет блокирует принятие “нефтяного” закона, что делает, по мнению ряда депутатов, заключенные контракты просто незаконными.

Кроме того, по мнению вышеупомянутой Лейлы Бенали в стране существует очень хрупкий баланс между необходимостью увеличить объемы добычи нефти и выдвигаемыми националистами требованиями не пускать иностранные компании в нефтяной сектор Ирака. “Это должно стать предметом переговоров в политических и нефтепромышленных кругах”, – cчитает она.

Кроме того, по мнению неназванного источника в нефтяной сфере, представители иностранных фирм хотели бы дождаться подписания пока еще не заключенного контракта между консорциумом ВР-CNPC и правительством Ирака - с тем, чтобы ознакомиться с его базовыми юридическими условиями, которые, очевидно, будут предлагаться и участникам второго раунда.

«Нефть России»