2006-07-26

Инвестиционный парадокс

Похоже, это действительно правда, что Украина — особая страна, где опровергаются многие экономические законы. Во всем мире из кожи вон лезут, чтобы создать благоприятный инвестиционный климат, и только тогда отмечают рост соответствующей активности. А у нас можно едва ли не до смерти напугать мир реприватизацией, несоблюдением законодательства по свободным экономическим зонам и территориям экономического развития и даже почти как класс их ликвидировать. И все ничего. Инвестиции льются как из рога изобилия. И в Секретариате Президента небезосновательно рассчитывают, что в 2006 году их объем составит $4—5 млрд. И для такого расчета, по-видимому, есть основания. Только в первом квартале прирост иностранных инвестиций составил $923 млн., что в 3,9 раза больше, чем на то же время в прошлом году. В первом полугодии 2006 года динамика инвестиционных поступлений в Украину тоже была была позитивной, и в целом, как сообщила в понедельник заместитель министра экономики Людмила Мусина, их объем увеличился на 15,9%. И если раньше среди иноинвесторов на первом месте были в основном какие-то свои люди с Кипра, то теперь, по словам замминистра, больше всего инвестиций поступило из Германии (приблизительно 31%). Но вот направлены все они были в основном в торговлю, строительство и социальную сферу. А в Минэкономики мечтают об условиях, при которых их путь лежал бы также в обрабатывающую промышленность, энергетику и особенно в энергосберегающие технологии. Словом, если раньше мы радовались всему, что давали, то сейчас становимся привередливыми. И это еще раз подтверждает, что Украина инвестициями, в принципе, не обижена. Но опять таки, как говорится, не благодаря, а вопреки.

Вот, например, Национальный банк Украины устами заместителя главы этой влиятельнейшей организации Александра Савченко призывает повысить уровень защиты прав кредиторов в стране. Кому не понятно, что если нужно повышать, то его (этого уровня) явно не хватает. Да в другую страну после этого инвестор бы ни ногой. А к нам — идет и идет. Савченко говорит о кредиторах: «Они не защищены ни через суды, то есть можно не отдавать кредит и три-четыре года судиться, ни через исполнительную службу, ни через милицию». А его все равно никто не слышит, хотя банкир прямо указывает, что аналогичная ситуация складывается и в вопросе защиты прав инвесторов...

А вот что говорит натуральный иностранный инвестор — директор «Метро Кеш енд Керри Украина» Аксель Лухи: «Проблема в том, что иностранные торговые компании не могут получить землю для своих проектов. Если иностранный инвестор хочет купить или арендовать землю, ему необходимо, прежде всего, заручиться поддержкой главы области. После этого необходимо получить разрешение от мэра города. Но даже если инвестору удается все это сделать, получит он в итоге землю или нет, — зависит от решения городского совета. И проблема в том, что решение мэра может не совпадать с мнением большинства депутатов горсовета». И тем не менее сеть названной компании состоит из десяти центров оптовой торговли — трех в Киеве и по одному в Харькове, Днепропетровске, Одессе, Донецке, Львове, Луганске и Кривом Роге. Получается, украинскую дорогу, несмотря на все преграды, идущий может осилить?

Наверное, все-таки не всякий. Соответствующий предупреждающий мэссидж послала миру (а скорее все-таки он предназначен для внутриукраинского употребления) в понедельник Европейская бизнес-ассоциация. Она презентовала журналистам очередное издание доклада «Препятствия для инвестиций в Украину». В подготовке этого аналитического документа принимали участие члены ассоциации — около 550 компаний, работающих в Украине. Как отмечают авторы, «Препятствия...» — это не перечень жалоб. В нем мнение бизнес-среды и ее коллективное видение путей решения существующих проблем.

Если коротко, то оно состоит в том, что перестраивать в Украине нужно если не все, то очень многое, а начинать следует с главного: государственно- административной реформы. И только после этого можно приступать к делам низшего порядка — всем другим экономическим и социальным реформам, необходимым для привлечения инвестиций (в том числе прямых иностранных). Ведь так и сказано: «Государственно-административная реформа — как основа успешных экономических реформ».

Как подсказывает Европейская Бизнес Ассоциация, главная реформа может включать формулирование нового подхода государственной власти к поддержке частного сектора, повышение прозрачности власти и доступ к государственной информации, просмотр функциональных, операционных аспектов и организации государственной службы, согласование деятельности специализированных государственных институтов, ответственных за активизацию инвестиционной деятельности в Украине и т.д. Не слишком ли большой замах, причем на святая святых?

Между тем европейские бизнесмены не только кулаками машут, но и вникают в самые наши глубины. Например, в уровень изношенности основных средств в Украине, которая, по их мнению, к началу ХХI века достигла критической черты, «следствием чего является невозможность дальнейшего наращивания экономических и социальных показателей развития страны». По экспертным оценкам, уровень износа активных элементов основных средств, то есть машин, оборудования и транспортных средств достиг 80—90%.

Развивая эту мысль, содиректор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский отметил, что и на старом оборудовании можно изготавливать более-менее качественную продукцию. Но экономический рост будет упираться «в старое железо».

Отсюда выводы: для возобновления стоимости основных фондов экономика Украины требует как минимум $106 млрд. инвестиций. А если еще учесть, что нам нельзя просто топтаться на одном месте, а необходимо еще и развиваться за счет новой техники и технологий, то, как считают исследователи ЕБА, эта сумма вырастает в несколько раз. (Еще несколько лет тому назад украинские эксперты определяли совокупный объем необходимых инвестиций в $40 миллиардов.) Похоже, мы уже действуем не просто по поговорке «дают — бери», а руководствуемся собственными растущими аппетитами.

Но, в принципе, было бы непростительной ошибкой принимать иностранных инвесторов за выживших из ума «лохов», разбрасывающих свои деньги направо и налево. Эту мысль в очередной раз подтверждает вышеупомянутое исследование. Оно требует от Украины повысить предсказуемость и стабильность законодательной базы, продолжить дерегуляцию и либерализацию предпринимательской деятельности, усовершенствовать методы корпоративного управления и обеспечить защиту прав акционеров, либерализовать перемещение товаров и капиталов через границу, усилить финансовый сектор. Среди названных в докладе «препятствий инвесторам» — слабость законодательства, регулирующего право собственности на землю и другую недвижимость, на интеллектуальную собственность, система налогообложения, конкурентные и трудовые отношения.

Оценивая так называемые отраслевые проблемы, доклад уделяет, в частности, большое внимание топливно-энергетическому комплексу. По мнению авторов, отсутствие ясности в стратегии, структуре, управлении и законодательстве негативно влияет на инвестиции, в частности иностранные, в нефтегазовый комплекс Украины. Они подчеркивают, что украинским властям целесообразно более четко определить структуру и управление в нефтегазовом комплексе, поскольку каждый из указанных элементов создает путаницу для иностранных компаний-инвесторов, так как нет четкого разъяснения распределения ответственности между Министерством топлива и энергетики и НАК «Нафтогаз Украины» в структуре и управлении нефтегазовым сектором. Опасения у потенциальных инвесторов вызывает также отсутствие согласованной и утвержденной стратегии развития этого сектора после 2010 года. По мнению исследователей, украинским властям необходимо предоставить иностранным инвесторам полную информацию о выдаче лицензий на разведку и добычу нефти и газа в стране. «Это особенно важно по отношению к лицензированию участков, на которых любая иностранная компания, успешно реализовавшая многолетнюю и многомиллионную программу разведки, оказывается в ситуации, когда она обязана принять участие в открытом аукционе для получения лицензии на добычу там, где осуществила разведку. Такая ситуация может оказать значительное негативное влияние на иностранные инвестиции в разведку нефти и газа», — констатируется в документе. Между тем эта проблема точно в такой же степени относится и к отечественным компаниям, которых таким образом связывают по рукам и ногам. Авторы доклада считают необходимым в кратчайшие сроки пересмотреть процедуру лицензирования и законодательство о нефти и газе для устранения этой проблемы. Кроме того, в исследовании подчеркивается, что отмена (Законом «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2006 год» и некоторые другие законодательные акты») установленных ранее налоговых стимулов негативно отразилась на проектах и перспективных инвестиционных планах. Авторы полагают, что властям Украины необходимо в кратчайшие сроки возобновить налоговые стимулы...

Сфера украинского законодательства — предмет особых опасений потенциальных инвесторов. В докладе специальный раздел посвящен несоответствию между Гражданским и Хозяйственным кодексами Украины. ЕБА убеждена в том, что сравнительно недавно принятый Хозяйственный кодекс (введен в действие с 2004 года) не стал украинским эквивалентом соответствующих коммерческих кодексов европейских стран и является всего лишь сводом норм частного и административного права, которому не хватает внутренней последовательности, из-за чего он мало пригоден для регулирования частных или административных отношений. Приговор инвесторов состоит в том, что украинский Хозкодекс должен быть полностью упразднен или хотя бы существенно переработан. Такой акт, по мнению исследователей, должен отвечать Конституции Украины, ее новому Гражданскому кодексу и требованиям свободной рыночной экономики.

Словно бы умасливая инвесторов, директор Украинского центра содействия иностранному инвестированию Игорь Заглада пообещал в скором времени запустить в Украине механизм досудебного решения споров между госорганами и иностранными инвесторами. По его словам, он может заработать в Украине в конце третьего квартала. «Сейчас ведомствами, причастными к этой проблеме, Минэкономики и Минюстом, отрабатывается такой механизм и уже выработан определенный алгоритм», — сообщил Заглада. Хотя лучше бы ему пообещать, что госорганы просто перестанут нарушать законы своей страны...

Естественно, критический настрой авторов доклада вполне вписывается в рамки конструктивной работы с украинским правительством. На пресс-конференции вице-президент Европейской Бизнес Ассоциации господин Хорхе Интриаго указал: «Мы хотим поблагодарить правительство и Верховную Раду Украины за их внимание к докладу «Препятствия для инвестиций в Украину» и подтвердить — мы готовы к продолжению сотрудничества в решении проблем инвесторов». Правда, отвечая на вопрос «Дня» о том, почему же этот чрезвычайно полезный и вполне объективный доклад, который был готов еще в апреле, презентуется общественности только теперь, г-н Интриаго практически не ответил, объясняя случайным совпадением каких-то мероприятий, которые то и дело мешали «рассекретить» положения доклада.

Думается, в этом далеко не вся правда. Инвесторам далеко не безразлично, какому украинскому правительству ляжет на стол их доклад. Хотя Мусина и утверждает, что политическая ситуация в Украине не угрожает притоку иностранных инвестиций, поскольку «законодательное поле для иностранного инвестирования уже создано и будет только шлифоваться». Поверят ли этому инвесторы, обычно очень чутко реагирующие на любое изменение политической ситуации? Но замминистра уверяет их: «Опасаться нечего. Пусть политики занимаются своей работой, а экономика пусть работает». И тут с Людмилой Александровной трудно спорить. Украинская практика такова: когда политики заняты суто своими разборками и экономика остается вне их присмотра, она может неплохо работать. В том числе и с иностранными инвесторами...