2006-04-27

Главнейшие источники пополнения запасов золота в ХХI веке

В последнее время в мировое хозяйство ежегодно поступает и используется около 4000 тонн золота. При этом золото среди благородных металлов выступает как главный "ювелирный" металл: 4/5 его массы, ежегодно обращающейся в мировом хозяйстве, используется ювелирной промышленностью. Можно подметить одну из интереснейших особенностей потребления ювелирных изделий из золота, а именно — уже в течение почти полутора десятилетий каждый год народонаселение нашей планеты закупает ювелирных изделий на сумму, несколько превышающую 30 млрд. долл., независимо от стоимости золота на мировом рынке. Так было в 2005 г, когда среднегодовая цена на золото подскочила до 14,3 долл/г металла (при среднемесячных колебаниях от 13,6 долл/г до 16,4 долл/г), так было в 2001 г, когда стоимость золота составляла всего 8,78 долл/г. Очевидно, в одни года на указанную сумму — 31-33 млрд долл. в мире закупается большая масса ювелирных изделий (в случае низкой цены на золото), главным образом, "ширпотреб", а в другие года, наоборот, меньшая (когда цена оказывается сравнительно высокой). На технические нужды, например, на электронику и электротехнические изделия и приборы, стабильно используется всего около 7% золота, обращающегося в мировом хозяйстве, а в целом на технические нужды затрачивается не более 13-14,5% металла, причем почти целиком только в высокоиндустриальных странах.

Основная часть золота, ежегодно направлющегося в мировое хозяйство, составляет "новое", добытое из недр золото. Вот уже почти десять лет в мире ежегодно стабильно извлекается из руд примерно 2500 т этого благородного металла. Бесспорно, что пополнение запасов золота, заключенного в недрах, при приведенных интенсивных уровнях отработки месторождений, является главной насущной задачей, стоящей перед геологами, а выбор приоритетных для отработки типов месторождений — одной из главных задач геологии месторождений золота.

Еще 65 лет тому назад выдающийся геолог-ученый В.М.Крейтер показал в своем фундаментальном труде ("Поиски и разведка месторождений полезных ископаемых", 1940, "Госгеотехиздат", часть 1, 332 с.), на сравнительно ограниченном, доступном тогда для него материале, что запасы и добыча золота крайне неравномерно распределяются среди различных типов месторождений. Одни из типов ежегодно поставляли более половины всего золота, извлекаемого в мире (например, месторождения золотоносных конгломератов). На месторождениях же других типов добывались буквально первые тонны этого металла. Можно смело сказать, что В.М.Крейтер — один из первых исследователей, который нашел наиболее надежные принципы выделения типов месторождений, названных им геолого-промышленными. Каждый из них, по представлению этого ученого, отличался, с одной стороны, комплексом пород, вмещающих руды, и геологической обстановкой их размещения, а с другой стороны — долей мировых запасов и долей мировой добычи, приходящихся на конкретный тип. Как писал В.М.Крейтер в своей книге, такой принцип отвечает на вопросы — "в чем локализовано оруденение?" и "где размещается?".

Изложенный принцип позволяет выдвигать для поисков целые металлогенические зоны и рудные районы развития пород, благоприятных для локализации оруденения, а для целей разведки — выбирать из многих открытых, обнаруженных в таких металлогенических зонах и рудных районах проявлений наиболее перспективные, принадлежащие к месторождениям экономически важных типов. Такие типы, по представлению В.М Крейтера, должны обладать запасами и характеризоваться добычей металла, превышающими, по меньшей мере вдвое, аналогичные показатели для типа, лидирующего среди месторождений второстепенной экономической значимости. Понятно, что и поиски, а затем разведку и освоение следует в первую очередь проводить на месторождениях, относящихся к экономически важным типам.

С течением времени, кроме того, выяснилось, что только экономически важным геолого-промышленным типам месторождений золота присущи отдельные представители типа, отличающиеся запасами металла, превышающими 300 т (т.е. только среди нескольких экономически важных геолого-промышленных типов проявлены отдельные месторождения, которые по мировым стандартам относятся к крупнейшим). Уже давно установлено, что эксплуатация подобных месторождений наиболее экономична — извлечение золота из добываемых руд, как правило, отличается стабильностью, крупными объемами получаемого благородного металла и, главное — невысокой себестоимостью. Соответственно, эксплуатация таких месторождений приносит значительно большую прибыль на единицу извлекаемого металла сравнительно с отрабатываемыми месторождениями небольшого или умеренного масштаба, характерными для других, экономически второстепенных типов. Таким образом, главной задачей геологов в наши дни (как и ранее) является наиболее быстрое обнаружение и разведка с наименьшими затратами крупнейших и крупных (с запасами металла 100-300 т) месторождений золота. Среди них установлены как эндогенные золоторудные объекты различных глубин образования, так и месторождения золотоносных конгломератов, имеющие метаморфогенно-метаморфическое происхождение, а также разнообразные россыпи, формирующиеся вблизи современной поверхности. Последние, как известно, относятся к экзогенным образованиям, а крупными представителями их считаются те из них, которые обладают запасами россыпного золота, превышающими 25 т.

Еще во времена В.М.Крейтера было установлено, что наряду с собственно месторождениями золота известны месторождения с комплексными рудами других металлов, содержащими небольшое количество попутного золота. При переработке таких комплексных руд попутно извлекался и благородный металл. Это существенно повышает рентабельность отрабатываемых месторождений, на которых к стоимости основного полезного ископаемого добавляется стоимость благородного металла. Попутное золото заключено в рудах многих медно-порфировых месторождений (около 95% попутного металла), а также в рудах некоторых медно-никелевых, медноколчеданных и сурьмяных месторождений (остальные 5% в сумме).

За последние 25-30 лет, когда статистические сведения о запасах и добыче золота стали собираться регулярно и применительно не только к отдельным странам, но и к типам месторождений, выяснилось, что экономическое значение месторождений с попутным золотом в последнее время неизмеримо возросло. Многие из таких месторождений по запасам и добыче золота теперь лидируют в своих странах. Достаточно назвать месторождение Грасберг в Индонезии, где в 2001 г. наряду с главным компонентом руд — медью, было попутно добыто 108,5 т золота, оцениваемого по ценам 2001 г. в 950 млн долл. До сих пор это рекордная годовая добыча золота из недр одного месторождения. Запасы попутного золота, заключенные в месторождениях меднопорфировых руд, превысили в последнее время запасы этого металла в любом экономически важном геолого-промышленном типе собственно месторождений золота.

За последние 25-30 лет коренные изменения претерпели два геолого-промышленных типа месторождений — золотоносных конгломератов и россыпей золота. Как известно, главные месторождения золотоносных конгломератов расположены на юге ЮАР, в знаменитом золотоносном районе Витватерсранд, а также на юге Ганы — в районе Тарква. В 1975-80 г.г. добыча золота из месторождений золотоносных конгломератов велась почти целиком только в районе Витватерсранд. Доля извлекавшегося золота из этого одного типа месторождений приближалась почти к 54% мировой добычи этого металла. Запасы золота составляли примерно 56% мировых. Все коренным образом изменилось через 25 лет. Запасы составляли уже только треть от мировых, а добыча упала до 15%, причем главная масса золота в настощее время поступает из руд, отрабатываемых на глубинах 2-3,5 км от современной поверхности. Извлечение одного грамма золота обходилось в ЮАР в 2005 г. в 13 долл. при среднегодовой цене на золото 14,3 долл., т.е. большинство горнодобывающих компаний имеют очень небольшую прибыль, исчисляющуюся 1-1,5 долл. за грамм извлекаемого металла. Добыча золота в ЮАР непрерывно сокращается ежегодно на 10-25 т. В Гане из золотоносных конгломератов в 2004 г. получали около 20 т золота, и значение этих месторождений, наоборот, увеличивается.

Добыча золота из россыпей в мире в физическом выражении увеличилась немного за последние 25 лет (до 180 т), но на самом деле доля россыпного золота в мировой добыче снизилась почти вдвое. Так и должно быть. Значение россыпных месторождений золота утрачивается, они быстро отрабатываются, запасы россыпного золота сокращаются, а содержание его в рудах существенно снижается. Например, в Бразилии, добывавшей всего семь-восемь лет тому назад из россыпей более 40 т золота, в 2004 г. было извлечено из них только 14 т, при этом среднее содержание золота снизилось почти вдвое — до 1,5 г/м3.

Из экономически важных коренных месторождений золота лидирующие позиции в мире занял тип месторождений близповерхностных золото-серебряных и золото-теллуридных руд. Представителями его в России являются месторождения Хаканджа, Майское, Купол, Кубака, Джульетта и многие другие на Камчатке и Востоке страны. Запасы золота, приходящиеся на этот тип, возросли в мире почти в три раза, достигнув в 2003 г. 13,5 тыс т. По запасам тип "обогнал" в мире месторождения, локализованные в углеродистых песчанико-сланцевых породах (пример их — Мурунтау в Узбекистане, Сухой Лог, Наталка и Нежданинское в России и др.), а также тип архейских месторождений, пока слабо представленный в России (крупнейшие в мире — Калгурли в Австралии, отработанные Холлинджер и Мак-Интайр в Канаде, и др.).

Наверное, нельзя не упомянуть ситуацию, изменившуюся за 30 лет с месторождениями, представленными джаспероидными рудами пластового и секущего типа в породах терригенно-карбонатных (и карбонатных) формаций. В свое время запасы золота, приходящиеся на этот тип, были настолько скромными (750 т), что его необходимо было бы отнести к экономически второстепенным типам. Сначала месторождения этого типа были обнаружены сравнительно ограниченно — на территории штата Невада, отчасти штата Юта и Южная Дакота (в частности, месторождение Хомстейк), США. С течением времени средние по мировым стандартам месторождения этого типа были выявлены также в России (например, Светлинское на Урале), в некоторых центральных и южных провинциях Китая (например, Дунбайджай в пров. Сычуань, Цзиньфын в Гуйчжоу и др.), отдельные мелкие месторождения в Перу. В период 1970-90 г.г. в США было обнаружено несколько месторождений этого типа с крупнейшими запасами золота, например, Голдстрайк (остаточными запасами золота и накопленной добычей этого металла, составляющими в сумме более 1200 т), Карлин (с доразведанными запасами и суммарной добычей, превысившими 500 т), Пайплайн (около 400 т), Голд-Кворри (330 т), Мейкл (280 т) и др. В результате интенсивной отработки месторождений рассматриваемого типа он занимал в 2003 г. по добыче золота (270 т) место вслед за лидирующим типом близповерхностных месторождений золото-серебряных руд.

Месторождения рассматриваемого типа очень трудно открываются, отличаясь "невидимым" тонким и дисперсным золотом. Характерными чертами их являются:
1 — локализация в областях, отличающихся чередованием тонкослоистых терригенно-карбонатных пород различного состава и редуцированным магматизмом (преимущественное проявление только даек гранитоидов).
2 — наличие секущих рудоконтролирующих разломов (с рудными проявлениями и джаспероидными метасоматитами в их зонах).
3 — развитие пластового оруденения по слоям глинисто-и углеродосодержащих карбонатных и терригенно-карбонатных пород, в сторону от подводящих рудоконтролирующих разрывов.
4 — формирование рудных пластов и пластовых залежей джаспероидных руд (определяющихся только опробованием) с вкрапленностью наложенного "послезолотого" пирита.
5 — наличие в рудах поздних секущих прожилков кварцевого и кальцит-барит-кварцевого состава с низкотемпературными марказитом, светлыми вюртцитом и клейофаном, антимонитом, реальгаром, киноварью и метациннобаритом. Комплекс перечисленных признаков оруденения поможет при организации поисков таких "скрытых" руд золота.

Но главное изменение в ситуации с мировыми запасами и добычей золота в мире связано с золотосодержащими месторождениями меднопорфировых руд. Во-первых, запасы попутного золота, заключенного в рудах этих месторождений, увеличившись к концу 2003 г. только вдвое, на самом деле опередили (на 3200 т) запасы типа, лидирующего среди собственно золоторудных месторождений — рассмотренных выше близповерхностных месторождений золото-серебряных и золото-теллуридных руд. То же произошло и с добычей. В 2003 г. попутного золота было добыто на 40 т больше сравнительно с добычей металла из "близповерхностных" руд.

Во-вторых, в самые последние годы (2001-2005 г.г.) в поисках и разведке золотосодержащих меднопорфировых месторождений произошел как бы крупный прорыв — было открыто почти одновременно несколько крупнейших месторождений с запасами попутного золота, превышающими или приближающимися к 1000 т на каждом, и начата их разведка. Это месторождения Ую-Толгой в Южной Монголии с ресурсным потенциалом золота (запасы+ресурсы) более 1300 т, Пеббл на Аляске, США — 1020 т, тяготеющая к ним по запасам группа недавно доразведанных месторождений Кейдиа в Австралии (более 750 т), месторождение Серро-дел-Галло в Центральной Мексике (до 750 т), Серро-Касале в Чили (более 715 т) и др. Если учесть "недавние" приросты запасов попутного золота на разрабатывающихся крупнейших меднопорфировых месторождениях в Узбекистане (Кальмакыр и Дальнее с остаточными запасами и ресурсами золота, достигающими в сумме почти 1,5 тыс. т), Ок-Теди в Папуа-Новая Гвинея (с остаточными запасами золота около 800 т) и менее крупные месторождения: Морро (Morro) в Чили, Брисас (Brisas) в Западной Венесуэле, Минас-Конгас (Minas Congas) в Северном Перу, Тампакан (Tampakan) и Байонган (Boyongan) на Филиппинах и др., то заключенное в их недрах попутное золото может быть оценено не менее чем в 7-8 тыс. т.

В противовес изложенному, ресурсы собственно золоторудных месторождений, разведующихся в последнее время, не достигают и трети упомянутой величины. Необходимо учитывать также благоприятную для эксплуатации форму "порфировых" меднорудных тел с попутным золотом. Напомним, что оруденение в пределах золотосодержащих меднопорфировых месторождений, будучи оконтурено по невысоким бортовым содержаниям меди (0,2-0,25%), как правило, оказывается представленным единым или несколькими сближенными рудными штоками и залежами большой протяженности и мощности. Такие образования могут отрабатываться глубокими карьерами (до 500 м и более) с малыми затратами. Как показала мировая практика, горно-обогатительные предприятия на таких месторождениях, несмотря на крупные параметры их и значительные затраты на строительство, осваиваются очень быстро — за 2-3 года, а затраты окупаются затем в течение 4-6-ти лет благодаря крупным объемам добычи. Поэтому геологические службы многих стран мира в последнее время считают, что золотосодержащие меднопорфировые месторождения представляют в мире главный источник пополнения запасов легко извлекаемого благородного металла. В связи с этим на поиски их направляются почти все находящиеся "под рукой" материальные и финансовые резервы. Очевидно, при выборе типов месторождений для поисковых работ, и в России должна быть признана приоритетной оправдавшая себя мировая практика освоения золотосодержащих меднопорфировых месторождений.

Нельзя также "сбрасывать со счетов" золоторудные месторождения двух важных геолого-промышленных типов, в определенной степени оправдавших себя в нашей стране в качестве источников пополнения запасов золота: 1) месторождений близповерхностных золото-серебряных и золото-теллуридных руд в породах вулкано-тектонических построек и 2) месторождений в углеродистых породах песчанико-сланцевых формаций.

Первые на примере месторождения Купол на Чукотке (с ресурсной базой более 220 т золота и богатыми рудами) показали возможность обнаружения на территории нашей страны крупных объектов золото-серебряных руд. Вторые на примере доразведующегося месторождения Наталка свидетельствуют о том, что сближенные и протяженные зоны жильного и прожилкового оруденения, сопровождающиеся редкими рудными прожилками в "межрудном пространстве", могут быть включены в контур мощных рудных тел при оконтуривании их по более низким бортовым содержаниям золота. В результате, как было опубликовано в журнале ''World Gold'', 2005, v.8, №10, c.12-14, предполагается, что на месторождении Наталка сумма запасов и выявленных ресурсов золота (в России категорий С2+Р1) возрастает в несколько раз против ранее подсчитанных запасов — до 793 т.